Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 16:47, курсовая работа
Исследование психических состояний осужденных имеет существенное значение для организации всего процесса исправления преступника. Чуткое отношение к внутреннему миру заключенного, и особенно к переживаниям, возникшие под влиянием самого факта лишения свободы, позволяет выработать психологически обоснованные меры по устранению его некоторых негативных и формированию положительных психических состояний и тем самым сделать процесс исправления наиболее эффективным.
Введение 1
1. Анализ психических состояний 3
2. Динамика психических состояний осужденного 5
Заключение 17
Список использованной литературы 18
План
Введение 1
1. Анализ психических состояний 3
2. Динамика
психических состояний
Заключение 17
Список использованной литературы 18
В современной
психологической литературе существует
несколько подходов к классификации
психических состояний
И. П.
Павлов. Но, существует и чисто психологическая
классификация психических
Возьмем
возбужден общее состояние, правомерно
рассматривать как аффективное,
такой, что затрудняет или делает
невозможным процесс
В основе оптимального психического состояния, при котором деятельность человека, как мыслительная, так и практическая, наиболее продуктивная, лежит Павловское "нормальный, бодрое состояние" с равновесием между раздражительным и тормозным процессами. Конечно, о нормальном бодрое состояние человека в местах лишения свободы можно говорить только условно. Правильнее было бы назвать его состоянием волевой активности и готовности добросовестным трудом и честной жизнью искупить свою вину перед обществом. Это состояние отличается повышенной возбудимостью при хорошо функционирующих тормозных процессах.
Следующий павловский последовательный ряд переходных состояний объясняет состояние растерянности, депрессию, состояние апатии, бесперспективности и бесцельности своей жизни, а также состояния, стоят на грани патологии психической деятельности. Первой фазой этого ряда - уравнительной, при которой сравнивается эффект сильных и слабых раздражителей, в связи с утомлением клеток коры головного мозга, хорошо объясняется, например, наблюдаемое у заключенных депрессивное состояние, когда они вообще слабо реагируют на то, что их окружает .
При следующей фазе на сильные раздражители человек реагирует слабее, чем на менее сильные. Происходит это потому, что на данной фазе тормозное состояние углубляется, работоспособность коры мозга снижается по сравнению с уравнительной фазой, и тогда сильные раздражители оказываются непосильной, они становятся для ослабленной нервной клетки непереносимы, вызывают в ней настолько сильны тормозные процессы, кора головного мозга или вовсе не реагирует на них, или дает очень слабую реакцию. Слабые же раздражители продолжают вызывать обычную реакцию, которая объективно становится сильнее, чем реакция на сильный раздражитель.
При дальнейшем развитии тормозного состояния коры наступает ультрапарадоксальная фаза, для которой характерно то, что на положительные условные раздражители возникают тормозные
реакции,
а на тормозные - положительные реакции.
Объясняется это следующим
Необходимо определить, что не все известные психические состояния можно заключить в классификацию И. П. Павлова. При классификации состояний следует учитывать не только тонус высшей нервной деятельности, степень захвата коры возбуждением, характеризующий уровень активности или пассивности, но так же и то, какую сигнальную систему и в какой степени он затрагивает. Исходя из этого, В.И. Ковалев1 выделяет: активный и пассивный залог, состояния творческого и репродуктивного; парциальное и общее состояние (состояние одной системы анализатора или сигнальной и состояние коры в целом), состояния, вызываемые выборочным возбуждением и торможением в коре и подкорке: активность подкорки и приторможеность коры порождает истерическое состояние и, наоборот, торможение подкорки при возбуждении коры - астеническое состояние и так далее.
И.Д. Левитов2 определяет психологическую классификацию - деление психических состояний на интеллектуальные, эмоциональные и волевые - как основная. Вместе с тем он подчеркивает ее относительность, поскольку не везде "является совпадение между классификацией психических процессов и классификации состояний". Он показывает это на примере удивление, которое отнесено к познавательной деятельности: "в этом сложном психическом состоянии при всей его эмоциональной выраженности на первый план выступает познавательная функция". Поэтому он предлагает рассматривать эту классификацию, как оперативную, имеющую лишь рабочее значение. Он определяет еще несколько возможных оснований для классификации психических состояний: по аналогии с типами или чертами характера, в зависимости от той деятельности, которую они сопровождают: психические состояния в деятельности: игровой, учебной, трудовой, спортивной, состояния личностные и ситуативные. Первые характерны для личности, в других выражаются особенности ситуации, которые вызывают у человека нехарактерные для него реакции; по степени глубины: состояния глубокие и поверхностные. Например, страсть глубокий состояние, чем настроение; по характеру воздействия на личность: состояния, которые положительно или отрицательно действуют на человека. Состояния, которые негативно действуют на человека, нередко бывают причиной возникновения психологического барьера между воспитателем и заключенным, в результате которого воспитательные меры оказываются или мало эффективными или вообще безрезультатными. В то же время психическое состояние, которое положительно влияет на психическую деятельность, способствует успешному исправлению преступника. Глобальная озлобленность может служить примером состояния, который негативно влияет на человека, раскаяние, сознание своей вины - состояния, которые положительно влияют на личность; по длительности протекания: состояния длительные и кратковременные. Например, состояние подавленности у некоторых заключенных по прибытии в колонию может охватывать период от нескольких недель до 2-4 месяцев, пока они не привыкнут к новым условиям, не найдут товарищей. Состояние ожидания свободы особенно остро начинает переживаться заключенными с короткими сроками лишения свободы за 2-3 месяца до увольнения, а заключенными, имеющие длительные сроки лишения свободы, - за 6-8 месяцев до увольнения; по степени осознания ности: состояния могут быть более или менее осознанными.
