Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 08:15, курсовая работа
В социально-экономической сфере за последние столетие проделаны виражи от частной собственности к приоритету общественной, особенно в форме государственной, собственности, а затем - к плюрализму форм собственности, когда вместе должны уживаться частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Соответственно менялись представления о форме руководства экономическими процессами - то директивное прямое государственное (аппаратное) правление с возобладанием государственного планирования, то идеи смешанной планово-рыночной экономики, то вновь прекраснодушное отношение к рыночным формам хозяйства и ограничение государства лишь регулятивными функциями, то требование усиления государственно-надзорных и контрольных функций, а если необходимо - использования методов опять-таки непосредственного государственного управления отдельными отраслями хозяйства.
Введение………………………………………………………………………..3-5
Глава I. Теоретические аспекты правового регулирования в сфере образовательных услуг……………………………………………………...6-26
1.1. Понятие, принципы и задачи оказания образовательных услуг…….6-10
1.2. Субъекты оказания образовательных услуг…………………………10-17
1.3. Правовые основы регулирования в сфере образовательных услуг...17-26
Глава II. Юридическая ответственность и защита прав и интересов сторон в сфере образовательных услуг………………………………….27-43
2.1. Гражданско – правовая и иные формы защиты сторон оказания образовательных услуг………………………………………………………27-34
2.2. Юридическая ответственность сторон оказания образовательных услуг…………………………………………………………………………..34-43
Заключение…………………………………………………………………...44-46
Список использованной литературы………………………………………47-49
Следует отметить, что конкурентная ситуация (структура рынка) как таковая не зависит от действий отдельных хозяйствующих субъектов. В этом смысле конкуренция выступает как саморегулирующийся механизм ("невидимая рука"), приводящий к своего рода равновесию, "спонтанному порядку". Причем такой "порядок" зачастую называют продуктом человеческого действия, а не человеческого разума. Так, в литературе получила распространение концепция Ф. фон Хайека, который охарактеризовал конкуренцию как науку, процедуру для открытия фактов, возникающих на пути формирования спонтанного порядка, и которые без обращения к конкуренции оставались бы никому неизвестными.
Для поддержки конкуренции, обеспечения гарантий и защиты свободы экономической деятельности предусмотрен целый ряд мер экономического, административного и уголовного воздействия (в том числе и в УК РФ).
Свобода экономической деятельности гарантируется, но она не может быть абсолютной. Поэтому предусматривается ряд ограничений свободы всех субъектов экономической деятельности. Эти ограничения вытекают прежде всего из содержания прав и свобод человека и гражданина, а также из конституционных обязанностей государства их соблюдать и защищать.
Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции). Свобода экономической деятельности не должна противоречить политике государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на охрану труда и здоровья людей, гарантий их социальной защиты (ст. 7). Недопустима такая экономическая деятельность, которая наносит вред окружающей среде, допускает хищническое использование природных ресурсов, нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 36). Ограничение экономической свободы и даже прав собственности возможно в случаях принудительного отчуждения имущества (ч. 3 ст. 35), в условиях чрезвычайного положения (ст. 56) исходя из определенных обязанностей и обязательств субъекта хозяйствования и т.п
Российское антимонопольное законодательство выделяет следующие основные признаки конкурентной ситуации (среды):
- на рынке должны действовать имущественно и организационно независимые поставщики товаров в количестве, достаточном для возникновения состязательности между ними. Независимые поставщики рассматриваемого товара могут быть независимыми производителями этого товара, или продавцами товара независимых производителей, или независимыми продавцами товара одного производителя;
- на рынке должны действовать имущественно и организационно независимые покупатели товаров в количестве, достаточном для формирования некоторого уровня платежеспособного спроса. Независимые покупатели могут быть конечными потребителями того или иного товара либо посредниками при его реализации;
- на рынке должны отсутствовать
экономические и другие
- конкурентный рынок
Законодательное определение понятия конкуренции и признаков конкурентной среды в основном характеризуют два типа рыночных ситуаций: рынки совершенной ("чистой") и монополистической конкуренции. Понятия указанных типов рынков содержатся в п.18 раздела 5 Методических рекомендаций по составлению планов финансового оздоровления (бизнес-планов), утвержденных распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 5 декабря 1994 года N 98-р.
Так, под совершенной (чистой) конкуренцией понимается рыночная структура, состоящая из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего (однородного) товара, а также определяемая полной свободой входа на рынок и выхода с него и равным доступом к информации. В настоящее время рынки совершенной конкуренции достаточно редки. В реальной действительности конкуренция в большинстве своем представлена рынками монополистической конкуренции и олигополии.
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товара, отличающиеся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.
