Гарантии и проблемы практической реализации личных прав и свобод человека и гражданина в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются личные права и свободы, как важнейший элемент в системе правового статуса человека и гражданина.
Предмет исследования – сущность и практическая реализация личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Целью исследования выступает исследование и анализ института личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации..

Содержание

Введение……………………………………………………………….…..4
1 Личные права и свободы в системе правового статуса человека и гражданина………………………………………………………………………...7
1.1 Конституционные права и свободы человека и гражданина РФ и их классификация……………………………………………………………….........7
1.2 Понятие и сущность личных прав и свобод человека и гражданина…………………………………………………………………...…..13
2 Общая характеристика личных прав и свобод человека…………………...17
2.1 Право на жизнь…………………………………………………………...…17
2.2 Право на охрану достоинства личности…………………………………..18
2.3 Право на свободу и личную неприкосновенность………………………..19
2.4 Право на неприкосновенность частной жизни……………………………22
2.5 Право на защиту своей чести и доброго имени…………………………...26
2.6 Право на неприкосновенность жилища…………………………………...28
2.7 Право определения и указания своей национальности и пользования родным языком…………………………………………………………………..31
2.8 Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и места жительства………………………………………………………………………..32
2.9 Свобода совести и вероисповедания……………………………………....34
2.10 Свобода мысли и слова……………………………………………………36
2.11 Право на информацию……………………………………………………..38 2.12 Право на защиту своих прав и свобод……………………………………39
3 Гарантии и проблемы практической реализации личных прав и свобод человека и гражданина в РФ……………………………………………………42
3.1 Гарантии личных прав и свобод человека и гражданина………………...42
3.2 Проблемы практической реализации личных прав и свобод……………56
Заключение………………………………………………………………………63
Глоссарий………………………………………………………………………..68
Список сокращений……………………………………………………………..71
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом сга Петрова С А..!!.doc

— 396.50 Кб (Скачать файл)

     Ю.А. Красиков полагает, что честь - это  общественная оценка личности, мера социальных, духовных качеств гражданина как члена общества, которая во многом зависит от самого гражданина, от его поведения, отношения к другим людям, коллективу, государству. Достоинство - это внутренняя самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения. Репутация - это оценка личности родственниками, друзьями, сослуживцами общественного значения гражданина, его компетентности, способностей, коммуникабельности. Честь, достоинство и репутация взаимно связаны, характеризуют личность, неотделимы от неё и составляют важнейшее духовное богатство. Вместе с этим честь, достоинство и репутация отражают определенные социальные отношения между гражданином и обществом, а потому имеют большое общественное значение23.

     Резюмируя вышеуказанные определения, можно сделать вывод о том, что честь и достоинство - понятия достаточно широкие, богатые по содержанию и глубоко диалектические по своей природе. Они могут восприниматься в сферах нравственного сознания (как чувства и как понятия), этики (как категории морали) и права (как защищаемые законом социальные блага).

     2.6 Право на неприкосновенность  жилища

 

     Право на неприкосновенность жилища является также одним из важнейших в  международном праве и закреплено во многих международных правовых актах. Так, согласно ст.12 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. "никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища"24.

     Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. предусматривает, что не должно быть никакого вмешательства со стороны государственных органов в пользовании этим правом, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

     Согласно  ст.17 Международного пакта о гражданских  и политических правах никто не может подвергаться произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность жилища. В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции25.

     Конституционный принцип неприкосновенности жилища означает запрет входить в него против воли проживающих в нём лиц. Право  на неприкосновенность жилища является личным неимущественным правом и  составляющей права на неприкосновенность частной жизни (ст.150 ГК РФ). Всё, что происходит в жилище, не может быть предано гласности (обнародовано) без согласия на то заинтересованных лиц26.

     Законодательством предусмотрены основания и порядок  ограничения принципа неприкосновенности жилища. Согласно ст.5 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"27 органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

     Согласно  ст.11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О  милиции"28 (с посл. изм) сотрудники милиции вправе беспрепятственно входить в жилье и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, осматривать их при наличии данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

     Согласно  п. "з" ст.13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "Об органах федеральной  службы безопасности в Российской Федерации"29 органам федеральной службы безопасности предоставлено право беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершено или совершается преступление, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан.

     Федеральные органы государственной охраны в  целях осуществления государственной  охраны имеют право: беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности при пресечении преступлений, создающих угрозу безопасности объектов государственной охраны, а также при преследовании лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений, если промедление может создать реальную угрозу безопасности объектов государственной охраны. Обо всех случаях вхождения в жилые и иные помещения против воли проживающих в них граждан федеральные органы государственной охраны уведомляют прокурора в течение 24 часов30 (п.9 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране").

     В соответствии с ч.1 ст.12 УПК РФ осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 ст.165 УПК РФ. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения.

     Обыск и выемка в жилище в соответствие с ч.2 ст.12 УПК РФ могут производиться  на основании судебного решения.  

