Особенности развития отечественной рекламы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 16:52, лекция

Краткое описание

Протореклама: клейма и печати как элементы развития геральдики. Устная реклама: царские глашатаи; коробейники; стационарные зазывалы; ярмарочная реклама («раек»).
Зарождение лубочной рекламы. Прообраз политической рекламы. Первые российские газеты и особенности содержащихся в них рекламных обращений.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 2 заочники.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

После революции 1917 года еще долго бушевали политические страсти, в связи с чем востребованными оставались такие исконные жанры политической агитации как лозунг, призыв, прокламация.

Массовое распространение в 1918–20 годах получила устная политическая реклама. Доминирующий жанр политической рекламы той поры – злободневные лозунги. Они рождались по ходу развития событий, возникая из толпы, отдельных реплик митингующих. Они выражали и сиюминутные задачи «Вся власть советам!», «Даешь учредительное собрание!», «Мира и хлеба!» Некоторые из них закреплялись в печатных вариантах, переносились на листовки и прокламации.

Лозунг – это устное, письменное или печатное высказывание, исполняющее функции, которые сегодня осуществляет слоган.

Успешность речи на митинге, совещании, съезде определялась ее лаконичностью и экспрессией. Оценка результата воздействия митинговой речи на аудиторию, как правило, не заставляла себя ждать: гром аплодисментов или совместное скандирование провозглашаемых лозунгов  подтверждали убедительность сказанного.

В эпоху Гражданской войны бытовал ярмарочный фольклор – спонтанное порождение рекламных текстов в условиях рыночного предложения товаров.

Общеизвестно, что новая власть запретила свободу частной торговли, рассчитывая обеспечить продовольственный минимум городских жителей распределением продуктов, выменянных у крестьян, по карточкам. В начале 1918 года паек горожанина составлял  около 100 граммов черного хлеба на человека в день. Развивалась сеть нелегальной торговли, которая и стала основным способом обмена между городом и селом. Несмотря на пресечение подобных действий властями, нелегально распространяемого товара было больше, чем распределяемого.

Особенно интенсивно рыночная во времена «военного коммунизма» торговля развивалась в столицах. Тут и процветала обширная фольклорная устная реклама, правда, произносившаяся вполголоса, без былого куражу:

«Изюм-изюм – поможет от вредных дум»

«А вот махорка-мухобой, самая крепкая!

Один курит, а семь наземь в обморок падают».

Революционные плакаты создавали талантливые художники Д.Моор (Дмитрий Стахиевич Орлов), В. Дени (Виктор Николаевич Денисов),  Радаков, Кочерин, Мельников и др. Лидером среди плакатистов стал Дмитрий Моор. Классикой стали его поныне известные произведения «Ты записался добровольцем?», «Помоги!». Для стиля этого художника характерен монументализм и лаконичность. В. Дени – мастер сатиры, шаржа, карикатуры. Вообще, создатели агитационных плакатов, как правило, тяготели  либо к одной либо к другой из этих тенденций.

Исключение составляли «Окна сатиры» РОСТА (Российского телеграфного агентства), которое представляли художник Черемных и поэт Маяковский. Они создавались от руки, размножались посредством трафарета, и уже потому их рисунок отличался схематизмом, угловатостью, отсутствием деталей. Схематизм придавал монументальность положительным образам, отрицательные же приобретали дополнительную сатирическую окраску. «Окна» создавались под диктовку телеграфного бюллетеня, т.е. по горячим следам. Яркие, способные остановить даже бегущего, плакаты «Окон» вывешивались на людных местах и вызывали незамедлительный отклик аудитории.  Всего за 1919–20–е гг. в РОСТА было создано около тысячи образцов.

Еще одной формой плакатной политической рекламы 1919–20 гг. были агитпоезда и агитпароходы, которые следовали по стране с целью распространения агитационной изобразительной и печатной продукции, организовать митинги, показать агитфильмы. Вот впечатления участника поезда: «Чем дальше, тем сильней литературный голод. Мы уже раздали листки и газеты не только на остановках, мы бросаем их на ходу встречным крестьянам. За поездом вереницей бежит деревенская молодежь…» В общем итоге, по оценке современника, на остановках побывало 2 752 тыс. человек.

По случаю «красных дат»  – первой, второй, третьей годовщин октябрьской революции и первомайских праздников революционно настроенная интеллигенция создавала грандиозные представления.

Реклама в условиях НЭПа (1921–1929 г.г.)

 

Двадцатые годы прошлого века в России протекали в условиях новой экономической политики (нэп), подразумевающей легализацию свободной торговли, разрешение мелкого  и среднего частного предпринимательства.

