Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:09, контрольная работа
В условиях формирования правового государства на первый план выступает проблема строгого соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения[1].
Введение.
1. Исторические аспекты развития института гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда.
1.1.Развитие законодательства о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда
1.2.Современное состояние законодательной базы о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда.
2. Основания и порядок привлечения к гражданско-правовой отвественности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда.
2.1.Анализ понятия "незаконные действия" органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
2.2.Характеристика условий, являющихся основанием привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда.
2.3.Порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда
3.Проблемы применения положений о гражданско-правовой отвественности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда.
3.1 Определение субъекта ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда.
3.2 Анализ правоприменительной практики применения положений законодательства РФ о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда: проблемы и пути их решения.
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, иные незаконные акты органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда приравнены по своим гражданско-правовым последствиям к незаконным актам в сфере административного управления.
В соответствии с п.2 ст.1069 ГК РФ действия органов власти и должностных лиц имеют форму административных актов и должны осуществляться в пределах соответственно их компетенции или должностных полномочий. Действия, выходящие за указанные пределы, признаются незаконными. Под незаконным действием понимается также и бездействие, т.е. неосуществление (или отказ от осуществления) органом государственной власти или местного самоуправления, а также их должностными лицами своих обязанностей.
Какого-либо перечня незаконных
действий (бездействия) государственных
(муниципальных) органов и их должностных
лиц в сфере административного
управления закон не содержит. В
силу этого ими могут быть любые
акты управления при условии, что
они обязательны для
Под понятием незаконных действий
по ст.1070 ГК РФ законодатель понимает действия,
наступившие в случаях
К незаконным действиям относятся также незаконные акты правосудия, не вошедшие в перечень п.1 ст.1070. В данном случае ответственность наступает, если только вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Конституционность этой нормы была подтверждена в целом постановлением Конституционного Суда РФ от 25 января 2001 г. N 1-П.
Со вступлением в действие новых Уголовно – процессуального кодекса и Кодекса об административных правонарушениях (далее КоАП) указанное подразделение незаконных актов правоохранительных органов и суда во многом утратило свое значение. В частности, согласно ст.133 УПК РФ правом на возмещение вреда, причем независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда, обладают любые лица, незаконно подвергнутые любым мерам процессуального принуждения, а также принудительным мерам медицинского характера в ходе производства по уголовному делу.
Нет оснований для ограничения на законодательном уровне перечня конкретных незаконных действий и решений органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, в результате которых может быть причинен вред. Юридический факт реабилитации обуславливает субъективное право реабилитированного лица на возмещение вреда, причиненного любыми незаконными действиями и решениями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Вынесением незаконных уголовно-процессуальных
актов гражданам причиняется
вред в имущественной и
При совершении уголовно-процессуальных
действий (освидетельствование, обыск,
выемка, задержание, арест имущества
и др.) вред может быть причинен не
только гражданам, но и юридическим
лицам: убытки, понесенные вследствие
приостановки выполнения договорных обязательств,
неполучение запланированных
Первый пример: во время
фактического задержания подозреваемого,
который находился в
Второй пример: при производстве обыска в складских помещениях частного предприятия, следователь вскрывал тару с готовой продукцией. Проведенный обыск ожидаемых результатов не дал. В результате произведенного обыска предприятие потерпело убытки, не только связанные с затратами на изготовление и ремонт тары, но и с просрочкой поставки готовой продукции заказчику.
В приведенных примерах был
причинен имущественный вред действиями
должностных лиц, осуществляющих уголовное
судопроизводство, хотя они и действовали
в точном соответствии с предписаниями
уголовно-процессуального
Тем не менее, причиненный
вред подлежит возмещению, поскольку
в правовом государстве при нарушении
прав и законных интересов каждый
гражданин должен иметь гарантированное
право не только обжаловать действия
органа (должностного лица), осуществляющего
оперативно-розыскную
Статья 53 Конституции России гарантирует право на возмещение вреда государством от любых незаконных действий (бездействий) органов государственной власти или их должностных лиц. Эта норма прямого действия. Таким образом, для возмещения вреда государством согласно ст.53 Конституции России необходимо наличие вреда, противоправное поведение в виде незаконных действий и причинная связь, наличие вины как субъективного основания не связано с правом на возмещение вреда.
Следовательно, основанием возникновения вреда согласно ст.53 Конституции является "усеченный" состав правонарушения. В сфере уголовного судопроизводства в конкретных ситуациях (например, в приведенных случаях) должностными лицами может причиняться вред процессуальными действиями, совершенными как с нарушением требований уголовно-процессуального закона, так и в точном соответствии с ним.
Следовательно, основанием
возникновения гражданско-
Как известно, противоправное поведение является объективной правовой категорией, ибо нарушение закона не зависит от сознания нарушителя, представляет собой объективный факт, констатируемый независимо от такового сознания.
