Конституционные основы социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Социальное государство………………………………………………..6

§ 1. Понятие и сущность социального государства……………………...6

§ 2. Правовые основы социального государства………………………..10

Глава 2. РФ – социальное государство…………………………………………18

§ 1. Конституционные основы социальной политики РФ……………...18

§ 2. Реализация положений конституции о социальном государстве…25

Заключение………………………………………………………………..29

Список используемых источников………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Конституц основы.docx

— 60.28 Кб (Скачать файл)
 

     Содержание 

          Введение 3

Глава 1. Социальное государство………………………………………………..6

     § 1. Понятие и сущность социального государства……………………...6

     § 2. Правовые основы социального государства………………………..10

Глава 2. РФ – социальное государство…………………………………………18

     § 1. Конституционные основы социальной политики РФ……………...18

     § 2. Реализация положений конституции о социальном государстве…25

     Заключение………………………………………………………………..29

     Список  используемых источников………………………………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) Российская Федерация - социальное государство.

     Социальное  обеспечение является средством, которое  использует социальное государство, чтобы  противостоять таким превратностям  судьбы, как социальное неравенство.

     Ст. 7 Конституции РФ провозглашает, что  социальная политика Российской Федерации  «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека». Социальная политика Российского государства не исчерпывается  названными в статье 7 Конституции  РФ направлениями, а включает и другие виды социальной помощи, в том числе  бесплатное предоставление малоимущим жилой площади, компенсационные  выплаты и т. д.

     Главная задача социального развития российского  общества определяет основные направления  социальной политики, реализация которых  на практике приведет к созданию важнейших  элементов социального государства  в Российской Федерации. В их число  входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки  семьи, материнства, отцовства и  детства, инвалидов и пожилых  граждан; развитие системы социального  обслуживания; установление государственных  пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

     В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий  и методов, и проблематика данного  исследования по-прежнему несет актуальный характер.

     Представляется, что анализ тематики «Конституционные основы социального государства» достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

     Характеризуя  степень научной разработанности  проблематики «Конституционные основы социального государства», следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики Конституционные основы социального государства.

     Научная значимость данной работы состоит в  оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой  проблематике – еще одним независимым  авторским исследованием. Практическая значимость темы «Конституционные основы социального государства» состоит в анализе проблем как во временном, так и в пространственном разрезах.

     С одной стороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, в другой стороны, как было показано, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь теоретическую, так и практическую значимость.

     Определенная  значимость и недостаточная научная  разработанность проблемы «Конституционные основы социального государства» определяют научную новизну данной работы.

     Нормативно-правая база состоит из действующего законодательства Российской Федерации.

     Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены специализированные веб-сайты.

     Эмпирическую  базу составила практическая информация касательно Конституционных основ социального государства.

     При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:

  • анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
  • обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
  • моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

     Объект  работы  - система реализации «Конституционные основы социального государства».

     Предмет исследования – частные вопросы  деятельности системы «Конституционные основы социального государства».

     Цель  работы – изучение темы «Конституционные основы социального государства как с российской, так и с зарубежной точек зрения».

     Поставленная  цель определяет задачи исследования:

     1. Рассмотреть теоретические подходы  к Конституционные основы социального  государства;

     2. Выявить основную проблему Конституционные  основы социального государства  в современных условиях;

     3. Показать пути решения выявленных  проблем и сделать расчет путей  их решения Конституционные основы  социального государства;

     4. Провести Обозначить тенденции  развития тематики Конституционные  основы социального государства.

     Работа  состоит из введения, глав основной части, выводов (заключения), списка литературы и приложений. 
 
 
 
 

Глава 1. Социальное государство

§ 1. Понятие и сущность социального государства 

     Разработка  широкого круга проблем, связанных  с исследованием теории и практики социального государства, выявление  и показ особенностей и проблем  его формирования в современной  России приобретают несомненную  научную актуальность.

     Сущностью социального типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Основной целью социального  государства является обеспечение  защиты и обслуживание интересов  всего общества в целом, а не определенной его части. Такое государство  построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в  качестве высшей ценности.

