Юридическая личность некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 11:25, дипломная работа

Краткое описание

За последние годы в России наметилась устойчивая тенденция роста числа некоммерческих организаций. Возникают все новые фонды, объединения, союзы и т.д. Это во многом объясняется разнообразием и важностью функций, выполняемых некоммерческими организациями. Так, например, добровольные объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) обеспечивают координацию предпринимательской деятельности, защиту имущественных интересов юридических лиц. Немаловажную роль играют также общественные объединения граждан, различные фонды, учреждения.
Сегодня открываются все новые возможности расширения деятельности некоммерческих организаций, постепенно преобразующихся в обширную и влиятельную систему, во всех областях экономической, социальной и общественной жизни России.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1 Понятие и основные организационно – правовые формы некоммерческих организаций
1.1 Правовой статус некоммерческих организаций…………….........................6
1.2 Общественные объединения.............................................................................11
1.3 Религиозные организации.................................................................................18
1.4 Фонды.................................................................................................................21
1.5 Учреждения........................................................................................................25
1.6 Автономные некоммерческие организации....................................................27
1.7 Некоммерческие партнерства..........................................................................29
1.8 Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.......31
1.9 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)................................34
Глава 2. Способы создания и ликвидации некоммерческих организаций
2.1 Учредители (участники, члены) некоммерческих организаций............... .36
2.2 Учредительные документы некоммерческих организаций……................42
2.3 Уставные цели некоммерческих организаций………………………...….47
2.4 Государственная регистрация некоммерческих организаций…................52
2.5 Реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций…..................60
Заключение…………………………………………………………….................73
Библиография………………………….………………………………...………75

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Шелленберг (1).doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

4. руководящие  и иные органы политической  партии, ее региональные отделения  и иные структурные подразделения  должны находиться на территории  Российской Федерации.

Высшим органом  управления партии является съезд. На съезде партии избирается ее постоянно действующий руководящий орган (центральный комитет, президиум, центральный совет). В работе региональных конференций вправе принимать участие делегаты, избранные первичными организациями, а в работе общего собрания партии принимают участие все члены партии данного регионального отделения.

В собственности  политической партии может находиться любое имущество, необходимое для  обеспечения ее деятельности. Собственником  имущества политической партии, в  том числе имущества ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является политическая партия в целом. Члены политической партии не имеют прав в отношении имущества политической партии. Имущество политической партии используется только для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Религиозные  организации

Деятельность  религиозных объединений, помимо Гражданского Кодекса Российской Федерации, ФЗ «О некоммерческих организациях» и  «Об общественных объединениях», регулируется ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан  Российской Федерации, иных лиц, постоянно  и на законных основаниях, проживающих  на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

1. вероисповедание;

2.совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

3. обучение религии  и религиозное воспитание своих последователей5.

Религиозные объединения  могут создаваться в формах:

1.религиозной  группы - добровольное объединение  граждан, образованное в целях  совместного исповедания и распространения  веры, осуществляющее деятельность  без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица;

2.религиозной  организаций – добровольное объединение  граждан Российской Федерации,  иных лиц, постоянно и на  законных основаниях проживающих  на территории Российской Федерации,  образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на:

 

 

1.местные - религиозная  организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении;

2.централизованные - религиозная организация, состоящая  в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Пункт 6 статьи 8 ФЗ «О свободе совести и религиозных  объединениях» позволяет сделать  вывод о том, что существует еще  один вид религиозных организаций. Речь идет об организациях, созданных  централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом и имеющих цель и признаки религиозной организации. К подобным религиозным организациям можно отнести руководящие либо координирующие органы, а также учреждения религиозного профессионального образования. Однако, анализируя перечисленные выше признаки данной разновидности "религиозной организации", можно прийти к выводу, что они не соответствуют признакам религиозного объединения, поскольку создаются не гражданами, а централизованными религиозными организациями6.

Учредителями  местной религиозной организации  могут быть не менее десяти граждан  Российской Федерации, объединенных в  религиозную группу, у которой  имеется подтверждение ее существования  на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Централизованные религиозные организации образуются, соответственно, при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания7.

Порядок формирования имущества религиозных объединений  идентичен порядку формирования имущества иных общественных объединений. Вместе с тем религиозные объединения, помимо указанных источников, имеют возможность формировать свое имущество за счет передачи им из федеральной собственности культовых зданий и имущества религиозного назначения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 466 "О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, относящихся к федеральной собственности" и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 248 "О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения".

Также необходимо отметить, что учредители утрачивают все имущественные права в  отношении переданного имущества8.

