Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 16:52, лекция
Протореклама: клейма и печати как элементы развития геральдики. Устная реклама: царские глашатаи; коробейники; стационарные зазывалы; ярмарочная реклама («раек»).
Зарождение лубочной рекламы. Прообраз политической рекламы. Первые российские газеты и особенности содержащихся в них рекламных обращений.
К этому времени многие предприятия так и не обзавелись зарегистрированными обозначениями. Отсюда значительный спрос на выразительные художественные решения в данной области промышленной графики.
Первым начал активную разработку «промышленной геральдики» Комбинат графического искусства Московского отделения художественного фонда РСФСР. В Министерстве легкой промышленности СССР было создано специальное художественно-конструкторское бюро, также призванное создавать фирменные знаки для многочисленных предприятий легкой промышленности.
В новой ситуации возросших требований к промышленной рекламе в 70-е годы появляется все больше предприятий, желающих продвигать свой фирменный стиль в таких элементах промышленной графики, как оформление этикеток, ярлыков, упаковки, сумок и папок для бумаг.
И все же просчетов хватало. Например, многие промышленные предприятия необоснованно часто изменяли марочные наименования своих товаров массового пользования, при этом не стараясь найти запоминающееся обозначение.
Понятно, что в таких условиях одна из важнейших целей маркировки — ее различительная функция утрачивает свое значение, лишает товар специфических преимуществ в глазах широкой публики. Знаменательные события, связанные с освоением космоса, делают сверхпопулярными такие товарные наименования, как «Спутник», «Космос», «Орбита», «Восток» и др. Этими именами нарекаются часы, бритвенные лезвия, кондитерские изделия, предметы парфюмерии и т.д.
Плакатное ответвление печатной графики в СССР традиционно находилось в фокусе внимания властей и общественности.
Именно зрелищный плакат по качеству исполнения выдвигается в этот период на передовые позиции. Не отступает от поисков художественной выразительности и социальный плакат. Что же касается собственно политического плаката, вывести его из состояния унылой повторяемости сюжетов, схем, привычных действующих лиц, — словом, приевшегося набора штампов не удавалось, несмотря на регулярные «накачки» вышестоящих инстанций. Чтобы выправить положение, в 1974 г. было решено создать специализированное издательство ЦК КПСС «Плакат». Его коллектив горячо взялся за дело.
Им ежегодно создавалось восемь комплектов политических плакатов, рассылавшихся заказчикам. Кроме того, каждые две недели издательство выпускало оперативную фотоинформацию о важнейших событиях в стране и за рубежом.
Метафоризм, иносказательность становятся ведущими изобразительными средствами зрелищных плакатов. Фантазия художников начинает преображать действительность до неузнаваемости — на рубеже 70—80-х советский плакат соприкасается с различными направлениями модернизма.
Направление же социального плаката продолжает придерживаться реалистических установок и соответствует повсеместно развернутой кампании «Экономика должна быть экономной».
Подготовку рекламных фильмов в 70-е осуществляют девять студий Госкино СССР. Но на мощных кинопредприятиях к рекламным заказам относятся как к дополнительной нагрузке и выполняют эти заказы с нарушением обусловленных договорами сроков, в последнюю очередь.
Тем не менее, рекламные фильмы на свет появлялись. Они носят по большей части информационный характер, страдают статичностью изображения и напоминают по стилистике каталог или прейскурант.
В 70-х — первой половине 80-х годов говорить о специальных рекламных разделах в газетах «Правда» и «Известия» не приходится. Здесь присутствовали лишь справочные рубрики с подразделами «Радио», «Телевидение», «Театр» и сводками погоды. Рекламные публикации в этот период были сосредоточены в городских и вечерних газетах, в рекламных приложениях или специальных рекламных бюллетенях, которые издавались во многих республиканских и областных центрах СССР.
На рубеже 60–70-х годов произошел заметный сдвиг в отношении к рекламному процессу ведущих властных структур. Вслед за этим постепенно стало изменяться в лучшую сторону отношение руководящих и рядовых работников среднего звена, а также представителей научной общественности. В этот период разработаны и защищены основательные диссертационные исследования.
Издательство «Росторгрекламы» на протяжении 1966–1976 гг. публикует выпуски «Организация и техника рекламы», где кратко характеризуются наиболее актуальные текущие профессиональные проблемы, а также немало литературы методического характера. Чрезвычайно значимым явлением для совершенствования профессиональной коммуникации стал выход журнала «Реклама».
Главное условие улучшения рекламного процесса — серьезная подготовка для него профессиональных кадров. Первый опыт — открытие отделения рекламистов в Львовском полиграфическом институте в 1971 г. дал хороший результат. Но выпуск нескольких десятков специалистов в год был недостаточен. К тому же специальность «редактор рекламы» Министерство высшего образования еще долго не решалось утвердить. Выступая от имени журналистов, пишущих о рекламе, Б.М. Каневский заявил: «Настало время создать отделение рекламы на факультете журналистики МГУ»1.
Прошло еще десятилетие, прежде чем этот призыв оказался услышанным и государственное отношение к роли рекламы в экономических и общественных отношениях вышло на новый уровень.
Тема 18. Реклама периода перестройки (1985–1990).
Время правления М.С. Горбачева отличалось дальнейшим обострением противоречий хозяйственного механизма и попытками их преодоления. Термин «перестройка» символизировал стремление к глубокому реформированию экономических и идеологических устоев социалистического государства. Однако это реформирование само осуществлялось недостаточно последовательно и вело лишь к ухудшению экономической ситуации в стране. Идеи перестройки опирались на очередные поиски баланса между принципом централизованного управления народным хозяйством и стимулированием частной инициативы.
