Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 16:52, лекция
Протореклама: клейма и печати как элементы развития геральдики. Устная реклама: царские глашатаи; коробейники; стационарные зазывалы; ярмарочная реклама («раек»).
Зарождение лубочной рекламы. Прообраз политической рекламы. Первые российские газеты и особенности содержащихся в них рекламных обращений.
Реклама периода перестройки (1985–1990). Создание рекламных агентств (SOVERO, «Тиса, Огилви и Мейзер»). Установление договорных цен на рекламу. Профессиональное образование в области рекламы: открытие отделений рекламы в МГУ и МГИМО. Первая международная выставка рекламы. «Перестроечные», социальные и экологические плакаты. Новые направления рекламы в прессе.
Реклама во время Великой отечественной войны и первые послевоенные годы (1941–1953).
В СССР в первые дни войны рекламно-агитационная работа была организована тремя ведущими учреждениями: Совинформбюро, созданным 24 июня 1941 г., издательством «Искусство» и главным политическим управлением Красной армии.
В годы войны именно сводки Совинформбюро содержали сообщения, которые воспринимались населением как информация о жизни и смерти, рождались надежды и повергали в отчаяние. Наиболее оперативным средством доставки такой информации являлось радио, жизнеутверждающая речь которого пробивалась к людям сквозь грохот бомб и снарядов.
Максимальная напряженность экономической и социально-политической обстановки в стране побуждала вновь к переходу, в значительной мере, на лозунговый и митинговый стиль многих радиопередач.
Именно радиомитинги собирали на улицах и площадях большие группы людей, стремящихся как можно быстрее узнать последние события. В первые дни войны появились передачи, сами названия которых являлись боевым кличем: «Никакой пощады врагам!», «Проклятие и смерть оккупантам!», «Поднимем еще выше знамя всенародной партизанской войны!».
С расширением военных действий тональность радиопередач меняется с митинговой на задушевную. Был выпущен цикл ежедневных документальных передач «Письма с фронта» и «Письма на фронт».
Плакатное творчество, как одно из результативных средств рекламного воздействия, в первые дни войны обретает новое дыхание. Известный плакат Тоидзе «Родина–мать зовет!» произвел неизгладимое впечатление на граждан страны. На базе телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС) – предпринимается оперативный выпуск плакатов «Окна ТАСС». Их ведущими художниками были уже известные нам Моор, Дени, Кукрыниксы. Поэтами – Бедный, Жаров, Маршак.
В дни войны возрастает роль не только митингового, но и сатирического плаката, который едко высмеивал претензии гитлеровского рейха на мировое господство, опровергал ложь об одержанных победах, карикатурно изображал Гитлера и его пособников.
Наиболее выразительные изображения и тексты размножались не только в плакатном варианте, но и в малоформатных видах. Фронтовики издавали листовки, которые именовались изогазетой.
Во всеохватном агитационном процессе немалая роль отводилась кинопродукции. Аппеляция к коренным отечественным традициям повышала чувство жизнестойкости, укорененности в родной земле. Эти мотивы использовали кинематографисты, создававшие в годы войны, помимо оперативной кинохроники и «Боевые киносборники».
Главной задачей первой послевоенной пятилетки (1946–50) была ликвидация разрушительных последствий войны, максимально быстрое достижение довоенного уровня производства и выпуска предметов потребления. Правительство пыталось вдохнуть новую силу в кустарную и торговую кооперацию.
В послевоенный период для высокооплачиваемой части населения стала создаваться сеть коммерческих магазинов, как правило, имеющих в своем распоряжении более разнообразный ассортимент товаров, и реализующих их по повышенным ценам. Имущественное расслоение общества, которое до войны находилось в начальной стадии, развивается семимильными шагами в 50–60-е гг.
Перед торгующими организациями снова встает вопрос совершенствования товарооборота, для интенсификации которого совершенно необходима качественная реклама. Поэтому в 1948 г. восстановлены конторы «Союзпищепромреклама» и «Союзторгреклама».
После войны восстанавливается важное направление рекламного процесса – его экспортный сегмент. Он значительно вырос в связи с интенсификацией торговли со странами социалистического лагеря. Подобно тому, как это было в довоенные годы, внешнеторговая реклама сосредоточена в ведении всесоюзной торговой палаты.
