Конституционные основы социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Социальное государство………………………………………………..6

§ 1. Понятие и сущность социального государства……………………...6

§ 2. Правовые основы социального государства………………………..10

Глава 2. РФ – социальное государство…………………………………………18

§ 1. Конституционные основы социальной политики РФ……………...18

§ 2. Реализация положений конституции о социальном государстве…25

Заключение………………………………………………………………..29

Список используемых источников………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Конституц основы.docx

— 60.28 Кб (Скачать файл)

     Экс-спикер Государственной Думы Г. Селезнев дает следующее определение: «Социальное  государство - это такой тип государства, при котором в государственной  политике главным приоритетом является социальное благополучие каждого человека и всего общества».6

     Одним из основных инструментов реализации социального государства является социальная политика. Взаимосвязь социального  государства и его социальной политики проявляется в том, насколько  полно и глубоко социальное государство  проводит свою социальную политику, в  какой степени эта политика выражает потребности и интересы его граждан.

     Социальная  политика направлена на достижение социальных целей и результатов, связанных  с улучшением материального и  социального благосостояния, на повышение  качества жизни населения и достижение общественно-политической стабильности, предотвращение возможного возникновения  очагов социальной напряженности.

     Суть  социальной политики государства, поставившего перед собой задачу превратиться в социальное государство, состоит  в обеспечении условий для  повышения благосостояния, уровня жизни  населения, создании социальных предпосылок  в формировании экономических стимулов развития производства. В социальном государстве задача реализации сильной, эффективной социальной политики выдвигается  на первый план.

     Во  второй половине 1991 г. проблематика социального  государства начала постепенно входить  в России в политический оборот. Впервые термин «социальное государство» упоминается в проектах новой  Конституции. Но необходимо отметить, что при обсуждении проектов Конституции  РФ 1993 г. было множество сторонников  и противников включения статьи о социальном государстве в текст  основного закона. На заседаниях Конституционного совещания проводили множество  аргументов за и против, базировавшихся в основном на идеологических позициях и на соображениях политической целесообразности [24, с.34].

     Положение о социальном государстве получило закрепление в ст.7 Конституции  РФ, принятой на референдуме 12.12.1993 г.

     «Российская Федерация, - записано в Основном законе страны, - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

       Таким образом, на конституционном  уровне зафиксирована приверженность  ценностям социального государства  в России в условиях современной  модернизации страны. Однако понятие  «социальное государство» в Конституции  РФ по существу не раскрыто. 

§ 2. Правовые основы социального государства 

     Фактически  свершившийся в декабре 1991 г. распад СССР, прекращение его существования  как единого союзного государства, субъекта международного права и  геополитической реальности, падение  союзного центра остро поставили  перед Российской Федерацией, как  и перед другими республиками бывшего Союза, проблему обеспечения  самостоятельного государственного существования, задачи становления новой российской государственности.

     При этом приходилось одновременно строить  новое государство, выводить из паралича механизмы управления в условиях крушения административно-командной системы и всеобъемлющего кризиса власти и общества, раздираемого экономическими, политическими и социальными противоречиями. Продолжающиеся во многом по инерции центробежные процессы, стремление ряда субъектов Российской Федерации к «суверенизации» ставили под вопрос само существование Российского государства как единого целого.

     В связи с этим перед руководством страны, общественно-политическими  партиями и движениями, заинтересованными  в демократической и сильной  России, остро встала задача поиска цивилизованной системы ее государственного устройства в условиях современных  преобразований — перехода к социально  ориентированной рыночной экономике  и демократическим методам руководства, создания правовой основы российской государственности.

     Это была, и остается, сложнейшая задача построения государства, которое не является собственностью исключительно  одной политической силы и потому не диктует обществу, как ему жить, а лишь надежно и эффективно служит ему: устанавливает и гарантирует  в нем порядок, охраняя от анархии  и произвола; защищает от любых угроз  извне; гарантирует комплекс социальных благ и прежде всего тем, кто сам  не в состоянии реализовать предоставленные  государством возможности.

     Правовая  основа российской государственности  в конце 1991 - начале 1992 гг. была довольно противоречивой. Она базировалась на законах, унаследованных от СССР, и  законах РСФСР как составной  части Союза. Такая противоречивость конституционной базы России была объективно обусловлена ее эволюционным переходом  к новым принципам построения государства, общества и взаимоотношений  между ними.

     В одном государственном организме  сосуществовали и противостояли  друг другу два несовместимых  начала. Новое - президентская власть, федерализм, принцип разделения и  взаимного ограничения властей, ответственности перед обществом. И старое - строгая иерархия системы  Советов с ее монополией на все властные функции и коллективной ответственностью (т. е. безответственностью) за принимаемые решения.

     Законодательное оформление новой российской государственности  вначале шло постепенно, путем  принятия отдельных поправок к действующей  Конституции РСФСР, законов, деклараций, указов Президента РФ. Важным достижением  в этом отношении была принятая в 1990 г. Декларация о защите прав и  свобод граждан — основополагающий документ для дальнейшей работы над  законодательством, обеспечивающим права  человека. Постепенно стала уходить  в прошлое государственная идеология, согласно которой, как пелось в песнях, «сегодня не личное главное, а сводки рабочего дня», «прежде думай о  Родине, а потом о себе», когда  утверждалось, что не государство  должно служить человеку, а человек  — государству.

