Экономическая основа конституционного строя РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 08:15, курсовая работа

Краткое описание

В социально-экономической сфере за последние столетие проделаны виражи от частной собственности к приоритету общественной, особенно в форме государственной, собственности, а затем - к плюрализму форм собственности, когда вместе должны уживаться частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Соответственно менялись представления о форме руководства экономическими процессами - то директивное прямое государственное (аппаратное) правление с возобладанием государственного планирования, то идеи смешанной планово-рыночной экономики, то вновь прекраснодушное отношение к рыночным формам хозяйства и ограничение государства лишь регулятивными функциями, то требование усиления государственно-надзорных и контрольных функций, а если необходимо - использования методов опять-таки непосредственного государственного управления отдельными отраслями хозяйства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3-5
Глава I. Теоретические аспекты правового регулирования в сфере образовательных услуг……………………………………………………...6-26
1.1. Понятие, принципы и задачи оказания образовательных услуг…….6-10
1.2. Субъекты оказания образовательных услуг…………………………10-17
1.3. Правовые основы регулирования в сфере образовательных услуг...17-26
Глава II. Юридическая ответственность и защита прав и интересов сторон в сфере образовательных услуг………………………………….27-43
2.1. Гражданско – правовая и иные формы защиты сторон оказания образовательных услуг………………………………………………………27-34
2.2. Юридическая ответственность сторон оказания образовательных услуг…………………………………………………………………………..34-43
Заключение…………………………………………………………………...44-46
Список использованной литературы………………………………………47-49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ЛЮБАНЯ.docx

— 101.88 Кб (Скачать файл)

 

Что же касается перехода в частную собственность принадлежащих публично-правовым образованиям долей участия (паев) в обществах с ограниченной ответственностью и в хозяйственных товариществах, а также патентов и иных объектов "интеллектуальной собственности" (что предусмотрено в ст. 1 Закона о приватизации государственных и муниципальных предприятий), то здесь речь идет о переходе к другим лицам прав, а не вещей, что и с точки зрения общего гражданского законодательства требует особого оформления (см. ст. 382-390 ГК).

 

Переход из публичной в частную собственность таких объектов недвижимости, как предприятия (имущественные комплексы), жилые дома, квартиры, земельные участки, предусмотрен специальными законами. Они же устанавливают условия и порядок оформления такого перехода, включая оформление права собственности. Поэтому общие правила ГК о приобретении и прекращении права собственности распространяются на эти отношения только при отсутствии специальных указаний в законодательстве о приватизации. По существу, это означает, что в соответствии с общим правилом об исключении специальным законом действия общего закона отношения приватизации в основном выведены из-под действия правил ГК РФ.

 

Содержание собственности как юридической категории раскрывается через правомочия собственника. Следует отметить, что в последние годы традиционная концепция права собственности значительно обогатилась многими социальными, экономическими, природоохранными и другими правомочиями и обязательствами. Отсюда вытекают изменения в юридическом содержании собственности, находящие отражение в современном законодательстве.

 

Достаточно широко распространена концепция о реализации собственности через одиннадцать прав: право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благом; право пользования, т.е. право применения полезных свойств блага для себя; право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ; право на доход, т.е. право обладать результатом от использования благ; право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага; право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды; право на передачу благ в наследство; право на бессрочность обладания благом; запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде; право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга; право на остаточный характер, т.е. право на осуществление процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

 

Каждый собственник вправе потребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Он может потребовать устранения всяких нарушений его права собственности.

 

Заключение

 

Следует обратить внимание и на тот факт, что приоритет прав личности не ограничивается только политической сферой. В гл. "Основы конституционного строя" признаны права личности и в экономической сфере. Сняты многие ограничения, которые имели место на протяжении последних десятилетий и низводили экономический интерес личности до заработной платы, как правило, на государственном предприятии или в государственном учреждении, организации.

 

Согласно действующей Конституции частная собственность на орудия и средства производства признается и защищается в той же мере и теми же средствами, что и государственная. Гражданин может иметь в частной собственности заводы, фабрики, банки, станки и иное оборудование, транспортные средства, может стать землевладельцем. Запрещаются любые формы государственного притеснения частнособственнических интересов, создание каких-либо искусственных препятствий для осуществления собственником правомочий владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Конституция допускает лишь добросовестную конкуренцию и гарантирует свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации.

 

Конституция 1993 г. не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества, не устанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной или ведущей, равно как не предусматривает и ограничений для других, в частности для личной собственности граждан, что провозглашалось предшествующими конституциями и основанным на них законодательством. Действующая Конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту.

