Конституционные основы социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Социальное государство………………………………………………..6

§ 1. Понятие и сущность социального государства……………………...6

§ 2. Правовые основы социального государства………………………..10

Глава 2. РФ – социальное государство…………………………………………18

§ 1. Конституционные основы социальной политики РФ……………...18

§ 2. Реализация положений конституции о социальном государстве…25

Заключение………………………………………………………………..29

Список используемых источников………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Конституц основы.docx

— 60.28 Кб (Скачать файл)

     Существует  и социальное обслуживание граждан  пожилого возраста.

     Социальное  обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой  деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.11

     Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность  получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям и других обстоятельств.

     Социальное  обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению  органов социальной защиты населения  в подведомственных им учреждениях  либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального  обслуживания иных форм собственности.

     Иностранные граждане, лица без гражданства, в  том числе беженцы, пользуются теми же правами в сфере социального  обслуживания, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено  законодательством Российской Федерации.

     Установление  государственных пенсий, пособий  и иных гарантий социальной защиты.

     Согласно  ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются  законом».

     Наличие соответствующих федеральных законов  является необходимой гарантией  реализации конституционного права  на социальное обеспечение. В настоящее  время в России действует несколько  федеральных пенсионных законов. Это, прежде всего, Закон РСФСР от 20.11.1990г. №340 «О государственных пенсиях в РСФСР», Закон РФ от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», Закон от 21.05.1993г. «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» и т.д.

     Государственные пенсии для отдельных категорий  граждан установлены также Законами о занятости населения в Российской Федерации, о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС, о государственных гарантиях  и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В связи с инфляционными процессами периодически принимаются нормативные  акты о корректировке размера  пенсий и заработка, из которого они  исчисляются.

     Согласно  ч. 3 ст. 39 Конституции РФ поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального  обеспечения и благотворительность.  

     § 2. Реализация положений конституции о социальном государстве 

     Опыт  развитых стран свидетельствует, что  без планомерного, направляемого  государством развития социальной сферы, науки и образования, разработки и внедрения в производство новых  технологий динамичное развитие экономики  и высокий уровень жизни невозможны.

     Россия, провозгласившая себя социальным государством, официально зафиксировала это в  ст.7 Конституции: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека". Социальные права, гарантируемые гражданам, прописаны  в следующих статьях Основного  закона страны:

    • на труд и его оплату (п. 1-4 ст. 37);
    • на отдых (п. 5 ст. 37);
    • на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38);
    • на социальное обеспечение (ст. 39);
    • на жилище (ст. 40);
    • на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);
    • на экологическую безопасность (ст. 42);
    • на образование (ст. 43);
    • на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44).

     Однако  сама по себе декларация о социальном государстве не превращает в таковое  Россию автоматически. Для его становления, развития и укрепления требуется  и теоретическое обоснование  концептуальных основ формирования эффективной социальной рыночной экономики  и политики, обеспечивающей занятость, достойную заработную плату, развитое социальное страхование, поддержку  семьи, материнства и детства, престарелых, молодежи и т.д., и разработка комплексной  программы мер и механизмов их реализации всеми ветвями и уровнями государственной власти и местного самоуправления.

     Социальным  государство становится при достижении баланса во взаимодействии основных социальных и политических сил в  обществе. Оно выделяет приоритетные сферы и определяет меры, способствующие достижению поставленных целей:

    • поддержание занятости (проведение эффективной кадровой политики, обеспечение гражданам свободы выбора места жительства и возможности продуктивно трудиться, стимулирование организации современных производств и рабочих мест, защита трудовых прав и интересов работников в рамках социального партнерства; содействие общественно полезному и эффективному предпринимательству);
    • проведение политики доходов (формирование эффективной системы налогообложения; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы; контроль за инфляцией);
    • улучшение жизнеобеспечения населения (поддержание и развитие коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи);
    • совершенствование системы социальной защиты граждан (разработка и реализация государственных программ борьбы с бедностью, комплексной защиты населения, в первую очередь слабозащищенных категорий, от социальных рисков; реформирование системы социального страхования, в том числе пенсионного и медицинского);
    • охрана окружающей среды (обеспечение экологической безопасности страны и достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддержания их целостности и жизнеобеспечивающих функций);
    • формирование социокультурной среды (повышение роли и качества общего и профессионального образования; сохранение национальных языков и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию).

     Подтверждением  социальной, политической, идеологической и нравственной зрелости социального  государства, общества в целом является становление и развитие института  социального партнерства как  регулятора социально-трудовых отношений.

     Для реализации положений ст. 7 Конституции  Российской Федерации требуются  согласованные действия всех ветвей государственной власти и общественных объединений. Чтобы весь механизм четко  работал, необходимо принять федеральный  закон "Об основах социальной политики", который определил бы права и  обязанности всех ее субъектов - государственных  органов, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных объединений.

     Важнейший инструмент социальной политики - социальная защита. Согласно определению МОТ, она  включает комплекс мер:

    • стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;
    • предотвращение основных социальных рисков и компенсацию части доходов в случае их возникновения с помощью механизмов социального страхования;
    • предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы страхования;
    • обеспечение доступа граждан к образованию и медицинской помощи.