На первых порах делалась ставка  преимущественно на потребительские кооперативы, т.е. объединения граждан, где бы собирались небольшие членские взносы, на общих собраниях выдвигались руководители, а они уже отвечали за организацию оптовых заготовок сельскохозяйственных продуктов.

Ведущим центром  распространения торгово-промышленной рекламы стала контора «Двигатель», созданная при газете «Экономическая жизнь».

Важным конкурентом «Двигателя»  с 1923 года стала контора «Связь», учрежденная наркоматом почт и телеграфа. А наркомат путей сообщения создал агентство «Рекламатранс», обеспечивающее расклейку рекламы  на станциях и в вагонах. Существовали и особые региональные конторы типа «Мосторгрекламы» и творческие объединения художников–рекламистов. Такая диверсификация обеспечивала богатство и разнообразие рекламного творчества в эпоху нэпа.

В первые полтора года нэпа, пока относительно стабильные частные предприятия восстанавливали свои силы, на улицы российских городов высыпало громкоголосое племя мелких разносчиков. Так возродился жанр, именовавшийся «криками улиц». Наперебой завлекали прохожих к своим относительно стационарным лавкам  или переносным лоткам продавцы папирос, пончиков, мороженого, газет и книжной продукции.

Песенное обрамление текста продавщицы бубликов сохранилось в обиходе и до наших дней:

Несите рублики,

Купите бублики.

Легализованный после долгих лет продажи «из-под полы» рынок буквально озарился и озвучился рекламной разноголосицей. Отличительными признаками фольклорных призывов этой поры становится вкрапление в рекламные тексты новой лексики, внедренной в массовое сознание революцией:

Претензии на юмор обычно не подводили продавцов. Как правило, именно перед лотками краснобаев и балагуров толпились больше всего слушателей, а среди них намечались и покупатели.

Таким образом, в сфере устных жанров коммерческая реклама на первых порах значительно потеснила политическую. Это положение стало постепенно меняться  параллельно развитию нового коммуникативно–массового средства – радио.

Всплеск устной фольклорной рекламы в годы нэпа к завершению периода сменяется значительным снижением этого вида деятельности. Тому было много причин, но одна из них – формирование и развитие вторичной устной культуры – той системы и стиля устных высказываний, которые распространялись вместе с развитием советской радиосети. В октябре 1924 г. было создано АО «Радио для всех», учредителями которого стали Трест заводов слабых токов, РОСТА и Наркомат почт и телеграфа (Наркомпочтель). Спустя два месяца – в декабре 1924 г. оно стало называться «Радиопередача».

Устав АО «Радиопередача» фиксировал право осуществлять при посредстве радиостанций передачу и прием публичных лекций, докладов, информаций, разного рода сведений рекламы и коммерческих объявлений. Данным правом не преминули  воспользоваться крепнущие государственные тресты и некоторые процветающие частники. Правда, диапазон коммерческих предложений был еще сравнительно узок. В основном такая реклама стала элементом Справочного отдела «Радиогазеты».

Новинки радиоинформации  в 20-е гг. производили неизгладимое впечатление  на неграмотные и полуграмотные массы. С этой  все более распространившейся по стране «вторичной» устной  культурой все труднее стало состязаться традиционным «крикам улиц» и прибауткам. Их ниша сужалась, локализуясь только на небольших пространствах колхозных рынков. Последующем устная фольклорная реклама имеет малозначительную роль среди форм народного самовыражения.

Что же касается плакатного жанра, то и в сфере коммерческого плаката творческую незаурядность проявил В.Маяковский. В 1923 г. он вместе с художником-авангардистом А.Родченко создает дружеский альянс под названием «Реклам-конструктор Маяковский – Родченко», который концентрирует усилия вокруг разработки приемов советской торговой рекламы.

Первый заказчик – Моссельпром являлся одним из немногих крупных успешно работавших заготовительно-потребительских кооперативов. Его центральная контора находилась в Москве недалеко от Арбатской площади. Фирма перерабатывала сельхозпродукцию и выпускал колбасы, сосиски, макароны, печенье, конфеты, пиво, безалкогольные напитки и папиросы.

Именно «Реклам-конструктором» был разработан слоган, завоевавший необычайную популярность: «Нигде кроме как в Моссельпроме». Этот слоган, переживший десятилетия и вошедший во всенародный оборот  – реклама самой высокой квалификации.