Олигополия - это рыночная структура, при которой небольшое число хозяйствующих субъектов контролируют значительную долю рынка, а вход на этот рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен или невозможен (п.2.1 Методических рекомендаций по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утвержденных приказом ГКАП РФ от 3 июня 1994 года N 67). Различаются "жесткая" и "расплывчатая" олигополии. Так, при господстве на рынке 2-3 фирм - это "жесткая" олигополия, а если 6-7 фирм занимают 70-80 процентов рынка - это "расплывчатая" олигополия (приложение N 10 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного приказом ГКАП РФ от 12 декабря 1996 года N 169. Далее - Порядок проведения анализа).
С субъективной стороны конкуренция представляет собой особого рода экономические отношения между конкретными хозяйствующими субъектами, которые возникают в связи с производством и обменом материальных благ (товаров, работ, услуг). Содержанием данных экономических отношений является конкретное волевое поведение хозяйствующих субъектов (конкурентов), заключающееся в состязании (борьбе) между ними посредством совершения различных самостоятельных действий. Однако не всякие состязательные действия людей следует относить к конкуренции: например, спортивное состязание двух бегунов за титул чемпиона либо борьба политических лидеров за занятие определенных должностей в государственном аппарате и т.п. Несмотря на ярко выраженное столкновение интересов этих соперников в борьбе за достижение одной и той же цели, упомянутые отношения состязательности лишены экономического содержания, то есть не связаны с производством, распределением и обменом материальных благ (продукции, товаров, работ, услуг).
Правовые формы реализации конкуренции заключаются в создании государством юридических условий существования экономической состязательности на рынке и ее поддержке (то есть конкурентных рынков типа "совершенной", монополистической конкуренции или олигополии), а также в признании за хозяйствующими субъектами возможности осуществлять конкурентные действия (право на конкуренцию).
Юридические условия существования и развития экономической состязательности на рынке (конкурентных рынков) состоят в наличии норм и институтов права, базирующихся на следующих основных принципах: свободное развитие предпринимательства, формальное равенство участников имущественных отношений, всемерная охрана частной собственности, свобода договора, обеспечение защиты нарушенных прав. На них основана система гражданского и торгового права абсолютного большинства стран, ориентированных на рыночные приоритеты в регулировании экономики.
В Российской Федерации данные принципы нашли законодательное закрепление в положениях целого ряда законодательных актов. Особое место среди них занимает Конституция РФ.
Конституционные принципы существования конкурентных рынков получили развитие в ст.1 Гражданского кодекса РФ ("Основные начала гражданского законодательства") и других традиционных нормах и институтах гражданского права. В частности, принципы свободного развития предпринимательства, равноправия хозяйствующих субъектов, охраны частной собственности находят свое развитие в положениях Кодекса, устанавливающих порядок организации и деятельности субъектов предпринимательства, в нормах о праве собственности, обязательствах и т.д. Принцип свободы договора, являющийся важнейшим юридическим условием рыночной состязательности (ст.421 ГК), реализуется в других нормах Кодекса (о сделках и договорах и т.д.).
Для существования конкурентной среды нужно, чтобы хозяйствующие субъекты были свободны в методах и средствах экономического состязания. С другой стороны, такое состязание возможно лишь при условии, если государство обеспечивает за каждым из них произведенные ими продукты и приобретенные товары. И хотя сегодня частная собственность и свобода договора подвергаются некоторым ограничениям, необходимым для нормального функционирования экономики, все же именно на этом основана конкуренция.
На закрепление и реализацию основных принципов существования и развития конкуренции в отечественной экономике направлены также многие важнейшие федеральные законы и подзаконные акты РФ, из которых стоит выделить следующие: Федеральный закон от 21 июля 1997 года "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", Закон РФ от 26 июня 1991 года "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации" с изм. от 19 июня 1995 года, Закон РФ от 4 июля 1991 года "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" с изм. от 16 ноября 1997 года, Федеральный закон от 14 июня 1995 года "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Федеральный закон от 26 декабря 1995 года "Об акционерных обществах" с изм. от 13 июня 1996 года, Федеральный закон от 8 мая 1996 года "О производственных кооперативах", Федеральный закон от 8 января 1998 года N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Указ Президента РФ от 12 декабря 1991 года "О едином экономическом пространстве Российской Федерации", Указ Президента РФ от 29 января 1992 года "О свободе торговли" с изм. от 16 мая 1997 года и другие. Данные нормативные акты заложили правовую основу существования и развития конкуренции в отечественной экономике.