     Реализацию  гарантированных гражданам Конституцией социальных прав (являющихся одновременно ориентирами для социальной и  экономической политики социального  государства), а также порядок  их предоставления обеспечивают устанавливаемые  государственные социальные стандарты (ГСС), которые необходимо закрепить  в соответствующем федеральном  законе, охватывающем все основные сферы социальных отношений оплату труда и трудовые отношения; поддержание  занятости и помощь безработным; пенсионное обеспечение; медицинское  обслуживание и снабжение лекарственными средствами; сферы коммунальных и  бытовых услуг, образования и  профессиональной подготовки, науки, культуры, социального страхования и т.д.

     Представляется  настоятельной необходимость гармонизации законов в сфере доходов: в  стране отсутствует единый концептуальный подход к регулированию заработной платы и увязке ее с размерами  пенсий и ресурсным обеспечением.

     С особой остротой в нашем обществе стоят проблемы социальной поддержки  молодежи, профилактики детской беспризорности и безнадзорности. Основными причинами  их возникновения и роста являются разрушение прежней государственной  инфраструктуры социализации и общественного  воспитания детей без формирования эффективной новой, адаптированной к условиям рыночных отношений, рост бедности и имущественного расслоения населения. В этой связи чрезвычайно актуальными остаются вопросы принятия федерального закона об основах государственной молодежной политики и возвращения к разработке законопроекта о профилактике насилия в семье и обществе.

     Провозглашение  Российской Федерации социальным государством - цель, достижение которой потребует  огромных усилий. Пока мы находимся  в самом начале трудного пути. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В данной были рассмотрены понятия социального государства, а также основы социального государства.

     Основными направления социальной политики Российской Федерации, а именно: охрана труда  и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки  семьи, материнства, отцовства и  детства, инвалидов и пожилых  граждан; развитие системы социального  обслуживания; установление государственных  пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты; а также установили связь Конституции Российской Федерации  и Законов в отношении названных  направлений.

     Следует сказать, что в любом демократическом  государстве между конституционным  требованием защиты личной свободы  и требованием идеи социального  государства существует известное  противоречие12 Оно порождено неизбежным вмешательством социального государства в личную жизнь граждан. Поэтому в такой ситуации любое решение государства в пользу личной свободы возможно лишь в той мере, в какой оно не противоречит сущности социального государства.

     По  утверждению Н. А. Бобровой, социальное законодательство понятно широким  слоям населения, в отличие от иных сфер правового регулирования, довольно отдаленных от нужд простого человека, которому не всегда понятно  или интересно, как отражается на его каждодневной жизни устройство власти. Население больше интересует не то, как формируется власть, а  то, какие условия она создает  для достойной жизни людей. На социальное законодательство возложена  особая миссия, без осуществления  которой нет и социального  государства. Гуманизм и сострадание - достойная конституционная цель».13 Система социального обеспечения должна трансформироваться таким образом, чтобы в реализации социальных прав было больше «права». Нужна разумная осторожность законодателя, чуждая популизму, взвешенная оценка им тех экономических ресурсов государства, которыми оно может распоряжаться, чтобы реально выполнять принятые на себя социальные обязательства.

     Важна тенденция переноса законодателем  центра тяжести социальной деятельности государства с акций социального  обеспечения на формирование системы  условий для возможно более полного  использования трудового, интеллектуального, предпринимательского потенциала работоспособных  граждан и стимулирования их личной ответственности за самореализацию личности на основе естественно-правовых идей о неотъемлемых правах человека.

     Необходимо  законодательно создать такие механизмы, которые позволят все большему числу  людей включиться в отношения  формального равенства для обеспечения  каждому достойного существования. В социальном государстве отрасль  социального права не только возможна, но и необходима, поскольку слишком  обширен и важен для жизни  людей круг регулируемых ею общественных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемых источников 

     Нормативно-правовые акты: 

     1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.

     2. ФЗ от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных  пособиях гражданам, имеющих детей» (ред. от 22.12.2005). СЗ РФ, 22.05.1995, №  21, ст. 1929.

     3. ФЗ от 2.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном  обслуживании граждан пожилого  возраста и инвалидов» (ред. от 22.08.2004). СЗ РФ, 07.08.1995, № 32, ст. 3198.

     4. ФЗ от 10.12.1995г. № 195-ФЗ «Об  основах социального обслуживания  населения в Российской Федерации» (ред. от 22.08.2004). СЗ РФ, 11.12.1995, №  50, ст. 4872.

     5. ФЗ РФ от 24.10.1997г. № 134-ФЗ «О  прожиточном минимуме в Российской  Федерации» (ред. от 22.08.2004). СЗ РФ, 27.10.1997, № 43, ст. 4904.

     6. ФЗ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об  основных гарантиях прав ребёнка  в РФ» (ред. от 21.12.2004). СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802.

     7. ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной  социальной помощи» (ред. от 29.12.2004). СЗ РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699.

     8. ФЗ от 7.08.2000г. № 122-ФЗ «О порядке  установления размеров стипендий  и социальных выплат в Российской  Федерации» (ред. от 29.12.2004, с изм.  от 06.04.2006). СЗ РФ, 14.08.2000, № 33, ст. 3348.

     9. Всеобщая декларация прав человека  от 10.12.1948г.

Информация о работе Конституционные основы социального государства