Незаконность рассматриваемых
уголовно-процессуальных действий выражается
в нарушении норм уголовного материального
и процессуального права при
вынесении обвинительного приговора,
постановлении о привлечении
в качестве обвиняемого, в применении
мер пресечения и иных мер уголовно-процессуального
принуждения. Для установления наличия
или отсутствия противоправности в
действиях должностных лиц, осуществляющих
уголовное судопроизводство, необходимо
учесть, что причинение вреда может
возникнуть вследствие правоприменительной
деятельности, формально соответствующим
требованиям уголовно-
Такое положение возможно
по двум обстоятельствам. Во-первых, в
силу специфики уголовно-
Но в процессе дальнейшего
расследования устанавливаются
факты, свидетельствующие о его
непричастности к совершенному преступлению.
Следственные органы действовали правомерно.
Тем не менее, совершенные уголовно-
Круг незаконных процессуальных действий, причиняющих вред в сфере уголовного судопроизводства, намного шире, чем предусмотрено в п.1 ст.1070 ГК. Перечисление возможных процессуальных действий, причиняющих вред в сфере уголовного судопроизводства, лишено практического смысла, поэтому в п.2 ст.1070 ГК выражено противоправное поведение в этом составе гражданского правонарушения как "незаконная деятельность" органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры.
Представляется, что под незаконной деятельностью органов дознания, следствия следует понимать такие процессуальные действия, как освидетельствование, отстранение от должности, обыск, выемка, наложение ареста на имущество. Незаконные действия в правоохранительной сфере, причинившие вред, могут быть в случаях: неправомерности самих властных актов, издаваемых органами дознания, следствия (постановлений, определений); неправильных фактических действий во исполнение этих актов, неправомерности фактических действий, связанных с осуществлением властного акта (постановления, решения и т.д.), хотя соответствующий акт и вынесен обоснованно.
Несмотря на разнообразие ситуаций, исходя из которых, предъявляются иски к Министерству финансов РФ о возмещении ущерба, причинённого гражданину в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, такие споры, как следует из судебной практики, можно разделить на два вида:
1) по искам граждан,
вред которым причинён в
2) по искам граждан,
вред которым причинён в
Как правило, в первом случае истцами являются лица, незаконно подвергнутые мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу и впоследствии реабилитированные.
Во втором случае – преимущественно
истцами являются лица, вред которым
причинён незаконной деятельностью
должностных лиц органов
2.2 Характеристика
условий, являющихся
Материальное основание
ответственности государства за
вред, причиненный незаконными
1) незаконные действия (бездействие) органов (их должностных лиц);
2) материальный и (или) моральный вред;
3) наличие причинной связи между незаконными деяниями и вредом;
4) наличие вины органа (должностного лица).
Необходимым условием возникновения обязательств из причинения вреда является наличие самого вреда. Если нет вреда, т.е. нарушения или умаления какого-либо имущественного права или нематериального блага, то о возникновении указанных обязательств нельзя говорить уже потому, что вред не причинен, а, следовательно, и возмещать нечего.
Вред может выражаться
в уничтожении или повреждении
наличного имущества, потере прибыли,
лишении или уменьшении способности
потерпевшего к труду, смерти кормильца,
дополнительных расходах, призванных
обеспечить жизнедеятельность потерпевшего
как полноценной личности (расходы
по уходу, на санаторно-курортное лечение,
протезирование, приобретение мотоколяски
и т.д.), причинении физических или
нравственных страданий. Вред - это
не только потеря или уменьшение того,
что есть, но и неполучение того,
что могло прирасти к имуществу,
духовно обогатить личность, повысить
ее общеобразовательный и
Наличие вреда является, в сущности, единственным условием, которое необходимо для возникновения всех без исключения обязательств из причинения вреда. Что же касается таких условий, как вина лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения этого лица и юридически значимая причинная связь между поведением указанного лица и наступившим вредом, то они могут быть, а могут и не быть, либо быть в неполном комплекте.
В тех случаях, когда обязанность возмещения вреда является мерой ответственности, в ее основе лежит состав правонарушения (полный или усеченный). Полный состав правонарушения, помимо вреда, включает в себя такие условия, как вина, противоправность и причинная связь, причем они могут быть как сосредоточены в поведении одного лица, так и рассредоточены в поведении разных лиц. Под усеченным составом правонарушения, понимается, что в этом составе не присутствуют все элементы правонарушения, в частности, в соответствии со ст.1070 п.1 ГК РФ, отсутствует такой из элементов, как вина. Это означает, что вред подлежащий возмещению взыскивается независимо от вины должностных лиц, совершивших эти действия.
Обязательным условием ответственности
при наличии как полного, так
и усеченного состава правонарушения
является юридически значимая причинная
связь между поведением причинителя
(в форме действия или бездействия)
и наступившим вредом. Причинная
связь может считаться