Можно говорить о значительном усовершенствовании цветового оформления каталогов и упаковок, возросшем качестве используемой бумаги.
Однако обновления образных трактовок в рекламных сюжетах этой поры не происходило. Основным вариантом изобразительных решений в трактовке продвигаемых товаров оставался их предельно реалистический, можно даже сказать – натуралистический показ. Кроме того, однотипность текстов с использованием труднопроизносимых аббревиатур, лобовая натуралистичность изображений придавали послевоенной рекламе монотонность и гнетущую унификацию.
Процесс унификации пагубно повлиял и на ту область рекламного творчества, где ранее блистали талант и вдохновение – политический и социальный плакат. Начало 50-х – пора, когда в любой идеологической сфере на фоне всеохватывающего культа личности Сталина малейшее отступление от устоявшихся догм могло грозить авторам большими неприятностями.
Таким образом, в послевоенные годы были утрачены образно-наглядное сравнение, гипербола, метафора, аллегория, которые отличали лучшие работы художников Отечественной войны. На смену пришли унифицированные плакаты, прошедшие многоэтапные цензурные инстанции.
Развитие рекламной деятельности во второй половине 50–х – первой половине 60–х гг.
С легкой руки писателя И. Эренбурга время, когда во главе руководства страной находился Н.С. Хрущев, названо «оттепелью» по контрасту с леденящей атмосферой последних лет сталинского правления. Этот период сопряжен с множеством реформаторских начинаний, одна часть которых продолжилась в последующие десятилетия, а другая оказалась построенной на легковесных прожектах. Общепризнанна заслуга Н.С. Хрущева в развенчании культа личности И.В. Сталина и резком пресечении большинства необоснованных репрессий.
Летом 1957 г. страна пригласила к себе VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В течение двух недель (с 28 июля по 10 августа) в Москве проходил грандиозный международный праздник, в котором участвовало 34 тысячи юношей и девушек из 131страны. В числе создателей празднества были самые авторитетные международные организации: ЮНЕСКО, Всемирная федерация профсоюзов, Многие художники были привлечены к проектированию праздничного оформления столицы, декорированию торжественных шествий, разработке фестивального символа. Им стал цветок с пятью разноцветными лепестками, которые представляли пять земных континентов, со словами в сердцевине цветка «За мир и дружбу».
Даже в годы Гражданской войны и разрухи Советская власть не упускала возможности принять участие в международных торгово-промышленных выставках, очень заботливо относилась к организации внутрисоюзных выставок самого различного профиля. Эта тенденция укрепилась в 30-е годы, на излете которых 1 августа 1939 г. была открыта грандиозная Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Ее восстановление и обновление происходило в 1950—1954 гг., когда профиль выставки был расширен и она стала именоваться Всесоюзной выставкой достижений народного хозяйства (ВДНХ). Этот выставочный ансамбль уже своим архитектурным обликом выразительно воплотил идеологический и эстетический дух эпохи: тяготение к гигантизму, пафосности, помпезности.
Пo замыслу организаторов, ВДНХ являла собой не просто статичный набор выдающихся экспонатов, а постоянно действующую лабораторию по обмену передовым опытом во всех областях жизни. За честь стать лауреатом этого постоянно действующего общесоюзного смотра соревновались многие промышленные и сельские коллективы.
Свежую струю в плакатное творчество второй половины 60-х вносили участники объединения «Агитплакат» при Союзе художников РСФСР. Оно сформировалось в 1956 г. и опиралось на традиции «Окон РОСТА» и «Окон ТАСС» в условиях мирного времени. Этому объединению удавалось наиболее оперативно откликаться на злобу дня.
Рекламная ситуация в предперестроечное двадцатилетие (1965–1984).
Время развитого Предперестроечное двадцатилетие (1965— социализма или застоя 1984) вошло в политический и общественный обиход под различными наименованиями. Для адептов советского строя это была эпоха развитого социализма, для инициаторов новой волны — время застоя.
Смена высшего руководства в стране в октябре 1964 г. дала повод ожидать перемен в различных звеньях административного аппарата. И перемены действительно наступили, в том числе и в организационной структуре рекламного дела. С восстановлением союзного Министерства торговли при нем в 1965 г. была воссоздана контора «Союзторгрек-хама». Логичным явилось и новое обозначение структуры, ведавшей продвижением экспортной рекламы. Теперь она стала называться Всесоюзным объединением «Внешторгреклама».
