Контрольная работа по "Прокурорскому надзору"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 09:18, контрольная работа

Краткое описание

Под прокурорским надзором понимают деятельность специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров) по выявлению нарушений закона и принятию мер, направленных на их устранение, в том числе таких мер, как привлечение к уголовной ответственности и уголовное преследование. Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.

Содержание

Введение
Принципы организации и деятельности прокуратуры……………6
2. Система, структура и организация органов прокуратуры………..9
3. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу………………………………………………………………………14
4. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу…………………….21
Заключени
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Прокурорский надзор КР.docx

— 49.08 Кб (Скачать файл)

Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает еще один новый  вид исполнения наказания, не связанного с изоляцией осужденного от общества: обязательные работы (разд. II, гл. 4, ст. 25-30 УИК РФ). Этот вид наказания  исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными  инспекциями. Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила  внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы; добросовестно относится  к труду; работать на определяемых для  них объектах и отрабатывать установленный  судом срок обязательных работ; ставить  в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по вызову инспектора.

Наказание в виде лишения  права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного вида наказаний  к штрафу, обязательным работам или  исправительным работам, а также  при условии осуждений, исполняют  уголовно-исполнительные инспекции  по месту жительства (работы) осужденных. Если это наказание назначено  в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, его исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного  наказания - уголовно-исполнительные инспекции  по месту жительства (работы) осужденных (ст. 33).

Наказание в виде штрафа (в случае неуплаты осужденным штрафа), конфискации имущества исполняются  судебным исполнителем (ст. 31 УИК РФ). Исполнение приговора суда о лишении  специального, воинского или почетного  звания, классного чина и государственных  наград осуществляется должностным  лицом, присвоившим осужденному  звание, классный чин или наградившего его государственной наградой (ст. 61 УИК РФ).

В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 5 августа 2003 № 27 «Об организации прокурорского  надзора за соблюдением законов  при исполнении уголовных наказаний  и содержании подозреваемых и  обвиняемых в следственных изоляторах»  от прокуроров требуется постоянно  осуществлять надзор за законностью  приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также органами управления уголовно-исполнительной системы, и незамедлительно опротестовать  в случае не соответствия их закону.

Поэтому законность правовых актов, издаваемых администрацией исправительных учреждений и органов, исполняющих  наказание, также входит в предмет  прокурорского надзора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

 

В соответствии со ст. 22 УИК  РФ прокурорский надзор за соблюдением  законов администрациями органов, исполняющих наказание, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Законом о прокуратуре.

Для выполнения задач при  осуществлении надзора за соблюдением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и применяющих назначаемые судом  меры принудительного характера, администрациями  мест содержания задержанных и заключенных под стражу для предупреждения, выявления и устранения нарушений законов прокуроры наделены соответствующими полномочиями. В этих целях прокуроры могут использовать не только специальные полномочия, предоставленные для надзора за исполнением законов на рассматриваемом направлении надзорной деятельности (ст. 33 Закона о прокуратуре), но и с учетом специфики предмета надзора полномочия, предусмотренные по другим направлениям прокурорского надзора: полномочия предусмотренные при осуществлении надзора за исполнением закона федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (ст. 22 Закона о прокуратуре); полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 27 Закона о прокуратуре).

К специальному полномочию относиться право прокурора посещать в любое время учреждения и  органы, указанные в ст. 32 Закона о прокуратуре. В ст. 24 УИК РФ предусмотрено  право Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, подчиненных  им прокуроров, а также прокуроров непосредственно осуществляющих надзор за исполнением наказаний на соответствующих  территориях без специального разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие  наказания. Закон не ограничивает прокурора  временем посещения указанных учреждений, следовательно, он сам определяет время  посещения.

Приказом Генерального прокурора  РФ от 18 июня 1997г. №31 «Об организации  прокурорского надзора за предварительным  следствием и дознанием» прокурорам предписывается проверять законность содержания лиц в изоляторах временного содержания, практиковать проверки в  нерабочее время, незамедлительно  принимать меры по жалобам на незаконность задержания.

В Приказе Генерального прокурора  от 5 августа 2003 г. №27 содержится требование к подчиненным прокурорам в целях  обеспечения законности и обоснованности, а также соблюдения сроков содержания граждан под стражей не реже одного раза в месяц проверять следственные изоляторы. Периодичность проверок состояния законности в иных учреждениях  и органах не определена.

Закон не ограничивает прокурора  какими-либо основаниями для посещения  указанных учреждений и органов.

Посещение прокурором учреждений и органов не является самоцелью. Посещая их, прокурор выясняет вопросы, входящие в предмет прокурорского  надзора (соблюдение сроков содержаний и иных сроков, законность водворения осужденных к лишению свободы  в штрафной изолятор и т.д.). при  этом проверки могут быть как целевые, т. е. затрагивающие, как правило, законность отдельных сторон деятельности учреждений, так и общие, охватывающие весь комплекс вопросов, относящихся к предмету надзора. Результаты проверки отражаются в составляемых справках (актах).

Для того чтобы выявить  нарушение законов, прокурору представлено право опрашивать задержанных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного  характера. Опрос указанных лиц  является также средством предупреждения нарушений законности в деятельности учреждений и органов, где эти  лица содержаться.