     2.7 Право определять и указывать свою национальность и право пользование родным языком  

     Любое лицо вправе определять свою национальность (отношения к определенной этнической группе). При этом самоидентификация  не обязательно будет определяться этническим происхождением - национальностью родителей.

     До  достижения возраста 16 лет национальность ребенка может быть определена и  указана, если в этом есть необходимость, только по воле родителей. Но по достижении этого возраста человек вправе сам  определить и указать свою национальную принадлежность. При этом соответствующие органы не должны выяснять его кровное родство, поскольку это противоречило бы Конституции.

     Отсутствие  указания в документах национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий, поскольку Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств. За прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой или национальной принадлежности предусмотрена уголовная ответственность.

     Право на пользование языком означает, что  государство гарантирует гражданам  Российской Федерации осуществление  основных политических, экономических, социальных и культурных прав вне зависимости от их знания какого-либо языка31 (ст.5 Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (с изменениями от 24 июля 1998 г., 11 декабря 2002 г.).

     Закон о языках гарантирует гражданам, не владеющим государственным языком России или республики, право выступать на заседании, совещании, собрании в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях на том языке, которым они владеют. В случае необходимости должен обеспечиваться соответствующий перевод. На государственном, родном или любом другом языке народов России, которым владеет гражданин, он вправе обращаться в государственные органы, организации, на предприятия и в учреждения Российской Федерации с предложениями, заявлениями, жалобами. Ответы на них должны даваться на языке обращения, а при отсутствии такой возможности - на государственном языке России (ст. 15 Закона). 

     2.8 Право на свободу передвижения  и выбора места пребывания  и места жительства 

     Право свободно передвигаться, выбирать местопребывания и местожительства (ст. 27 Конституции РФ). Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Данное конституционное установление согласуется с Декларацией о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, п.3 ст.5 которой предусматривает, что иностранцы, на законном основании находящиеся на территории государства, пользуются правом на свободное передвижение и свободу выбора места жительства в границах государства при отсутствии ограничений, которые предусмотрены законом и которые необходимы в демократическом обществе для защиты государственной безопасности, общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения или прав и свобод других.

     Право гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места  пребывания и жительства в пределах РФ не является абсолютным, поскольку  в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции РФ оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     С начал 90-гг. различные судебные инстанции РФ, вплоть до Конституционного суда РФ, рассматривали споры с ограничением права на свободу. Показательны два дела:

     - Постановление Конституционного  Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П  "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713";

     - Определение Конституционного Суда  РФ от 23 июня 2000 г. N 147-О "По жалобе  гражданина Манукяна Согомона  Оганесовича на нарушение его  конституционных прав статьей  36 Закона Краснодарского края "О  порядке регистрации пребывания  и жительства на территории Краснодарского края" и постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края "О перечне городов и районов края, в которых временно вводится особый порядок регистрации по месту жительства, и Правилах регистрации по месту жительства в них".

     Из  приведенных выше дел необходимо сделать один важный вывод: Уведомление  гражданином Российской Федерации  органов регистрационного учета  о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным  законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"32, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

     Механизм  использования такого правового  средства, как регистрация, не должен служить целям, не совместимым с ее уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений.

     2.9 Свобода совести и вероисповедания

 

     Действующая российская Конституция 1993 г. в главе 2 "Права и свободы человека и гражданина" также регламентировала, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" (ст.28). В контексте рассматриваемого вопроса о содержании конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания можно заметить, что наличествовавшее в предыдущих конституционно-правовых актах право на атеистическую пропаганду, атеистические убеждения заменено на более нейтральное и неопределенное "иные убеждения". Данный термин не подлежит расширительному толкованию и не может быть связан, скажем, с политическими, научными и прочими убеждениями, а должен находиться в рамках непосредственного содержания ст.28, определяющей свободу того или иного отношения человека и гражданина к религии. Поэтому под "иными убеждениями" следует понимать убеждения, связанные с отношением к религии, но отличающиеся от религиозных, например свободомыслие, агностицизм и т.д. Но чаще всего "иными убеждениями" в контексте данной нормы считаются убеждения, прямо противоположные религиозным, - материалистические, атеистические, антирелигиозные. Конституция РФ прямо не предусматривает возможности иметь атеистические убеждения, осуществлять атеистическую пропаганду или иную атеистическую деятельность, создавать атеистические общественные объединения и т.д., но и не запрещает этого. Кроме того, установленная в ст.28 возможность действовать в процессе реализации свободы совести в соответствии со своими убеждениями (как религиозными, так и иными) позволяет сделать вывод, что свобода атеизма, атеистическая деятельность и атеистическая пропаганда могут иметь место, конечно, при условии соблюдения законодательства РФ и не нарушения прав и свобод других лиц.

Информация о работе Гарантии и проблемы практической реализации личных прав и свобод человека и гражданина в РФ