Поскольку сохранились и республиканские рекламные конторы при соответствующих министерствах торговли, вся организационная система рекламного производства приобрела разветвленную конфигурацию
Работу по координации рекламной деятельности в стране осуществлял Межведомственный совет по рекламе, возглавляемый заместителем министра торговли СССР. Он состоял из 39 членов.
Функции Совета ограничивались методической, методологической работой, распространением передового опыта, выработкой различных рекомендаций, проведением совещаний работников рекламных служб.
Как мы помним, проблема координации различных сфер, связанных с рекламой, неоднократно звучала в различных обсуждениях заинтересованных ведомств и на страницах прессы. Она оставалась по-прежнему очень острой, и создание Межведомственного совета по рекламе, акции чрезвычайно полезной, все же не могло ее решить. Совещания Совета происходили не чаще раза в месяц, а рекламные события совершались множество раз в течение дня. Поиски совершенствования организационной структуры рекламного процесса были продолжены и активно осуществлялись вплоть до конца советского времени
Возросшее внимание государственных органов к рекламе в этот период объяснялось последствиями пусть и начавших осуществляться косыгинских реформ. Впервые за годы Советской власти перед промышленными предприятиями возникла проблема сбыта произведенных ими товаров Впервые на складах и оптовых базах стали скапливаться изделия, не пользующиеся спросом, осложнявшие товарооборот, вызывавшие рост хозяйственных издержек в различных звеньях производства и распространения И вновь во весь голос зазвучал давно известный тезис об экономической функции рекламы. Как известно, она заключается во взаимном информировании промышленности и торговли о спросе на произведенную продукцию и установлении необходимого баланса между этими звеньями хозяйственного механизма, в повышении интенсивности товарооборота, в «наведении мостов» между производителем и конечным потребителем.
С 1966 г. в стране действовал Научно-исследовательский институт изучения и координации спроса. В середине следующего года по его инициативе состоялась конференция ведущих экономистов социалистических стран по обмену опытом исследования потребительского спроса и путей его разумного регулирования. Интенсивнее начала издаваться литература по теории и практике рекламы. Показательно, что лучшие книги этого периода принадлежат издательству «Экономика».
Новые критерии эффективности деятельности производителей теперь опирались не на их валовую, а на реализованную продукцию. Это потребовало от промышленных министерств создания в своей структуре рекламных подразделений, подобные звенья стали формироваться и в ряде крупных промышленных предприятий. Возникла острая необходимость заблаговременно сообщать торговле и общественности о разработках новых изделий, значительно больше внимания уделять рекламоспособности товарных знаков своей продукции и качественности упаковки, наладить публикацию сводных каталогов имеющегося и планируемого ассортиментов
В новых условиях все большее значение приобретали заказы для предприятий, которые составляли базы оптовой торговли на основе заявок с мест. В СССР этот процесс отлажен не был и его влияние на организацию производства оставалось минимальным. А вот рекламные возможности продвижения товаров производственники во всех структурах осознавали все более отчетливо и выходили с предложениями об улучшении работы этой сферы коммуникаций.
«Союзторгреклама» разработала небольшую анкету, призванную конкретизировать взаимодействие заказчика и исполнителей. Так в практику советских рекламных учреждений внедряется апробированный международный принцип брифа.
Производственно-художественные рекламные комбинаты должны постепенно становиться рекламными агентствами полного цикла. В перспективе так и произойдет. Но процесс продлится еще два десятилетия.
Эти конструктивные идеи во многом стимулировались рекламными успехами стран социалистического содружества.
Динамичные изменения, происходившие во второй половине 60-х в различных ответвлениях советской экономики, привели к необходимости нового уровня согласования отечественных нормативов с международными традициями. В 1965 г. Советский Союз официально присоединился к Парижской конвенции по охране промышленной собственности, разработанной в 1883 г. и принятой к исполнению 7 июля 1884 г. Ко времени вступления СССР в конвенцию в ней участвовало около 80 государств. В первой статье этого международного соглашения значилось:
Объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименование места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции.
Информация о работе Особенности развития отечественной рекламы