Динамика психических состояний осужденного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Исследование психических состояний осужденных имеет существенное значение для организации всего процесса исправления преступника. Чуткое отношение к внутреннему миру заключенного, и особенно к переживаниям, возникшие под влиянием самого факта лишения свободы, позволяет выработать психологически обоснованные меры по устранению его некоторых негативных и формированию положительных психических состояний и тем самым сделать процесс исправления наиболее эффективным.

Содержание

Введение 1
1. Анализ психических состояний 3
2. Динамика психических состояний осужденного 5
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

психология осужденных.docx

— 47.77 Кб (Скачать файл)

Заключенным присущи и такие типичные состояния, как субъективная незащищенность и  ложная защищенность. Пройдя через  все стадии уголовного процесса как  арестованного, обвиняемого, подсудимого, осужденного, т.е. человека, к которому общество предъявляет особые требования за содеянное им, заключенный нередко  приходит к мысли о том, что  он беззащитен перед органами правосудия, которые, как ему кажется, только и хотят, как бы сильнее его  наказать. В дальнейшем такое отношение  он нередко переносит и на работников уголовно-исполнительных учреждений. Предубеждение о мнимых "карательные" домогательства со стороны сотрудников  толкает заключенных на "защитные" меры. Одно из таких мероприятий - объединение  в малые группы. В малой группе, как кажется заключенному, он, во-первых, особо не выделяться и тем самым  привлечет меньше внимания со стороны  администрации, во-вторых, в группе есть опытные люди, есть кому о нем  думать, в-третьих, группа его не выдаст, а если нужно и поддержит. Состоянию  субъективной незащищенности и пользуются так называемые авторитеты из числа  отрицательной части заключенных, чтобы затянуть неопытного осужденного  в свою группу, нередко обещая при  этом покровительство.

Именно  в малых группах формируется  состояние действительной или ложной психологической защищенности. Все  зависит от направленности малых  групп. Если в положительной малой  группе на основе здоровых взаимоотношений  формируется состояние действительной психологической защищенности, то в отрицательных малых группах на основе дефективных отношений формируется состояние ложной защищенности и способствующей ей глобальной озлобленности. Так в положительно направленной малой группе любая насмешка, издевательство (со стороны кого бы то ни было и кого бы из членов группы они не касались) вызывают отпор со стороны всей группы. В отрицательно же направленной малой группе наблюдается противоречие в отношениях к новым ее членов. Если такого зависимого заключенного обижают не члены малой группы, то на "выручку" ему может прийти вся группа, или "сам авторитет". Если же из него издевается член своей группы, бушует, унижает его, защиты не будет, а сам унижен и оскорблен не порвется с малой группой, боясь попасть в еще хуже положение. В такой группе создается лишь видимость защищенности осужденного от притязаний администрации и полная внутренняя групповая незащищенность, что порождает черствость, жестокость, озлобленность, угодничество.

Типичным  психическим состоянием личности осужденного  есть тоска. Тоска по дому, свободе, родным, друзьям. Причинами тоски  является однообразие, монотонность и  некоторая серость жизни осужденных. Особенно остро тоска оказывается  накануне различных праздников, семейных торжеств, именин, дней рождения, окончание  свиданий и т.д.. Тоска является в  значительной степени болезненным  состоянием, угнетает и подавляет  психику человека.

От  состояния тоски следует отличать скуку, такой пассивный психическое состояние, при котором снижается внимание и интерес к действительности, в том числе и к познавательной деятельности. Физиологической основой скуки является пассивное торможение, вызываемое однообразным повторением каких-либо раздражителей.

Характеристика  типичных психических состояний  осужденных была бы неполной, если бы мы не рассмотрели состояние апатии. Апатия относится к состояниям порождающим  пассивность. Как и скука, апатия выражается в ощущении неудовлетворенности  и переживается как тягостное  состояние. Однако следует видеть существенное различие между апатией и скукой. Апатия - состояние которая вызывается не только однообразием впечатлений, но часто и, наоборот, их избытком. Она  может быть выражением общей вялости, подобно скуки, и следствием перевозбуждения. После перевозбуждения возникает падение напряжения и общая слабость, которые и являются выражением апатии.

В впервые  осужденных апатия обычно вызывается самим фактом следствия, суда и т.д.. Многие из них считают жизнь загубленной, а потому под влиянием чувств все  им кажется ненужным и безразличным. В неоднократно судимых и особо  опасных рецидивистов апатия часто вызывается пресыщенностью впечатлений от преступного образа жизни: разврата, совершаемых преступлений, пребывание в различных местах лишения свободы.

