Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 00:48, лекция
С тех пор как человечество в ходе исторического развития стало на путь регулирования социальных связей (как внутренних, так и внешних), возник вопрос о том, что представляет собой организованное подобным образом сообщество людей. Взгляды на государство и его происхождение менялись в каждую историческую эпоху в зависимости от интересов и потребностей общества.
Государственный орган – это специально созданная организация, имеющая строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Объединенные в единую систему органы государства образуют аппарат государства, который еще называют механизмом государства.
Механизм государства – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, наделенных властными полномочиями с целью осуществления управления обществом и защиты его основных интересов.
Обычно
система государственных
1) представительные законодательные органы;
2) органы исполнительной власти;
3) органы судебной власти.
Представительным
Органы исполнительной власти:
а) правительство – высший государственный орган исполнительной власти. Он непосредственно осуществляет управление страной. В Российской Федерации Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров;
б) министерства и ведомства – исполнительные органы государства, которые формируются Правительством, исходя из конкретных задач в отдельных сферах общественной жизни (экономика, социальное строительство, обеспечение безопасности граждан и государства, развитие культуры, науки и т.д.).
На все органы исполнительной власти возлагается обязанность организовывать и обеспечивать реализацию принятых законов.
Правоохранительные органы – это органы государства, разрешающие различные имущественные и иные споры, а также контролирующие исполнение законов и определяющие меру взыскания (наказания) за неисполнение законов.
Система судебных органов Российской Федерации:
а) Конституционный Суд Российской Федерации (не имеет звеньев);
б) суды общей юрисдикции (имеют три звена);
в) арбитражные суды (имеют два звена).
Первым звеном судов общей юрисдикции являются городские (районные) народные суды. Вторым звеном судов общей юрисдикции являются областные (краевые) суды, а также верховные суды республик в составе РФ.
Третьим звеном является Верховный Суд Российской Федерации. Это высший судебный орган по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд РФ имеет право осуществлять проверку законности и обоснованности решения нижестоящими судами конкретных дел. Верховный Суд РФ может давать разъяснения по вопросам применения законодательства в судебной практике.
Первым
звеном арбитражных судов являются
арбитражные суды краев, областей и
городов федерального значения, а
также высшие арбитражные суды республик
в составе РФ. Вторым звеном является
Высший Арбитражный Суд РФ. Это
высший судебный орган по разрешению
экономических споров, возникающих
между предприятиями, организациями
по вопросам хозяйственной и
Все органы, составляющие механизм (аппарат) государства, должны действовать как единый слаженный организм- Для этого в большинстве государств вводится институт президентства. Президент Российской Федерации является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п.2 ст.80 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года (в ред. от 10 февраля 1996 года)).
Согласно ст.12 Конституции
РФ, органы местного самоуправления не
входят в систему органов
От механизма государства следует отличать механизм функционирования государства. Под механизмом функционирования государства понимается совокупность внутренних факторов и средств, обеспечивающих действие составных частей аппарата государства (т.е. всех его органов) в их взаимозависимости. Рассмотрение механизма функционирования государства позволяет выявить, что приводит в действие механизм государства, что объединяет органы государства, какие факторы способствуют или, напротив, тормозят реальное выполнение функций тем или иным органом государства.
Форма государства
Форма государства – это совокупность его внешних характеристик, определяющих способ организации и устройства государства. Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства, форму государственного (политического) режима.
Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением. В истории существования государств известны две формы правления: монархия и республика.
Монархия – такая форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит единоличному правителю (монарху) и которая, как правило, передается по наследству. Монархии подразделяются на абсолютную, сословно-представительную (ограниченную, или дуалистическую), конституционную (парламентарную).
Абсолютная монархия является не только данью прошлому, но существует и по сей день, например в Саудовской Аравии и Омане. Король Саудовской Аравии или султан Омана создают при себе лишь совещательный орган – совет (ашура). Престол наследует не личность, а правящая семья, которая сама из своих членов выбирает, кого провозгласить королем.