Популяризация книг и борьба с безграмотностью стали одной из важнейших тем, поднимаемых в плакатах «Реклам – конструктора». Типичные призывы рекламных плакатов времен нэпа: «Женщина! Научись грамоте!»; «Грамотный! Приведи в школу двух неграмотных!»

Рекламный процесс в СССР в 30–е гг.

Для СССР в 30–е гг. начались с очередного потрясения, связанного со сталинским планом всеобщей коллективизации. Сам этот план означал разрыв с новой экономической политикой, был направлен на полную ликвидацию частного сектора в производстве и торговле.

Наступал период жесткой командно–административной системы и политической диктатуры практически единовластного вождя  Сталина, эпоха тотального политического террора.

С началом перехода страны на принципы планирования и усиления в ней процессов централизации управления  общее руководство рекламной деятельностью в стране все более концентрируется  в Наркомате СССР.

Книгоношество становится одной из форм идеологической массовой работы.  С точки зрения рекламы основным методом книгонош была индивидуальная беседа на дому у потенциального покупателя. В ходе нее книгоноша должен был умело «позиционировать» своего клиента: оценить примерный уровень его доходов, сферу интересов, литературные пристрастия и т.п.

Широкое распространение получили  в 30-е гг. книжные базары. Основным видом рекламы на них  также было устное информирование. Открытию базара, как правило, предшествовала рекламная кампания. В рамках ее  проведения  в местной прессе  в течение недели  публиковались статьи, заметки, анонсы, которые освещали цели и задачи проведения базаров, а также предполагаемый ассортимент.

На книжных базарах одним из основных видов устного информирования становится книжная консультация. Помимо библиографических справок служба давала профессиональную консультацию о покупке  той или иной литературы.

В 30–е годы происходит интенсивная радиофикация страны.  В 1931 г. при Наркомате  почт и Телеграфа создается Всесоюзный комитет по радиовещанию, координировавший центральное и местное радиовещание.

В начале 30-х гг. была освоена техника радиозаписи, что значительно обогатило звуковые и смысловые возможности этого вида коммуникации. На радио разрабатываются такие формы рекламно–агитационного вещания как радиопереклички, радиомитинги, радиосуды.

В области плаката  в 30–е годы взаимодействуют  весьма противоречивые тенденции. С одной стороны, совершенствуются технические средства  тиражируемых изображений, но с другой – усиливается нажим на пределы и формы самовыражения  художников.

В сфере изобразительной продукции превалирует метод, получивший название «социалистический  реализм» Это предельное сходство изображений с их объектами с добавлением элементов «лучезарного будущего».

Лидирующее место в совокупности плакатной продукции занимает государственно-политический, партийно-политический и производственно-политический плакаты. Группа художников (Черемных, Моор, Малютин, Радаков и др.) возрождают традиции «Окон РОСТА» и создают цикл плакат-газет. Тематика плакат-газет: международные проблемы, ликвидация кулачества, индустриализация.

Самостоятельно над этими проблемами работали Клуцис, Дейнека.

На ниве производственного плаката трудились художники-сатирики Моор и Дени, дающие уничижительные изобразительные образы лентяям, дармоедам и пьяницам. В эти годы многолетнюю сатирическую деятельность начинает коллектив Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов).

Тема 7. Отечественная реклама 2 половины XX в.- начала XXI

Реклама во время Великой отечественной войны и первые послевоенные годы (1941–1953).Создание Совинформбюро. Радиопередачи,  киносборники и документальные фильмы как способ политической агитации и поддержки. Деятельность «Окон ТАСС»: агитационные плакаты и лозунговые призывы. Идеологическая направленность послевоенной рекламы. Общественные общесоюзные рекламные комбинаты.

Развитие  рекламной деятельности во второй половине 50-х – первой половине 60-х гг.

Характерные черты рекламы эпохи «хрущевской оттепели».

Фестиваль молодежи в 1957 г. Зарубежный опыт в советской торговле. Международные встречи рекламистов. Участие в выставках и ярмарках. Создание ВДНХ. Зрелищные и социальные плакаты.  Витринная реклама. Освоение кино-, теле- и радиорекламы. Реклама в прессе.

Рекламная ситуация в предперестроечное двадцатилетие (1965–1984). Воссоздание «Союзторгрекламы», создание «Внешторгрекламы», и межведомственного совета по рекламе.

Товарные знаки и промышленная геральдика (фирменный стиль). Деятельность издательства «Плакат». «Экономика должна быть экономной!» – лозунг, олицетворяющий направленность рекламной тематики эпохи. Производство рекламных кинофильмов. 

Информация о работе Особенности развития отечественной рекламы