Психические состояния, как правило, не выступают  изолированно. Преимущественно у  осужденных они оказываются в  комплексе. При этом, в каждый данный момент превалирует какое-то одно ярко выраженное состояние, которой подчиняет  себе другие. Так на общем фоне состояния  ожидания может порой проявляться  тоска, тревога, или на фоне тоски - состояние  нетерпения, апатия и т.д..

Многие  психических состояний имеют  сложную структуру. Отчаяние, например, является комбинацией стыда от сознания виновности в совершении преступления, беспомощности от невозможности  повлиять на событие и убеждения  своего бессилия.

Одним из сложных, комплексных психических  состояний осужденных является фрустрация. Во фрустрацией понимается состояние  человека, выражающееся в характерных  особенностях переживаний и поведения  и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к  достижению цели или к решению  задач.

В фрустрации объединяется много из рассмотренных  выше психических состояний - тоска  и тревога, безнадежность и депрессия, обреченность, апатия и другие. В  связи с этим фрустрация проявляется  по-разному и обусловливает или  особую активность (агрессия, капризность, самоистязания, аффективные комплексы) или пассивность и бездеятельность.  Проявлении фрустрации зависит от силы и субъективной значимости фрустратора (раздражителя, вызывающего фрустрацией) индивидуально-психологических качеств личности и ее предыдущих состояний, от характера межличностных отношений.

Психические состояния оказывают существенное влияние на личность осужденного, на протекание всех психических процессов  и проявление его личных свойств. Прежде всего психические состояния, вызванные фактом лишения свободы, вносят существенные коррективы в восприятий человека. Так, в состоянии ожидания искажается восприятие времени: заключенному кажется, что время про-

ходит медленно. Восприятие замедленного течения  времени в заключении ведет осужденных к попыткам ускорить его течение, "убить время", найти способы  заполнить время различными развлечениями, в том числе и запрещенными. "Торопить" время особенно свойственно  молодежи. Среди заключенных распространено желание знать в каждый данный момент, сколько отсидел и сколько  осталось до конца срока. Все это  порождает в местах лишения свободы  различные своеобразные календари  и методы исчисления времени. Под влиянием тоски, скуки и апатии прошлое человека, что особенно отбыла длительный срок заключения, сливается в одну сплошную серую пятно.

Психические состояния имеют определенное влияние  на объективность восприятия окружающих явлений, событий, фактов. В состоянии  надежды осужден оптимистично воспринимает явления общественной жизни и  свое положение, в состоянии обреченности и отчаяния оказывается крайний  пессимизм.

Под влиянием негативных психических состояний - апатии, скуки, существенно притупляется память, появляется вялость мысли, навязчивость воображения, неспособность сосредоточить  внимание на какой-либо деятельности. В случаях надежд, которые не оправдались, заключенный как бы вновь переживает со всей остротой первые дни ареста. Состояния ожидания, тоска, надежды, которые не оправдались, облегчают возникновение аффектов и целых аффективных комплексов.

Состояния ожидания, нетерпения, тревоги, тоска  нарушает сон человека. Бессонница растягивает ночь и психологически и физически истощает человека, делает его раздражительным, замкнутым, разъяренной.

Вышеупомянутые  типичные для заключенных психические  состояния непосредственно влияют на их чувства и восприятия, эмоции и чувства, воображение, мышление и  особенности развития интеллекта, речи, память, внимание, волю.

В восприятии времени зачастую осужденные недооценивают  короткие временные промежутки и  переоценивают длительные. Замедление течение времени особые психические  состояния (ожидание, тоска, скука, фрустрация и др.), однообразие впечатлений  в местах лишения свободы, незанятость, неумение организовать свое свободное  время и т.д.. При этом осужденному  кажется, что время течет медленно, и он стремится как-то "убить", скоротать его, в том числе  и играми "под интерес".

 Большинство осужденных не пытаются адекватно, правильно понять меру своей ответственности, объективно углубляться в совершенном ими преступлении, воспринимают наказание как несправедливое.

В осужденных зачастую негативно направлена ​​активность восприятия. В некоторой части  осужденных наблюдается нравственная невоспитанность восприятия, выражается в неумении видеть, слушать других людей, в обостренной тяге к интимных сторон жизни и т.д.. В связи  с этим большое значение имеет  воспитание культуры восприятия у осужденных.