Практика показывает, что психические состояния осужденного претерпевают существенные изменения под влиянием самого факта лишения свободы. При этом психические состояния заключенных, как правило, не одинаковы. Лишение свободы по-разному воспринимается и переживается впервые осужденными и неоднократно судимыми, молодыми и пожилыми людьми, холостыми и семейными, женщинами и мужчинами, осужденными на короткие и длительные сроки и так далее. Но во всех случаях в психических состояниях людей, лишенных свободы, есть много общего, что дает право говорить о типичных состояния заключенных.
В динамике
психических состояний
Наиболее типичными психическими состояниями, присущими всем лишенным свободы, независимо от времени проявления, являются состояния ожидания, надежды или безнадежности, тоски, скуки и апатии, отчаяния.
В условиях
лишения свободы человек
Для состояния ожидания характерна тревога. Тревожное ожидание возникает в случае, когда результат предстоящего события неизвестен. Например, осужденному чаще неизвестно, будет ли он амнистирован, позитивно решится вопрос об условно-досрочном освобождении, или помилуют его, направят в колонию и т.д.. Состояние тревоги время вызывается неопределенностью информации, но степень его проявления у каждого из них разный, в зависимости от субъективной значимости ожидаемых событий от открытой (аффективной) к скрытой (которая внешне не проявляется).
В состоянии ожидания заключенный может испытывать нетерпение. Нетерпение охватывает человека в ожидании различных событиях. Нетерпение человек испытывает, предчувствуя наступление событий, которые для нее приятные. Если в состоянии страха приговорен хотел бы отодвинуть наступающие события, то в состоянии нетерпения положительных событий он желает быстрого их наступления. Например, особое нетерпение проявляют осуждены накануне или незадолго до окончания срока заключения. Состояние нетерпения зависимости от индивидуальных психологических качеств осужденного оказывается весьма по-разному: от эффектного, расторможенных форм радости в аффективно-тормозных реакций.
С физиологической точки зрения состояние ожидания является подготовительная реакция организма к будущим событиям. В коре головного мозга под влиянием представлений о будущей деятельности начинают протекать физиологические процессы, необходимые для осуществления этой деятельности. Все это ведет к важной изменения всех функций организма (изменяется дыхание, кровообращение, темпе
ратура тела и т.д.). Особенно значительно усиливаются функции органов, обеспечивающих мышечную работу. Исследования показывают, что в состоянии ожидания происходит мобилизация организма к будущим событиям, поскольку человек их себе представляет.
Таким образом, все указанные виды состояний ожидания характеризуются повышенной, иногда неравномерной напряженностью и обострением всех психических и физиологических функций. Особенно эти явления характерны для заключенных из числа молодежи.
Особым
состоянием заключенного есть надежда
на лучшее будущее. Надеяться на лучшее
будущее собственно вообще всем людям,
но такая надежда у осужденного
к лишению свободы особого
рода. Состояние надежды
Противоположным состояния надежды есть безнадежность и обреченность. Нередко процесс исправления осужденных оказывается мало эффективным потому, что некоторые из них теряют надежду на лучшее будущее, подчиняются "судьбы". Безнадежность и обреченность - один из самых тяжелых психических состояний, при которых человек иногда теряет желание продолжать жизнь. Безнадежность и обреченность возникают в результате потери человеком перспектив и целей жизни. Состояния безнадежности и обреченности особенно остро проявляются у осужденных на длительные сроки лишения свободы и в неоднократно судимых. В состоянии безнадежности и обреченности осужденный не реагирует ни на какие воспитательные действия или реагирует на них неадекватно. В этом состоянии подавляются все психические функции (мышление, воображение, память и т.д.), человек испытывает безвыходную тоску, у него ослабляется функция свободы.
Информация о работе Динамика психических состояний осужденного