 

Экономической основой общества становится рыночная экономика, для нормального и эффективного функционирования которой необходимо обеспечить, во-первых, свободу экономической деятельности и, во-вторых, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых и иных ресурсов, т. е. единство экономического пространства на всей территории страны. Статья устанавливает юридическую гарантию действия этих принципов, а также третьего основополагающего принципа рыночной экономики - свободы конкуренции.

 

Если сравнить роль государства в создаваемой рыночной экономике и в централизованной Административно-командной системе, то нельзя не заметить, что эта роль кардинально меняется и в новых условиях сводится в основном к осуществлению двух функций; 1) установлению того, что принято называть правилами экономической игры, т. е. изданию законов, определяющих правила поведения субъектов экономической, хозяйственной деятельности, распространяющиеся на всех участников соответствующих отношений, и 2) защите всех возникающих в соответствии с этими правилами отношений и их участников от любых противоправных нарушений с чьей бы то ни было стороны.

 

В числе важнейших процессов в жизни страны последних лет - экономические реформы и связанные с ними шаги исполнительной власти, посредством которых удалось во многом стабилизировать экономическую и социальную ситуацию, хотя социальная цена реформ по-прежнему остается весьма высокой.

 

Библиография

 

Список использованных нормативных правовых актов

 

1.         Конституция РФ от 12.12.1993 // "Российская  газета" от 25 декабря 1993 г. N 237

 

2.         Гражданский кодекс Российской  Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ  Часть первая // Собрание законодательства  Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301

 

3.         Гражданский кодекс Российской  Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ  Часть вторая // Собрание законодательства  Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410

 

4.         Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках" (с изменениями  от 24 июня 1992 г.)

 

5.         Закон РСФСР от 31 октября 1990 г. "Об  обеспечении экономической основы  суверенитета РСФСР" // "Ведомости  Съезда народных депутатов РСФСР  и Верховного Совета РСФСР" от 1 ноября 1990 г., N 22, ст. 260

 

6.         Конституция (Основной закон) Союза  Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой  сессии Верховного Совета СССР  девятого созыва 7 октября 1977 г.) (утратила  силу)

 

7.         Конституция (Основной закон) Союза  Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских  Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.) // Юридическое Издательство  НКЮ СССР, Москва, 1937 г. (утратила  силу)

Список использованных литературных источников

 

8.         Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000.- 528 с.

 

9.         Антюганов С.В., Бородин В.А., Кронский В.С. Государственное управление собственностью. М.; Нижний Новгород: Изд-во Волго-вятской акад. гос. службы, 2001.

 

10.       Астапов  К.Л., Управление государственной  собственностью в РФ // "Законодательство  и экономика", декабрь 2002 г. , N 12

 

11.       Балацкий Е. Особенности российской модели управления государственным сектором. Проблемы теории и практики управления // Экономист.- 2002.- N 2.

 

12.       Большая  советская энциклопедия. - М.: Изд-во "Советская энциклопедия", 1973, т.13

 

13.       Борисов  Е.Ф. Экономическая теория. - М., 1997.

 

14.       Гальперин  Л., Михайлова Л. Правовые аспекты  недобросовестной конкуренции // Правоведение. 1991. N 1

 

15.       Горегляд В.П. Об особенностях современного бюджетного процесса// Финансы.- 2002.- N 10.

 

16.       Гребенников  В.В. Институт собственности в  условиях рыночной экономики  и социального государства. М., 1996.

 

17.       Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). - М., 1998.

 

18.       Комментарий  к Гражданскому кодексу РФ. Часть  первая / Под ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина Юрайт-Издат; Право и закон, 2002.-880с.

 

19.       Ленин  В.И. Полное собрание сочинений: Т. 37.

 

20.       Мареева, С. Управление федеральной собственностью "эж-ЮРИСТ", 2003 г., N 7

 

21.       Модин, Н. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления "Российская юстиция", март 2002 г., N 3

 

22.       Научно-практический  комментарий к Конституции Российской  Федерации / Под ред. В.В.Лазарев // СПС "Гарант" по состоянию на 1 мая 2003.

 

23.       Петров  Г. М. Поощрение в государственном  управлении (правовые аспекты). Ярославль, 1993.

 

24.       Постатейный  комментарий к Конституции Российской  Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.- 959с.

 

25.       Постатейный  комментарий к Конституции Российской  Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова М.: Издательство БЕК, 1994

 

26.       Тихомиров  Ю. А. Власть в обществе: единство  и разделение // Советское государство  и право. 1990. N 2..

 

27.       Советское  государственное право: Учеб./Под  общ. ред. А.Я.Вышинского. - М.: Изд-во НКЮ СССР, 1938.

 

28.       Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения, 1989, N 12.

 

29.       Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - М., 1995.


Информация о работе Экономическая основа конституционного строя РФ