Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 10:29, курсовая работа
Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Введение 3
Глава 1. Социальное государство………………………………………………..6
§ 1. Понятие и сущность социального государства……………………...6
§ 2. Правовые основы социального государства………………………..10
Глава 2. РФ – социальное государство…………………………………………18
§ 1. Конституционные основы социальной политики РФ……………...18
§ 2. Реализация положений конституции о социальном государстве…25
Заключение………………………………………………………………..29
Список используемых источников………………………………………31
Экс-спикер Государственной Думы Г. Селезнев дает следующее определение: «Социальное государство - это такой тип государства, при котором в государственной политике главным приоритетом является социальное благополучие каждого человека и всего общества».6
Одним
из основных инструментов реализации
социального государства
Социальная политика направлена на достижение социальных целей и результатов, связанных с улучшением материального и социального благосостояния, на повышение качества жизни населения и достижение общественно-политической стабильности, предотвращение возможного возникновения очагов социальной напряженности.
Суть социальной политики государства, поставившего перед собой задачу превратиться в социальное государство, состоит в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни населения, создании социальных предпосылок в формировании экономических стимулов развития производства. В социальном государстве задача реализации сильной, эффективной социальной политики выдвигается на первый план.
Во второй половине 1991 г. проблематика социального государства начала постепенно входить в России в политический оборот. Впервые термин «социальное государство» упоминается в проектах новой Конституции. Но необходимо отметить, что при обсуждении проектов Конституции РФ 1993 г. было множество сторонников и противников включения статьи о социальном государстве в текст основного закона. На заседаниях Конституционного совещания проводили множество аргументов за и против, базировавшихся в основном на идеологических позициях и на соображениях политической целесообразности [24, с.34].
Положение о социальном государстве получило закрепление в ст.7 Конституции РФ, принятой на референдуме 12.12.1993 г.
«Российская Федерация, - записано в Основном законе страны, - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Таким образом, на
§ 2.
Правовые основы социального
государства
Фактически свершившийся в декабре 1991 г. распад СССР, прекращение его существования как единого союзного государства, субъекта международного права и геополитической реальности, падение союзного центра остро поставили перед Российской Федерацией, как и перед другими республиками бывшего Союза, проблему обеспечения самостоятельного государственного существования, задачи становления новой российской государственности.
При этом приходилось одновременно строить новое государство, выводить из паралича механизмы управления в условиях крушения административно-командной системы и всеобъемлющего кризиса власти и общества, раздираемого экономическими, политическими и социальными противоречиями. Продолжающиеся во многом по инерции центробежные процессы, стремление ряда субъектов Российской Федерации к «суверенизации» ставили под вопрос само существование Российского государства как единого целого.
В
связи с этим перед руководством
страны, общественно-политическими
партиями и движениями, заинтересованными
в демократической и сильной
России, остро встала задача поиска
цивилизованной системы ее государственного
устройства в условиях современных
преобразований — перехода к социально
ориентированной рыночной экономике
и демократическим методам
Это
была, и остается, сложнейшая задача
построения государства, которое не
является собственностью исключительно
одной политической силы и потому
не диктует обществу, как ему жить,
а лишь надежно и эффективно служит
ему: устанавливает и гарантирует
в нем порядок, охраняя от анархии
и произвола; защищает от любых угроз
извне; гарантирует комплекс социальных
благ и прежде всего тем, кто сам
не в состоянии реализовать
Правовая основа российской государственности в конце 1991 - начале 1992 гг. была довольно противоречивой. Она базировалась на законах, унаследованных от СССР, и законах РСФСР как составной части Союза. Такая противоречивость конституционной базы России была объективно обусловлена ее эволюционным переходом к новым принципам построения государства, общества и взаимоотношений между ними.
В
одном государственном
Законодательное
оформление новой российской государственности
вначале шло постепенно, путем
принятия отдельных поправок к действующей
Конституции РСФСР, законов, деклараций,
указов Президента РФ. Важным достижением
в этом отношении была принятая в
1990 г. Декларация о защите прав и
свобод граждан — основополагающий
документ для дальнейшей работы над
законодательством, обеспечивающим права
человека. Постепенно стала уходить
в прошлое государственная
В
связи с реформированием
Эти и ряд других законодательных актов снимали многие запреты, утверждали новые принципы, возможности и права. Однако они не обеспечивали четкого и комплексного регулирования, не всегда предусматривали механизмы их реализации, гарантии и ответственность.
Важно и то, что многие поправки к Конституции РСФСР, другие законодательные акты принимались в острой борьбе двух политических сил — реформаторов и контрреформаторов, которые в течение 1992-1993 гг. все более поляризовались. При этом все сильнее обострялось, особенно на федеральном уровне, противостояние между исполнительной властью и Советами. Тактика постоянного балансирования, поиска компромиссов с политическими оппонентами сдерживала создание новой российской государственности, временами вела к отступлению от курса реформ, к продлению болезненных эффектов переходного периода.
В
целях мирного разрешения противоречий
Президент и Правительство
21
сентября 1993 г. Президент РФ Б.Н.
Ельцин издал указ № 1400 «О
поэтапной конституционной
В своем Послании Федеральному Собранию 1996 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин так оценивал октябрьские события и предшествующую им ситуацию: «Оставалась единственная возможность — прекратить полномочия депутатов, а тем самым формально поступить вопреки отдельным положениям действовавшей тогда Конституции, опершись на закрепленные в Основном Законе базовые конституционные принципы: народовластие, разделение властей, федерализм. Окончательное решение предлагалось принять гражданам России: проголосовать «за» или «против» новой Конституции, сформировать новый законодательный орган, а затем проголосовать на выборах Президента. Это был минимально конфликтный вариант, в котором высшим судьей предоставлялось быть народу — суверенному источнику власти.
Но те, кто боялся доверить свою свободу воле народа, избрали другой путь - прямую вооруженную конфронтацию, ведущую к гражданской войне. Допустить этого было нельзя. Мне пришлось принять трудное, но неизбежное решение».
«Черный Октябрь» окончательно разрушил систему Советов и Советской власти в России - вслед за Верховным Советом были ликвидированы Советы народных депутатов нижестоящих уровней в большинстве субъектов Федерации. Эти события стали важным катализатором ускорения формирования новой системы власти и создания новой Конституции.
В
соответствии с решением Президента
РФ 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в
двухпалатное Федеральное Собрание
- в Совет Федерации и
За проект новой Российской Конституции проголосовала большая часть избирателей, пришедших на выборы.
Выборы в декабре 1993 г. и принятие новой Конституции РФ заложили правовые основы новой российской государственности, явились их конституционным оформлением и важнейшим этапом демократического обновления России.
Конституция
провозгласила продолжение
Как записано в статье первой Основного Закона, «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Согласно Конституции (ст.4), суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, при этом Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Российская
Федерация (ст. 5) состоит из республик,
краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных
округов - равноправных субъектов Российской
Федерации. При этом республика (государство)
имеет свою конституцию и
Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. При этом никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (ст.3).
Человек, его права и свободы являются, по Конституции, высшей ценностью.
Для
государственного устройства РФ важное
значение имеет то, что в Конституции
РФ 1993 г. государственный строй
Информация о работе Конституционные основы социального государства