Государство и право. Их роль в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 00:48, лекция

Краткое описание

С тех пор как человечество в ходе исторического развития стало на путь регулирования социальных связей (как внутренних, так и внешних), возник вопрос о том, что представляет собой организованное подобным образом сообщество людей. Взгляды на государство и его происхождение менялись в каждую историческую эпоху в зависимости от интересов и потребностей общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_po_pravu.docx

— 141.26 Кб (Скачать файл)

5. Межгосударственные  отношения осуществляют только  центральные органы.

Признаки федеративного государства:

1. Федерация  представляет собой добровольное  объединение нескольких административно-территориальных  образований в единое государство.  Оно состоит из субъектов федерации  (штаты, земли, области, республики  и т.п.), которые имеют административные  границы, свои органы власти, могут  иметь даже свою конституцию  и законодательство, но в рамках  единого правового пространства.

2. Федеративное  государство имеет органы государственной  власти и государственного управления, полномочия которых распространяются  на все субъекты федерации.

3. Субъекты  федерации лишены права прямого  представительства в межгосударственных  отношениях и международных организациях.

4. Конституционное  законодательство не предусматривает  одностороннего выхода субъекта  федерации из состава государства  (например, в конституциях США,  Германии и Бразилии содержится  даже запрет на подобного рода действия).

5. Федеративное  государство имеет единые вооруженные  силы, руководство которыми осуществляется  центральными федеральными органами, а главнокомандующим является  глава государства (президент).

Признаки конфедерации:

1. Это,  как правило, временный союз  суверенных государств, созданный  для обеспечения общих интересов.  Субъекты конфедерации объединяются  на основе соответствующих договоров  и обладают правом свободного  выхода из состава конфедерации.

2. Как  правило, отсутствует единое гражданство,  хотя пересечение государственных  границ предельно упрошено (без  виз и деклараций).

3. Субъекты  конфедерации имеют собственные  вооруженные силы. Объединение с  вооруженными силами других субъектов  конфедерации возможно в рамках  военного союза.

4. Парламент  формируется представительными  органами субъектов конфедерации, и его решения не имеют силы  без их согласия.

5. На  уровне конфедерации нет общих  судебных органов и весьма  ограничены исполнительные органы  власти.

6. Отсутствуют  единая денежная система, единая  система налогов и единый государственный  бюджет.

7. Конфедеративные  государства недолговечны. Они распадаются  на унитарные государства или  превращаются в федерации.

В современном  мире конфедераций нет. История знает, например, Швейцарскую конфедерацию, Австро-Венгерскую. В 1982 году распался союз Сенегала и Гамбии (Сенегамбия). В 1961 года такая же судьба постигла ОАР (союз Египта и Сирии).

К перечисленным  формам государственного устройства в  некоторых источниках по теории государства  и права добавляются еще как  минимум три: содружество, сообщество и империя (например, Британское содружество наций). Подобные объединения являются не государственными образованиями, а лишь свободным конгломератом независимых государств. Что касается империи, то колониальные империи никогда не выступали в качестве отдельного государства, а империи классического типа (Римская или Российская) по сути являлись федеративными или конфедеративными государствами.

Форма государственного (политического) режима определяет совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением. Понятие «политический режим» введено в 1940 году политологом Леви. Но в последнее время пользуются термином «государственный режим». Главным критерием классификации государственных режимов служит степень реального осуществления прав и свобод граждан. Исходя из этого различают две формы государственного режима: демократический и антидемократический.

Основные черты демократического режима:

1. Демократия  предполагает наличие в государстве  коллективного законодательного  органа, в который народ выбирает  своих представителей.

2. Возможность  для всех граждан, независимо  от политических или иных убеждений,  свободно изъявлять свою волю  путем всеобщих выборов и на  референдуме.