На первый взгляд, может показаться, что в условиях растущего дефицита в рекламе отпадает всякая необходимость. Однако это не так. Ведь наряду с дефицитом на качественную продукцию в СССР 80-х годах существовали нераспроданные залежи товаров, общая сумма которых приближалась к миллиарду рублей. Эти залежи постоянно пополнялись. Многие получившие относительную самостоятельность предприятия продолжали работать по инерции, не обновляя фонды, не опираясь на научно-технический прогресс, не совершенствуя своей продукции. Главное, что изменялось в этой продукции, — цены, растущие как на дрожжах. И такого рода производства, и затоваренные магазины продолжали нуждаться в рекламе различных видов. Значительные рекламные запросы обнаружились у многих из народившихся кооперативных предприятий.
Запросы на количество и качество рекламы с их стороны росли. Ответом стала модификация рекламных служб. Наконец-то произошло образование на базе рекламно-художественных комбинатов типовых рекламных агентств.
Возникли и совместные с зарубежными партнерами рекламные агентства. Было создано акционерное рекламное общество «Тисса, Огилви энд Мейзер», просуществовавшее около трех лет. Его вице-президентом стал российский профессор И.Я. Рожков.
В отличие от предшествующих ситуаций помещения рекламных публикаций в советской прессе происходили отступления от действовавших ранее установленных жестких нормативов цены за рекламную строку. Наступала эпоха договорных цен, а тем самым формировался рынок рекламы.
Декрет «О государственной монополии на публикацию рекламных объявлений», ушел в историю.
На фоне развивающегося экономического кризиса экспортно-импортные процессы приобретали в стране судьбоносное значение, подобно тому, как это было и в 30-е годы. К середине 80-х «Внешторгреклама» обрело разветвленную структуру со следующими подразделениями: «Комплексреклама», «Полиграфреклама», «Инореклама», «Адресреклама», «Фильмреклама», «Сувенирреклама».
Большую роль в рекламной поддержке советского экспорта играли многочисленные выставочные мероприятия в стране и за рубежом. В 80-е годы по-прежнему основная ответственность за их проведение возлагалась на Торгово-промышленную палату. В 1959 г. здесь был создан отдел иностранных выставок, который с 1980 г. получил статус Всесоюзного хозрасчетного объединения «Экспоцентр».
С началом перестроечного периода «Внешторгреклама» выработала для себя благозвучный логотип - SOVERO и стала значительно более активно продвигать свои услуги на внутреннем и внешнем рынках. Оно позиционировало себя как профессиональное рекламное агентство полного цикла, открытое для любых внутрисоюзных и зарубежных заказчиков.
Однообразие, монотонность советской внешнеторговой рекламы попыталось преодолеть постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по коренной перестройке организации внешнеэкономической рекламы». В рамках этого документа Министерству образования категорически предлагалось осуществить подготовку специалистов для внешнеэкономической рекламы и маркетинга в нескольких вузах Москвы. Результатом этих требований стало открытие отделений рекламы в МГИМО И МГУ им. Ломоносова.
На протяжении 1988–1989 гг. в рекламных агентствах идет интенсивный пересмотр многих устоявшихся творческих стереотипов. Помимо происходящих экономических и идеологических изменений в стране, этому способствует все более тесное взаимодействие советских и зарубежных рекламных агентств. В мае 1989 г. официально зарегистрировала свой офис в Москве международная сетевая фирма «Young and Rubicam».Именно 1989 г. стал переломным в плане превращения жестко цензурируемых рекламных произведений в разнообразные проявления творческой инициативы.
В первые два года перестройки издательство «Плакат» организовало творческие конкурсы под девизом: «Качество, экономия, бережливость».
Темы экономии и бережливости нередко ярко и талантливо плакатисты интерпретировали «от противного». На одной из работ массивный крюк подъемного крана поднимает перышко. Текст краток: «Рационально используйте технику!»
Также в перестроечный период создавалось немало плакатов, посвященных борьбе с алкоголизмом и наркоманией, как борьбе с социальным злом.
Большое место в плакатном творчестве занимала и экологическая проблематика. Ко второй половине 80–х экологический плакат стал почти обычным явлением.
Энергично продолжили в этот период творческие поиски авторы киноплакатов, которые выглядели экспрессивно, а иногда и сюрреалистично.
Проблема рекламы в прессе периода перестройки распадается на две стадии. Первая длится 1985–88 гг. в плане рекламных публикации почти не отличается от предшествующего периода. Значительные изменения происходили, в области организации рекламного процесса, в характере взаимосвязей заказчиков и исполнителей рекламных текстов. На протяжении первых лет перестройки они накапливались постепенно, не слишком заметно для массового читателя.
Изменения к лучшему в кино- и телерекламе пусть медленно, но происходили. Творчески продуктивным стала организация Всесоюзных конкурсов рекламных фильмов. Первый такой конкурс состоялся в 1984 г. в Москве.
Вехой для дальнейшего развития рекламы на телевидении стал приказ его руководства, упорядочивал взаимоотношения рекламодателей и продавцов рекламного времени. За минуту эфирного времени в прайм-тайм рекламодатель платил от 200 до 500 $. Экономическая заинтересованность медиаработников преодолела все те препятствия, которые десятилетиями тормозили проникновение телерекламы на экран.
Информация о работе Особенности развития отечественной рекламы