Упомянутые принципы, являющиеся юридическими условиями существования экономической состязательности на рынке, взаимосвязаны между собой: при отсутствии одного из них не могут реализовываться и другие, невозможна и сама конкуренция. На основе этих принципов в некоторых зарубежных странах (Франция, Великобритания) была разработана специальная конструкция права на свободную конкуренцию*(5). Ее суть состоит в том, что каждый предприниматель вправе свободно вести свой промысел. Основные условия свободного ведения промысла - состязательность и свобода выбора как законные неотъемлемые права человека. Свобода выбора предпринимателя состоит в том, что собственники (владельцы) материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать их по собственному усмотрению, приобретать ресурсы, организовывать процесс производства товаров (услуг), продавать их по своему выбору. Для реализации предпринимателями своего права на конкуренцию необходима совокупность следующих условий:
- возможность неограниченного доступа на рынок и выхода с него всем желающим, в результате чего на рынке много продавцов и покупателей;
- продавцы и покупатели
не могут контролировать
- невмешательство государства в процесс состязательности на рынке (в формирование спроса, предложения и рыночных цен).
Вместе с тем "свобода" конкуренции не является абсолютной, что признают и сами зарубежные авторы*(6). Она имеет определенные пределы осуществления, которые состоят в том, что оборотной стороной права на конкуренцию выступают ответственность предпринимателя за законность и безопасность своей деятельности и уважение аналогичного права другого предпринимателя на свободное ведение промысла, недопустимость недобросовестной конкуренции и монопольных злоупотреблений.
В правовой доктрине и правотворческой деятельности России конструкция права на конкуренцию является неразработанной.
Провозглашая государственную поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности в Российской Федерации (ч.1 ст.8 Конституции РФ), государство тем самым предоставило субъектам предпринимательства возможность конкурировать между собой (совершать конкурентные действия). Представляется, что право на конкуренцию - это субъективное гражданское право лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
Если с экономической стороны конкуренция понимается как экономические отношения между хозяйствующими субъектами, образующие состояние состязательности на рынке, то право на конкуренцию, по сути, представляет собой узаконенную возможность лица при осуществлении им предпринимательской деятельности состязаться посредством совершения самостоятельных действий с другими субъектами предпринимательства (конкурентами) за приоритетное приобретение его товаров (работ, услуг) потребителями (покупателями).
Несмотря на то, что конкурентные действия выступают в качестве особых методов осуществления предпринимательской деятельности, их не следует отождествлять с последней. Занятие предпринимательской деятельностью не всегда предполагает наличие конкуренции (например, предпринимательская деятельность субъектов естественных и государственных монополий либо в условиях временной монополии). Поэтому предпринимательская деятельность, основным содержанием которой является пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг с целью систематического получения прибыли (абз.3 п.1 ст.2 ГК), может осуществляться при отсутствии соперничества за покупательский спрос и соответственно без использования конкурентных действий.
В настоящей работе будет предпринята попытка рассмотреть содержание права на конкуренцию с позиций традиционных правомочий субъективного права: правомочия на собственные действия; правомочия требования; правомочия на защиту.
Правомочие на собственные действия, на наш взгляд, состоит в возможности субъекта предпринимательства совершать состязательные действия по отношению к другим предпринимателям (конкурентам) с целью привлечения к своим товарам (работам, услугам) потребительского (покупательского) спроса. Указание на то, что конкуренция - это не только определенная ситуация на рынке, но и самостоятельные действия хозяйствующих субъектов, содержится в абз.6 ст.4 Закона о конкуренции. Из всего разнообразия состязательных действий в качестве основных следует назвать ценовые и неценовые конкурентные действия.
Ценовые действия заключаются в том, что хозяйствующий субъект снижает цену своего товара (работы, услуги), чем привлекает к себе покупателей. Если кто-то начинает состязаться с ним в уменьшении цены, то, не рассчитав своих возможностей, может проиграть в конкурентной борьбе. Так, для поражения соперников применяется демпинг - продажа товаров по чрезвычайно низким ценам.
Другие конкурентные действия получили наименование "неценовых", так как главным инструментом соперничества выступает потребительная стоимость товаров (работ, услуг), их качество и другие факторы, непосредственно не связанные с ценой товара. Как указывал Г.Ф.Шершеневич, "конкуренция прежде всего происходит на почве качества предлагаемых товаров. Каждое предприятие стремится привлечь к себе внимание потребителей действительными или мнимыми преимуществами своих товаров перед товарами соперников". Неценовые действия выражаются в улучшении качества и потребительских свойств товаров (работ, услуг), расширении их ассортимента и введении в оборот новых товаров, улучшении сервисного обслуживания, продлении гарантийных сроков и т.д. Следует также назвать конкурентные действия, связанные с условиями производства и продажи товаров. К ним, в частности, относятся использование новых технологий (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов), товарных знаков и иных объектов промышленной собственности (ноу-хау и т.д.), захват более удобного местонахождения. Особо следует указать на рекламные действия конкурентов как мощное средство привлечения потребительского спроса.
Информация о работе Экономическая основа конституционного строя РФ