Путем опроса могут быть выявлены такие существенные нарушения  законности, как применение к задержанным, арестованным и иным лицам недозволенных  методов воздействия, применение в  нарушение требований закона специальных  средств, оружия и др.

При осуществлении надзора  прокурор вправе знакомится с документами, на основании которых произведено  задержание, заключение под стражу, осуждение, определение мер принудительного  характера. Это полномочие важно, поскольку  позволяет выявить и предупредить нарушение сроков содержания под  стражей, неправильное определение  вида исправительного учреждения, неправильное применение мер взыскания и другие существенные нарушения закона.

Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и  обвиняемых в совершении преступлений» (ч. 7 ст. 34) предусматривает проведение оперативно-розыскных мероприятий  в местах содержания под стражей  в целях выявления, предупреждения, пересечения и раскрытия преступлений. Осуществление оперативно-розыскной  деятельности предусмотрено законом (ст. 84 УИК РФ) и в исправительных учреждениях. Задачами оперативно-розыскной  деятельности в этих учреждениях  являются: обеспечение личной безопасности заключенных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и  совершаемых в исправительных учреждений преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

В этой связи Закон о  прокуратуре и Закон об ОРД  дают право прокурору знакомится также с оперативными материалами. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, и о штатных негласных сотрудниках  органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывающих  содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурору только в с письменного согласия указанных  лиц, за исключением случаев, требующих  их привлечения к уголовной ответственности.

Наделение прокурора полномочий требовать от администрации органов  и учреждений, исполняющих наказание  и назначаемые судом меры принудительного  характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под  стражу, создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных  под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера - одна из характерных особенностей надзора на рассматриваемом направлении  прокурорской деятельности. Сущность этих требований прокурора заключается  в следующем:

- во-первых, прокурор может  требовать от администрации указанных  органов и учреждений соблюдения  правил режима и условий содержания, привлечения осужденных к труду  и других условий, исходя из  тех вопросов, которые входят  в предмет прокурорского надзора;

- во-вторых, прокурор может,  исходя из конкретной ситуации, установить время для исполнения  своих требований;

- в-третьих, эти требования  подлежат обязательному исполнению  администрацией;

- в-четвертых, обжалование  администрацией требований прокурора  не приостанавливает их исполнение;

- в-пятых, хотя законом  и не установлена форма требований  прокурора (они могут быть выражены  как в устной так, так и  письменной форме), целесообразно  в целях возможности контролировать  облекать и в письменную форму.

Прокурор в праве проверять  соответствие законодательству РФ правовых актов - приказов, распоряжений, постановлении  администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре.

Как отмечалось в Приказе  Генерального прокурора РФ от 5 августа 2003г. № 27, прокурорам предписывается постоянно  осуществлять надзор за законностью  приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также органами управления уголовно-исполнительной системы, и незамедлительно опротестовать  в случае несоответствия закону.

Прокурор может проверять  соответствие закону правовых актов  указанных учреждений и органов  не только при поступлении заявлений  и жалоб о их противозаконном  характере, но и по собственной инициативе.

Прокурор проверяет соответствие закону правовых актов, относящихся  к деятельности учреждений и органов, вопросы которой входят в предмет  прокурорского надзора. Это прежде всего приказы, распоряжения и постановления, в которых регламентируются порядок  и условия содержания задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, привлечение осужденных к общественно  полезному труду, получение общего образования, профессиональной подготовки и др.

Прокурор в праве, как  и по другим видам надзорной деятельности, требовать объяснения от должностных  лиц. Он может требовать объяснения по любому проверяемому вопросу о нарушения законности в деятельности администрации. Форма объяснения в законе не предусмотрена, а поэтому прокурор в праве сам определить, исходя из конкретной ситуации, какую форму следует использовать. Получение объяснений позволяет прокурору выяснить причины и условия, способствующие нарушениям закона, а следовательно, использовать более эффективные средства по их устранению.

Одним из основных средств  реагирования прокурора на выявленные нарушения законов является протест. Протест приносится во всех случаях  выявления противоречащих закону приказов, , распоряжений, постановлений администраций  органов и учреждений, указанных  в ст. 32 Закона о прокуратуре. В  протесте заключается требование о  привидении в соответствие с действующим  законодательством приказов, распоряжений и постановлений либо их отмене. Отличительной особенностью принесения протеста на правовые акты администрации  указанных учреждений и органов  от принесения протеста при осуществлении  надзора за исполнением законов  федеральными министерствами и ведомствами, представленными (законодательными) и  исполнительными органами субъектов  РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а  также за соответствием законам  издаваемых ими правовых актов является приостановление действия опротестованного акта администрацией учреждения.

Важным средством реагирования прокурора на устранение выявленных нарушений законов является представление  прокурора. В представлении указывается  также причины выявленных нарушений  законности и условия, им способствующие, и высказывается требование прокурора  об их устранении. В представлении  прокурор может поставить вопрос о необходимости привлечения  к дисциплинарной, материальной ответственности  конкретных лиц, чья деятельность привела  к нарушениям законов (при отсутствии признаков преступления или административного  проступка).

Информация о работе Контрольная работа по "Прокурорскому надзору"