Исторические аспекты развития института гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дозна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:09, контрольная работа

Краткое описание

В условиях формирования правового государства на первый план выступает проблема строгого соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения[1].

Содержание

Введение.
1. Исторические аспекты развития института гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда.
1.1.Развитие законодательства о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда

1.2.Современное состояние законодательной базы о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда.
2. Основания и порядок привлечения к гражданско-правовой отвественности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда.

2.1.Анализ понятия "незаконные действия" органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
2.2.Характеристика условий, являющихся основанием привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда.
2.3.Порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда
3.Проблемы применения положений о гражданско-правовой отвественности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда.
3.1 Определение субъекта ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда.
3.2 Анализ правоприменительной практики применения положений законодательства РФ о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда: проблемы и пути их решения.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 122.38 Кб (Скачать файл)

ГК РФ впервые предусмотрена  регрессная ответственность перед  казной должностных лиц органов  дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, допустивших  в отношении граждан незаконное привлечение к ответственности, незаконное осуждение или незаконный арест. Регрессная ответственность  названных должностных лиц может  наступить лишь при одном условии: их вина должна быть подтверждена вступившим в законную силу приговором суда.

Из-за допускаемых ошибок гражданам может быть причинен материальный и моральный вред.

Материальный вред может  слагаться из неполучения гражданами доходов, приостановки выплаты пенсии и пособий, конфискации имущества, иных затрат, связанных с восстановлением  здоровья, увольнении с работы, прерывании трудового стажа, утраты жилища.

Возмещение материального  ущерба от утраты заработка, других трудовых доходов, которых гражданин лишился, а также судебных издержек и иных сумм, производится не в гражданско-правовом порядке, а по правилам уголовно-процессуального  законодательства, на основании постановления  следователя, дознавателя, судьи.

Моральный вред - это нравственные и физические страдания, перенесенные от случившегося. 

 

 

Глава 3. Проблемы применения положений о гражданско-правовой отвественности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда 

 

3.1 Определение  субъекта ответственности за  вред, причиненный незаконными действиями  органами дознания, прокуратуры  и суда

В п.1 статьи 1070 содержится исчерпывающий  перечень органов государственной  власти, являющимися субъектами ответственности  за вред, причиненный ими незаконными  действиями. К ним относятся должностные  лица органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда.

По п.1 ст.1070 ГК потерпевшим  является гражданин, в отношении  которого совершены перечисленные  незаконные действия следственно-судебных органов, а согласно п.2 ст.1070 ГК граждане и юридические лица. Рассмотрим каждый из вышеназванных элементов субъектного  состава в рассматриваемых обязательствах.

В уголовно-процессуальном законе статус следователя как должностного лица органа предварительного следствия  определен довольно четко и законодатель во всех случаях придерживается этого  определения "следователь", в отличие  от лиц, производящих дознание. Оно  может производиться органом  дознания (п.1 ч.2 ст.40 УПК), а также  следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (п.7 ч.3 ст.151 УПК) и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п.8 ч.3 ст.151 УПК).

Таким образом, в соответствии с законом к должностным лицам, осуществляющим уголовно-процессуальную деятельность, отнесены следователь, руководитель следственного органа, лицо, производящее дознание, начальник органа дознания (подразделения дознания), прокурор и судья.

Правило о производстве следствия (дознания) в установленном законом  порядке означает точное и неуклонное исполнение следователем, органом дознания, дознавателем и другими участниками  процесса норм, регламентирующих данный вид расследования преступления. Обязательное соблюдение правил производства следственных и иных процессуальных действий обеспечивает достижение задач  уголовного судопроизводства, служит гарантом прав и свобод человека и  гражданина.

Так, К. и Б. предъявили иск  к ГУВД МО и Управлению федерального казначейства по МО, МВД РФ о возмещении ущерба, указав, что в отношении  их было возбуждено уголовное дело по признакам преступления. Предусмотренного ст.172 УК РФ, а постановлением следователя  от 6.01. 2003 г производство по делу прекращено по основаниям ст.24 п.2 и ст.27 п 2 ч 1 УПК РФ. В ходе проведения оперативно-следственного эксперимента были изъяты деньги: у К.9400 долларов США, 330 Евро, 1700 руб., а у Б. - 88150 руб., 6820 долларов США. В нарушение ст.82 УПК РФ и Инструкции N 34/15-1989 г. "O порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами" деньги как вещественные доказательства в финотдел ГУВД. Следователь М. поместил деньги в свой сейф, позднее деньги пропали и по факту кражи было возбуждено уголовное дело. Следователь М. и начальник следственного отделения ГУВД за допущенное нарушение были привлечены к дисциплинарной ответственности. Решением суда заявленные требования были удовлетворены, суд взыскал с Управления федерального казначейства по Московской области за счет казны РФ причиненный истицам материальный ущерб в общей сумме 616726 руб[24].

Следователь является должностным  лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной ст.38 УПК осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Руководитель следственного  органа уполномочен:

поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать  уголовное дело у следователя  и передавать его другому следователю  с обязательным указанием оснований  такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать  уголовное дело к своему производству;

проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении  лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого  меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

отстранять следователя  от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

отменять незаконные или  необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа.