Взаимоотношения в коллективе и малой группе заметно  отражаются на чувствах осужденных, их состояниях. Принципиальная оценка достоинств и недостатков каждого, взаимная помощь и поддержка, справедливая критика  порождают здоровый дух и чувство  оптимизма, уверенности в своих силах, состояние защищенности. Беспринципность создает гнетущую атмосферу незащищенности и неуверенности, вызывает чувство бессилия отдельной личности перед сложившимися обстоятельствами, ведет к взаимному недоверию, подозрительности, когда в каждом видят потенциального врага. В свою очередь, это может вызвать обострение отношений, конфликты, порождать новую вину и преступления. Поэтому вопрос взаимоотношений и их формирование на основе требований, норм морали должны стоять в центре внимания воспитателей, всех работников колонии.

Особое  значение в воспитании чувств осужденных имеют взаимоотношения между  работниками колонии и осужденными. Строгость и справедливость работников колонии, требовательность, которая  сочетается с доверием, гуманным и  чутким отношением к осужденным, активизируют в них лучшие чувства, повышают эмоциональную  восприимчивость, готовность внутренне  принять воспитательное воздействие, активизируют их деятельность. Черствость, грубость и жестокость, унижение и  оскорбление человеческого достоинства  осужденного порождают чувство  обиды, состояние озлобленности  и другие негативные эмоции, которые  являются неблагоприятным психологическим  основанием для требований, советов  и замечаний. В этих условиях между  работниками колонии и осужденным возникает стена отчуждения - психологический  барьер.

В воспитании чувств у осужденных следует использовать влияние родственников как через  листья, так и при свиданиях. Здесь  открывается благоприятная возможность  для воспитания чувства сына, родительского  долга, любви, эмоциональной отзывчивости, стыда и совести, раскаяние и  т.д.. Именно ожидание свидания с родственниками следует использовать для вызова определенных эмоциональных состояний, способных изменить поведение осужденного  к лучшему, научить управлять  этими состояниями и их внешними проявлениями.

Для борьбы с необузданным воображением и грезами важно уметь эффективно использовать свободное время осужденных, в часто приходить на помощь тем, кто живет в мире грез, а не реальной действительности, уметь снять  те состояния, которые переживаются ими, отрицательно влияющих на их поведение. При исправлении осужденных надо учитывать индивидуальные особенности  их воображения, зависящие от возраста, профессии, взглядов на жизнь, характера  бывшей преступной деятельности и т.д..

Мышление  осужденного к лишению свободы, как и любого человека, всегда происходит по каким-то потребностей, целей и  мотивов деятельности и поведения. Мотивы мышления осужденных могут быть: общественно ценными и антиобщественными, имеющими отрицательную направленность. Один осужденный, имея хорошо развитые качества ума, стремится к полезной деятельности: рационализации и изобретательству, коллективной деятельности, активному и продуктивному обучению. Другой же использует свой ум, изобретательность в антиобщественных действиях: в нарушении режима, обмане воспитателей и т.д.. Поэтому воспитание мотивации умственной деятельности осужденных, изменение негативной направленности - главное в развитии их мышления. Если осужденный к выводу о необходимости обучения, руководствуясь специфически познавательными мотивами (интереса к знаниям, желанию получить образование, желанием заслужить условно-досрочное освобождение и т.д.), то эти мотивы важно закрепить и развить. Если же он пришел к такому выводу под влиянием внешних стимулов (требования администрации, принуждение родных и близких), то желательно эти мотивы со временем перестроить, перевести их в специфические мотивы учения (интерес к познанию, пониманию необходимости учиться в условиях научного и социального прогресса и такое другое).

Сама  преступная деятельность также влияет на развитие мышления осужденного и  формирование определенных качеств  его ума. Наблюдается существенная разница в мышлении человека, впервые  совершившего преступление по неосторожности, и в мышлении рецидивиста, у которого преступный образ жизни стал нормой, и он неоднократно отбывал наказание. Если в первых лишения свободы  может на некоторое время даже сковать умственную деятельность, то в других она активизирует особую утонченность в мышлении и умственной деятельности, направленной на осуществление  нарушений режима с целью облегчения условий пребывания в местах лишения  свободы. Среди осужденных можно  встретить лиц с нарушением мышления, такими, как прерывистость, замедленность  мысли. Это требует вмешательства  психиатров. На интеллектуальную деятельность осужденного негативно влияют алкоголь и другие возбуждающие средства. Половые  извращения: дезорганизуют всю психику, они нарушают и умственную деятельность осужденного.

Информация о работе Динамика психических состояний осужденного