Решение о государственной  регистрации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также религиозных организаций, образуемых этими централизованными религиозными организациями, принимает Федеральная регистрационная служба. Решение о государственной регистрации местных религиозных организаций, а также централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, и религиозных организаций, образуемых этими централизованными религиозными организациями, принимается территориальными органами Федеральной регистрационной службы.

Запрещается создание религиозных объединений в органах  государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Законом запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

 

 

 

1.4 Фонды

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов  и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или  иные общественно полезные цели9.

Деятельность  фондов регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «О некоммерческих организациях», «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях» «Об общественных объединениях», а также подзаконными актами.

Учредителями  фонда могут быть любые лица. Однако учредителями благотворительного фонда  не вправе выступать органы государственной  власти и органы местного самоуправления, а также государственные и  муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения10.

В отличие от иных видов некоммерческих организаций  для фондов законодатель не устанавливает  какой-либо определенной структуры  органов управления. Перечень и структура  органов управления фонда закрепляются в его уставе. При этом какую бы систему органов ни установил устав фонда, в этой системе обязательно должен присутствовать специальный орган - попечительский совет. Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью фонда, за использованием средств фонда, соблюдением им законодательства. Попечительский совет действует на общественных началах11.

Образовав фонд и передав ему в собственность  определенное имущество, учредители утрачивают все имущественные права в  отношении него12. Отсутствие каких-либо имущественных прав участников в отношении созданных ими фондов приводит к тому, что учредители и фонд не отвечают по обязательствам друг друга.

Установлено также  целевое назначение имущества фонда, то есть обязанность использовать имущество  для целей, определенных уставом. Отсюда следует, что любая сделка, совершенная фондом с использованием своего имущества на цели, не соответствующие его уставу, может быть признана судом недействительной по иску самого фонда, его учредителей и иного заинтересованного лица.

Для фонда предусмотрены  дополнительные, по сравнению с другими  формами юридических лиц, основания  ликвидации:

1. если имущества  фонда недостаточно для осуществления  его целей и вероятность получения  необходимого имущества нереальна;

2. если цели  фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3. в случае  уклонения фонда в его деятельности  от целей, предусмотренных его  уставом.

Среди фондов законодатель выделил определенные виды, которым  придал особое значение, введя регулирование их деятельности специальными федеральными законами, например, в Федеральном законе «Об общественных объединениях» предусмотрена возможность создания общественного фонда, который представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в целях предоставления кредитов на возведение и ремонт жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений, благоустройство садовых, огородных и дачных земельных участков создаются фонды взаимного кредитования. Кредиты выдаются только учредителям фонда взаимного кредитования;

В соответствии с Федеральным законом «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях» допускается возможность  создания благотворительного фонда, статус которого имеет целый ряд особенностей. Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Федеральным законом  «О негосударственных пенсионных фондах»  определены особенности деятельности негосударственных пенсионных фондов. Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

1. деятельность  по негосударственному пенсионному  обеспечению участников фонда  в соответствии с договорами  негосударственного пенсионного обеспечения;

2. деятельность  в качестве страховщика по  обязательному пенсионному страхованию  в соответствии с Федеральным  законом от 15 декабря 2001 г. «Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации» и  договорами об обязательном пенсионном страховании;

 

3. деятельность  в качестве страховщика по  профессиональному пенсионному  страхованию в соответствии с  федеральным законом и договорами  о создании профессиональных  пенсионных систем.

Собственное имущество  фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления13. Согласно ст. 28 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» состав и структура органов управления фонда определяются уставом фонда.

Высшим органом  управления фонда является совет  фонда. Для осуществления оперативного управления деятельностью фонда  уставом фонда может предусматриваться  создание единоличного исполнительного  органа фонда (исполнительный директор, президент) или единоличного исполнительного органа фонда и коллегиального исполнительного органа фонда (исполнительная дирекция). В целях надзора за деятельностью фонда и защиты интересов вкладчиков и участников фонд создает попечительский совет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Учреждения

Учреждением является некоммерческая организация, созданная  собственником для осуществления  управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера и финансируемая полностью  или частично этим собственником.

Учреждение действует на основании единственного учредительного документа - устава, утвержденного собственником. В случаях, когда создаются учреждения, выполняющие однородные функции, возможно утверждение примерного устава. Так, например, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 г. N 329 утверждено Положение о театре в Российской Федерации, которое для государственных театров является обязательным, а для негосударственных - примерным. Особенно много типовых положений действует в сфере образования.

Гражданский кодекс и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» указывают, что особенности  правового положения отдельных  видов государственных и иных учреждений определяются законом и  иными правовыми актами. К таким  актам относятся: Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», «О библиотечном деле», «О науке и государственной научно-технической политике», «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и т.д. Организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности.

Информация о работе Юридическая личность некоммерческих организаций