Указания руководителя следственного  органа по уголовному делу даются в  письменном виде и обязательны для  исполнения следователем. Руководитель следственного органа рассматривает  требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, а также письменные возражения следователя на указанные требования и дает следователю письменные указания об исполнении указанных требований либо информирует прокурора о  несогласии с его требованиями.

Органы и должностные  лица ОВД следует рассматривать  в качестве органов дознания лишь в том случае, когда они начинают осуществлять процессуальную деятельность в сфере уголовного судопроизводства, действуют в порядке и формах, установленных уголовно-процессуальном законом.

Процессуальными полномочиями органа дознания обладают начальники криминальной милиции и милиции  общественной безопасности, а также  территориальных и линейных отделов (отделений) милиции и их заместители, если это должностное лицо поручило кому-либо из своих подчиненных возбудить  уголовное дело и начать дознание, и само оно руководит дознанием  от начала и до конца. [25]

В системе местной милиции (общественной безопасности) имеются  подразделения дознания, состоящие  из дознавателей и их начальников.

В соответствии со статьёй 40-1 УПК начальник подразделения  дознания по отношению к находящимся  в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю  проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в  порядке, установленном статьей  145 УПК, выполнение неотложных  следственных действий либо производство  дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело  у дознавателя и передавать  его другому дознавателю с  обязательным указанием оснований  такой передачи;

3) отменять необоснованные  постановления дознавателя о  приостановлении производства дознания  по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство  об отмене незаконных или необоснованных  постановлений дознавателя об  отказе в возбуждении уголовного  дела.

При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы  уголовного дела;

2) давать дознавателю  указания о направлении расследования,  производстве отдельных следственных  действий, об избрании в отношении  подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения  дознания по уголовному делу даются в  письменном виде и обязательны для  исполнения дознавателем, но могут  быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование  указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить  начальнику органа дознания или прокурору  материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения  дознания.

Большинство процессуальных актов, выносимых лицом, производящим дознание, имеют юридическую силу только с момента подписания его  начальником органа дознания.

Таким образом, при причинении вреда (согласно ст.1070 ГК) непосредственными причинителями вреда должны выступать лица, производящие следствие (дознание), совместно с руководителем следственного органа (начальником органа дознания).

Однако, если процессуальный акт был вынесен лицом, производящим следствие (дознание), и утвержден руководителем следственного органа (начальником органа дознания) на законном основании, а фактическое процессуальное действие, совершенное во исполнение такого акта было незаконным, то причинителем вреда выступает только лицо, производящее дознание.

Во-первых, имеется в виду принятие таких процессуальных актов, которые имеют юридическую силу с момента его подписания руководителем  следственного органа (начальником  органа дознания), поэтому если следователь (дознаватель) самостоятельно принимает  решение относительно, например, проведения следственного эксперимента, и во время его проведения причиняется  вред, то, безусловно, только следователь (дознаватель) несет имущественную  ответственность, исключая ответственность руководителя следственного органа (начальника органа дознания).

Во-вторых, под "фактическим  процессуальным действием" подразумевается  производство процессуального действия, порядок которого регламентируется нормами уголовно-процессуального  закона и ведомственных нормативных  актов МВД России.

В-третьих, под "незаконностью" практического процессуального  действия, понимается производство процессуального  действия, которое совершено с  нарушением предписаний уголовно-процессуального  закона, что повлекло за собой причинение вреда, например, при производстве наложения  ареста на имущество или обыска.

Уголовно-процессуальные правоотношения, складывающиеся между этими субъектами - представителями власти, носят  властный характер. Если следователю (дознавателю) упомянутые указания даются руководителем следственного органа (начальником органа дознания) в устной форме и в результате их исполнения причиняется вред, то непосредственным причинителем вреда выступает следователь (дознаватель), ибо уголовно - процессуальный закон обязательность исполнения указаний руководителем следственного органа (начальником органа дознания) подчиненным следователем (дознавателем) связывает только с письменной формой указаний, а не устной.

Если указания руководителя следственного органа (начальника органа дознания) даются в письменной форме, и в результате их выполнения причиняется  вред, то непосредственными причинителями вреда выступают два должностных лица: руководителя следственного органа (начальник органа дознания) и следователь (дознаватель). Это правило действительно, когда дознаватель не воспользовался своим правом обжалования указания начальника органа дознания прокурору, а следователь не воспользовался своим правом обжалования указания руководителя следственного органа руководителю вышестоящего следственного органа.

В предусмотренных законом  случаях (ч.4 ст.41 УПК РФ) дознавателю даются указания прокурором. Если в результате их выполнения причиняется вред, то непосредственным причинителем вреда выступают прокурор и дознаватель. В случае сомнений в правомерности указаний прокурора закон предоставляет дознавателю право представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

Таким образом, у дознавателя, не согласного с указанием прокурора, есть определенные варианты поведения  для освобождения его от имущественной  ответственности. Правило о признании  непосредственными причинителями вреда прокурора и дознавателя сохраняется, если вышестоящий прокурор не отменяет указание нижестоящего прокурора, а поручает производство дознания по этому делу другому дознавателю[26].

УПК РФ в статье 123 содержит норму, в соответствии с которой  решения и действия дознавателя, следователя, прокурора и суда могут  быть обжалованы лицами, не являющимися  участниками уголовного судопроизводства, в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые  процессуальные решения затрагивают  их интересы.

Информация о работе Исторические аспекты развития института гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дозна