     В связи с реформированием социально-экономических  отношений, стремлением создать  социально ориентированную рыночную экономику были приняты законодательные  акты, регулирующие новые отношения  собственности, земельные отношения, предпринимательскую деятельность, приватизацию, банковскую сферу, гарантировавшие  свободу средствам массовой информации. Важными шагами в правовом оформлении новой российской государственности  стали начавшаяся судебная реформа, значительными вехами которой были учреждение Конституционного суда, арбитражных  судов и суда присяжных, серьезное  обновление уголовного и уголовно-процессуального  законодательства, гарантирующего реальность презумпции невиновности.

     Эти и ряд других законодательных  актов снимали многие запреты, утверждали новые принципы, возможности и  права. Однако они не обеспечивали четкого  и комплексного регулирования, не всегда предусматривали механизмы их реализации, гарантии и ответственность.

     Важно и то, что многие поправки к Конституции  РСФСР, другие законодательные акты принимались в острой борьбе двух политических сил — реформаторов и контрреформаторов, которые в течение 1992-1993 гг. все более поляризовались. При этом все сильнее обострялось, особенно на федеральном уровне, противостояние между исполнительной властью и Советами. Тактика постоянного балансирования, поиска компромиссов с политическими оппонентами сдерживала создание новой российской государственности, временами вела к отступлению от курса реформ, к продлению болезненных эффектов переходного периода.

     В целях мирного разрешения противоречий Президент и Правительство России искали решения при помощи Конституционного соглашения, апрельского референдума 1993 г. о доверии Президенту и поддержке  народом курса реформ, конституционного совещания. Хотя большинство участников апрельского референдума высказались  в поддержку Б.Н. Ельцина, конфронтация политических сил в стране, особенно в Москве и ряде других городов, росла, порой выливалась в массовые манифестации, сопровождавшиеся столкновениями с  милицией и жертвами среди участников.

     21 сентября 1993 г. Президент РФ Б.Н.  Ельцин издал указ № 1400 «О  поэтапной конституционной реформе  в России». В нем он объявил  о роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов России  и проведении выборов в двухпалатное  Федеральное Собрание, а также  выборов Президента России в  июне 1994 г. Указ формально противоречил  ряду статей действующей Конституции.  Срочно собравшийся в этот  же день Конституционный суд  РФ во главе с его Председателем  В.Д. Зорькиным посчитал это  достаточным основанием для импичмента  Президента РФ.

     В своем Послании Федеральному Собранию 1996 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин так  оценивал октябрьские события и  предшествующую им ситуацию: «Оставалась  единственная возможность — прекратить полномочия депутатов, а тем самым  формально поступить вопреки  отдельным положениям действовавшей  тогда Конституции, опершись на закрепленные в Основном Законе базовые конституционные  принципы: народовластие, разделение властей, федерализм. Окончательное решение предлагалось принять гражданам России: проголосовать «за» или «против» новой Конституции, сформировать новый законодательный орган, а затем проголосовать на выборах Президента. Это был минимально конфликтный вариант, в котором высшим судьей предоставлялось быть народу — суверенному источнику власти.

     Но  те, кто боялся доверить свою свободу  воле народа, избрали другой путь - прямую вооруженную конфронтацию, ведущую  к гражданской войне. Допустить  этого было нельзя. Мне пришлось принять трудное, но неизбежное решение».

       «Черный Октябрь» окончательно разрушил систему Советов и Советской власти в России - вслед за Верховным Советом были ликвидированы Советы народных депутатов нижестоящих уровней в большинстве субъектов Федерации. Эти события стали важным катализатором ускорения формирования новой системы власти и создания новой Конституции.

     В соответствии с решением Президента РФ 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в  двухпалатное Федеральное Собрание - в Совет Федерации и Государственную  Думу.

     За  проект новой Российской Конституции  проголосовала большая часть  избирателей, пришедших на выборы.

     Выборы  в декабре 1993 г. и принятие новой  Конституции РФ заложили правовые основы новой российской государственности, явились их конституционным оформлением  и важнейшим этапом демократического обновления России.

     Конституция провозгласила продолжение государственного строительства России на основе принципов  федерализма.

     Как записано в статье первой Основного  Закона, «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления».

     Согласно  Конституции (ст.4), суверенитет Российской Федерации распространяется на всю  ее территорию, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, при этом Российская Федерация обеспечивает целостность  и неприкосновенность своей территории.

     Российская  Федерация (ст. 5) состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. При этом республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ  имеет свой устав и законодательство. Федеративное устройство Российской Федерации  основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении  народов в Российской Федерации. Как записано в Конституции РФ 1993 г. (ст. 5,4), во взаимоотношениях с  федеральными органами государственной  власти все субъекты Российской Федерации  между собой равноправны.

     Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный  народ. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные  выборы. При этом никто не может  присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (ст.3).

     Человек, его права и свободы являются, по Конституции, высшей ценностью.

     Для государственного устройства РФ важное значение имеет то, что в Конституции  РФ 1993 г. государственный строй определен  как конституционный, а не общественный. Конституция максимально деполитизирована, в ней признаются идеологическое и политическое многообразие, принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную, равноправие частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, частная собственность на землю, провозглашены избирательные и судебные права граждан. Впервые в истории российской государственности уровень гарантируемых Основным Законом прав и свобод человека, механизм их защиты соответствовали международным стандартам.

Информация о работе Конституционные основы социального государства