Сословно-представительная (дуалистическая) монархия появилась в Европе в XVIIв. как выражение определенного компромисса между буржуазией и дворянством. В настоящее время дуалистических монархий в Европе нет. Как форма государственного правления она сохранилась в Иордании, Марокко, Княжестве Бутан.
Основные черты дуалистической монархии:
1) власть
монарха передается по
2) монарх
назначает правительство,
3) вся остальная власть принадлежит монарху, которому подотчетно правительство.
Конституционная (парламентарная) монархия. В современном мире к государствам с такой формой правления относятся Великобритания, Испания, Япония, Дания, Голландия, Швеция, Норвегия, Таиланд и др. Основные черты конституционной (парламентарной) монархии:
1) правительство формируется из парламентского большинства;
2) лидер победившей на выборах партии становится премьер-министром;
3) правительство подотчетно перед парламентом, а не перед монархом;
4) законодательные
акты принимаются парламентом
и формально подписываются
5) монарх не может присутствовать на заседании правительства;
6) монарх
является символом
7) единственной чертой, которая сохранилась от подлинной монархии в рамках парламентарной монархии, является престолонаследие.
Некоторые политологи и теоретики права считают, что современная форма ограниченной монархии – это парламентарная монархия. Все же следует считать ограниченной монархией сословно-представительную (дуалистическую) монархию. Парламентарную монархию скорее всего можно охарактеризовать как символическую. В реальной политической жизни парламентарные и конституционные монархии мало чем отличаются от республик.
Республика – форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики подразделяются на парламентские (Австрия, Италия, Германия), президентские (США), смешанного типа (Франция), суперпрезидентские (Аргентина, Гватемала и другие страны Латинской Америки).
Признаки парламентской
1. Правительство
формируется из числа
2. Правительство
подотчетно парламенту и несет
перед ним коллективную
3. Глава
государства (президент)
4. Правительство
остается у власти до тех
пор, пока пользуется
Признаки президентской
1. Правительство
назначается президентом и
2. Правительство подотчетно президенту, а не парламенту.
3. Президент избирается
4. Президент
может одновременно являться
главой правительства (
5. Президент
обладает правом
Признаки республики смешанного типа:
1. Президент
избирается населением и
2. Правительство
несет ответственность перед
парламентом, который, выразив
недоверие правительству,
Признаки суперпрезидентской республики:
1. Президент
избирается населением и
2. Власть
президента ничем не
3. Президент
без утверждения парламентом
назначает членов
4. Президент без
согласования с парламентом
5. Президент
имеет право роспуска
Переходные формы от монархии к республике.
Выборная монархия. Например, в Малайзии султаны девяти штатов выбирают из своей среды главу государства сроком на пять лет. Однако избран может быть не каждый, а только наследный султан штата. Аналогично происходит избрание в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Верховную власть осуществляет совет эмиров, который по сути выполняет функции парламента и правительства. Эмиры выбирают из своей среды главу государства сроком на пять лет. Как правило, им становится эмир самого крупного из семи штатов ОАЭ, эмир штата Абу-Даби.
Монократическая республика. С одной стороны, это республика, так как сначала президент избирается народом, с другой стороны, имеются явные черты монархии, так как затем президент провозглашает себя пожизненным президентом с неписаным правом передачи власти по наследству. Такими республиками являются, например, Тунис, Центрально-Африканская Республика, Экваториальная Гвинея, КНДР.
По своим
признакам монократическая
Форма государственного устройства определяет
административно-
Признаки унитарного государства:
1. Единые
для всей территории высшие
органы государственной власти,
органы государственного
2. На
всей территории действуют
3. Унитарное
государство может состоять из
областей, краев, округов, провинций,
которые не имеют атрибутов
государственности. По степени
зависимости местных органов
власти от центральных
4. В рамках
унитарного государства
Информация о работе Государство и право. Их роль в жизни общества