     Современное социальное государство - это институт, направленный на организацию достойной  жизни и развития всего обществ  в целом, защиту прав, свобод и интересов  всех его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как  внутри страны, так и за ее пределами.1

     Социальным  может стать только уже правовое государство, т.е. такое, в котором  механизмы господства права уже  достаточно развиты.

     С середины 90-х годов ХХ в. в ситуации, с одной стороны, наступления  либеральных идей, а с другой, повышения социальной роли государства  и выдвигаемых обществом требований повышения эффективности социальной политики формируются новые представления  о социальном государстве как  механизме снятия противоречий между  законами рынка и социальными  целями.

     В отличие от государства всеобщего  благоденствия современное социальное государство стремится отказаться от своей патерналистской роли, ориентировано на устранение иждивенчества и направлено на создание благоприятных социальных условий через социально-ориентированное рыночное хозяйство.

     Начавшийся  в середине 90-х этап развития социального  государства можно обозначить как  этап либерального социального государства.

     Таким образом, анализ представлений о  социальном государстве позволяет  представить следующую периодизацию его развития: первый этап (с 70-х гг. ХIХ в. до 30-х гг. ХХ в.) - социалистический; второй этап (с 30-х гг. ХХ в. до конца 40-х гг.) - правового социального  государства; третий этап (с конца 40-х  гг. по 60-е гг. ХХ в.) - государство  социальных услуг; четвертый этап (с  конца 50-х гг. до середины 80-х гг.) - государство всеобщего благоденствия; пятый этап (с начала 80-х гг. по середину 90-х гг.) - деструкции и кризиса  государства всеобщего благоденствия; шестой этап (с середины 90-х гг. ХХ в. по настоящее время) - либеральное  социальное государство.

     Определения социального государства, формировавшиеся  в течение более ста лет, при  всей кажущейся разнородности содержат ограниченный набор константных  признаков. Первым константным признаком  социального государства является доступность социальной поддержки  государства всем членам общества.

     Вторая  константа определений социального  государства фиксирует правовую природу осуществления его социальной политики, право осуществлять государством контроль и регулирование социальных процессов. Правовая функция социального  государства не только сводится к  регулированию социальных процессов, а проявляется в наделении  граждан социальными правами, а  государства - социальной ответственностью.

     В качестве третьего константного признака выступает наличие в социальном государстве бюджетных социальных выплат.

          Четвертым инвариантным признаком социального государства можно считать наличие государственных систем социальной защиты, социального

обеспечения и обеспечения занятости.

     Пятая константа связана с признанием ответственности социального государства  за уровень благосостояния своих граждан.2

     В последнее время многие авторы в  качестве устойчивого признака социального  государства называют наличие в  нем институтов гражданского общества. Представляется, что данные признаки являются видовыми, позволяющими дифференцировать социальные государства от иных государственных  образований в любых условиях, в динамике развития и обобщить его  рядовые свойства.

     Сегодня многие исследователи по-разному  трактуют понятие «социальное государство». Одно из первых определений понятия  «социальное государство» встречается  в энциклопедическом словаре  и выражает «способность государства  осуществлять современную социальную политику: заботиться о трудовом устройстве населения, правах человека, создавать  системы здравоохранения, социального  обеспечения, поддерживать малоимущие слои населения».3

     Более содержательное истолкование природы  социального государства предполагают В.П. Пугачев и А.И. Соловьев. По их мнению, это «государство, стремящееся  к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия  в управлении производством, а в  идеале - примерно одинаковых жизненных  шансов, возможностей для самореализации личности в обществе». «Деятельность  такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное  и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится  о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды».4

     По  мнению В.Д. Дзодзиева, социальное государство - «это такое государство, которое  гарантирует каждому своему гражданину достойные условия существования  и стремится к созданию примерно равных жизненных шансов в области  получения образования, занятости, здравоохранения и самореализации личности в целом, это государство, осуществляющее в обществе социальную справедливость».5

Информация о работе Конституционные основы социального государства