3. Граждане  обладают реальными способами  влияния на государственный аппарат  для защиты своих интересов,  используя при этом свободу  слова, печати, собраний, свободу  получения информации, партийные  и общественные организации.

4. Минимальное  вмешательство государства в  экономическую сферу и личную  жизнь граждан.

5. В идеале демократический характер государства отличается высокой степенью развития экономики, достойным уровнем жизни, защищенностью населения от произвола и беззакония.

В рамках демократического режима условно выделяют:

а) непосредственную демократию. Прямое участие населения в решении вопросов государственной жизни путем всенародного голосования (референдума),

б) представительную демократию. Участие народа в делах государства через представительные, выборные органы, подотчетные избирателям, т.е. через депутатов федеральных и местных органов власти,

в) иногда выделяют еще и либерально-демократический режим. Как способ осуществления государственной власти на основе наиболее демократических гуманистических принципов он вырастает из собственно демократического режима и, по мнению некоторых исследователей, является высшим его проявлением.

Виды антидемократических режимов:

1. Тоталитарный  режим. Он имеет следующие признаки:

а) тотально жесткий контроль государства всех сфер жизни общества (экономика, культура, искусство, идеология и т.д.), включая  личную жизнь граждан;

б) узурпация  власти одной массовой партией, которая  навязывает населению свою идеологию  в условиях нетерпимости к инакомыслию  и подавления других идеологий.

2. Авторитарный  режим. Имеет сходные характеристики  с тоталитарным, но в нем нет амбиций властных структур тоталитарного режима, т.е. стремления управлять всеми сферами общественной жизни. Авторитарный режим строится на диктатуре отдельной личности. Различают три вида авторитарных режимов:

а) Диктаторский режим. Обычно порождается кризисом социально-экономической жизни государства. В обществе может быть множество партий, но их влияние на политику несущественно. Меры правительства неэффективны. Законы не исполняются. И тогда приходит политический лидер, который берет всю полноту власти на себя, самым жестоким образом подавляя оппозицию. Диктатор не пытается оправдать свою диктатуру идеологически, он оправдывает свою жестокость необходимостью навести порядок в стране. При этом он уверяет, что эта диктатура лишь на время, а затем снова будет демократия.

б) Военный режим. Высшая государственная власть сосредоточена в руках военных, которые управляют экономикой, культурой, социальной сферой. Политическая жизнь либо совсем запрещена, либо крайне ограничена.

в) Теократический режим. В одном лице сосредоточена высшая государственная и религиозная власть. Этот режим был весьма распространен в средние века. Сейчас имеет место в Ватикане, Иране, Парагвае. Следует отметить, что в чистом виде тоталитарные и авторитарные режимы почти не встречаются.

3. Деспотический  режим. Существует в условиях  абсолютной монархии. Для него  характерна бессмысленная, бесполезная  жестокость правителя в угоду  личным эгоистическим интересам.

4. Тиранический  режим. Основан на единоличном правлении, но в отличие от деспотии власть к тирану переходит не по наследству, а насильственным, захватническим путем, например с помощью государственного переворота или военной агрессии. Главная цель тирана – сохранить свою власть. Поэтому для тирании свойственны произвол, беззаконие, физическое и моральное насилие над людьми, а порой и геноцид.

5. Фашистский  режим. Представляет собой крайнюю  форму тоталитаризма и авторитаризма.  Отличается воинствующей идеологией  о превосходстве одной нации  над другими, жестоким психологическим  давлением на массы, разрушающим  психику, навязыванием народу  культа вождя (сверхчеловека). Это  самый агрессивный из всех  государственных режимов, так  как создает угрозу существования  всем остальным государствам. Не  случайно во всем мире подобный  режим запрещен.

 

 

1.3. Сущность права,  его признаки и функции.

 

Право – одно из самых сложных общественных явлений. Более чем двухтысячелетняя история юридической науки знает множество правовых теорий, но ни одна из них до конца не раскрывает сущности права. Можно лишь констатировать, что все представления о праве опираются на общую основу: право всегда выступало как определенный порядок в обществе. При этом право понимается в двух смыслах: субъективном и объективном.

Субъективное право – это право конкретного лица, которое имеет возможность свободно выбирать для себя формы поведения в рамках закона. Таким образом, в субъективном смысле право выступает как мера свободы человека, как масштаб дозволенного поведения личности. И.Кант определил субъективное право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Платон задолго до этого заметил, что свобода размахивать руками для одного человека заканчивается там, где начинается нос другого. Юридическое понимание свободы дано в Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789 год), где записано, что свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому человеку. Однако субъективное право, может быть, неосознанно для самого субъекта возникает в силу принятых в обществе общеобязательных норм, устанавливающих меру этой свободы.

Общеобязательная  система правил поведения, выраженных в законодательных актах, принимаемых  или санкционированных государством, представляет собой объективное право.

Философы  считают, что субъективное – это объективное, пропущенное через человеческое сознание. Не случайно правоведы пытаются определить сущность права именно в объективном смысле.

Разногласия в понимании сущности права начинаются с вопроса: чью волю выражает право? Одним из самых древних считается подход к праву, согласно которому нормы и правила поведения людей есть отражение законов природы и естественного порядка вещей. Такой подход получил название теории естественного права. Представители этой теории – Гегель, Монтескье, Гольбах – считали, что существуют постоянно действующие, независимые от государства правила поведения и принципы жизнедеятельности, которые выражают волю высшего разума. Задача органов государственной власти не разрабатывать свои нормы, навязывая их гражданам, а возводить в ранг закона уже существующие нормы поведения людей.

Как реакция  на естественную теорию возникла историческая школа права. Ее видными представителями были немецкие юристы Густав Гуго и Карл Савиньи. Г.Гуго, например, считал, что нормы взаимоотношений между людьми возникли не в силу чьего-либо предписания, а, подобно языку, образовались в ходе исторического процесса общественного развития. Задача органов государства – путем анализа и изучения уже существующих правил поведения придать им формальное выражение в нормативных актах.

Можно выделить еще рационалистическую теорию права, согласно которой правила поведения разрабатываются людьми в зависимости от того, какие цели они ставят перед собой. В данном случае у кого больше силы и власти, тот и подгоняет правила поведения под свои цели и интересы. В подтверждение этой теории ее основатель Рудольф Йеринг ссылался на многочисленные примеры подобных ситуаций из истории человечества.

Можно указать  и на психологическую теорию права. Она, как и аналогичная теория происхождения государства, выводит право из психологических установок, из потребности людей жить по определенным правилам, подчиняться воле другого либо подчинять других своей воле.

История знает еще и марксистско-ленинскую теорию права, согласно которой право – это совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса.

В современной юридической  науке наиболее распространены два  противоположных подхода к сущности права:

а) социологическая  теория;

б) нормативистская  теория.

Основатель социологической теории права Эрлих (начало XXв.) утверждал, что государство не должно творить законы. Оно должно изучать сложившиеся отношения между людьми, выработанные практикой обыденной жизни, а затем придавать правилам, по которым совершаются эти отношения, общеобязательную силу закона.

Представители нормативистской теории права, напротив, считают, что обстоятельства реальной жизни не должны мешать правотворческому процессу. Австрийский юрист Г.Кельзен считал, что государство есть персонифицированное право. С этим положением трудно спорить. Поскольку государство является политической организацией власти и обладает аппаратом (механизмом) управления обществом, то необходимо, чтобы воля государственной власти могла быть доступной для всех, кто должен эту волю выполнять. Для этого и был разработан такой инструмент, как право. Таким образом, также как слово является материальной действительностью мысли, так и право является материальным воплощением воли государства. Причем процесс возникновения права происходил одновременно с процессом становления государства.

Информация о работе Государство и право. Их роль в жизни общества