Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:49, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ не является органом исполнительной власти. Президент РФ является главой государства. Он является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Содержание

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти ………………………………………………...………3
Задача 1……………………………………………………………………………6
Задача 2………………………………………………………………………..…17
Список нормативного материала и литературы……………………….….30

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная светы.docx

— 56.18 Кб (Скачать файл)

Рассмотрение и утверждение  проекта бюджета можно разделить  на два этапа.

Первый этап - это рассмотрение и утверждение проекта бюджета  законодательным (представительным) органом  власти. Проект закона о федеральном  бюджете Государственная дума рассматривает  его в трех чтениях.

В ходе первого чтения (течение 30 дней со дня его внесения проекта  закона о бюджете) Государственная  Дума рассматривает концепцию бюджета  и основные характеристики проекта  бюджета, к ним относятся:

- прогнозируемый общий  объем доходов с выделением  прогнозируемого объема нефтегазовых  доходов федерального бюджета;

- приложение, устанавливающее  нормативы распределения доходов  между бюджетами бюджетной системы  РФ;

- общий объем расходов;

- объем нефтегазового  трансферта в очередном финансовом  году и плановом периоде;

- верхний предел государственного  внутреннего и внешнего долга  РФ;

- нормативная величина  Резервного фонда;

- дефицит (профицит) федерального  бюджета21.

При утверждении основных характеристик федерального бюджета  также учитывается объем валового внутреннего продукта (ВВП) и уровень  инфляции (потребительских цен).

По результатам рассмотрения проекта бюджета Государственная  Дума должна принять или отклонить  данный проект. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете  Государственная Дума может: 1) передать указанный проект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Государственной Думы, представителей Совета Федерации и представителей Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик  федерального бюджета с предложениями  и рекомендациями, изложенными в  заключениях комитетов, ответственных  за рассмотрение предмета первого чтения, и заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета; 2) вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку; 3) поставить вопрос о доверии  Правительству РФ22.

При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует  положительное заключение Правительства  РФ.

При утверждении проекта  бюджета в первом чтении Государственная  Дума рассматривает законопроект во втором чтении в течение 35 дней со дня  его принятия в первом чтении.

Во втором чтении происходит рассмотрение и утверждение приложений к бюджету и программ, а именно перечень главных администраторов  доходов бюджета; перечень главных  администраторов источников финансирования дефицита; бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов; распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов; программу предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов; программу государственных внутренних заимствований РФ; программу государственных внешних заимствований РФ; программу государственных гарантий РФ в российских рублях; программу государственных гарантий РФ в иностранной валюте; бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение долгосрочных (федеральных) целевых программ, а также непосредственно текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В третьем чтении (в течение 15 дней со дня принятия его во втором чтении) утверждаются бюджет в целом, а именно ведомственная структура  расходов федерального бюджета на очередной  финансовый год и ведомственная  структура расходов федерального бюджета  на первый и второй годы планового  периода.

Принятый Государственной  Думой федеральный закон о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, который в свою очередь голосует за одобрение бюджета в целом.

Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания РФ. Материалы к секретным статьям  федерального бюджета рассматриваются  исключительно председателями палат  Федерального Собрания РФ и специальными комиссиями палат23.

Второй этап утверждения  бюджета - это подписание и обнародование  бюджета. Федеральный бюджет подписывает  и обнародует Президент РФ, бюджеты  субъектов РФ и муниципальных  образований, соответственно главы субъектов РФ и главы муниципальных образований.

Таким образом, рассмотрение Федерального закона о федеральном  бюджете входит в компетенцию  Государственной Думы.

 

2.Освобождение  от должности Председателя Счётной  палаты.

В 1 части ст. 103 Конституции  определены те полномочия Государственной  Думы, которые она осуществляет самостоятельно, независимо, в частности, от согласия другой палаты Федерального Собрания - Совета Федерации. Конечно, в ряде случаев осуществлению Государственной  Думой указанных полномочий должно предшествовать какое-то юридическое  событие или юридический факт, включая действия других государственных  органов, однако решение Государственной  Думы ни от воли, ни от действий этих органов  не зависит. Оно представляет собой  властный акт и обладает юридической  силой. Перечисленные в части 1 ст.103 Конституции полномочия Государственной  Думы, кроме в п. "е", обеспечивают, в частности, осуществление ею функции парламентского контроля24.

Согласно п. "д" ч.1 ст.103 Конституции25 Государственная Дума на паритетных началах с Советом Федерации участвует в формировании Счетной палаты. Как и Совет Федерации, Государственная Дума назначает 6 аудиторов Счетной палаты на 6-летний срок, однако наряду с этим, в отличие от Совета Федерации, назначает не заместителя Председателя, а Председателя Счетной палаты.

Согласно ч. 1-3 и 6 ст. 5 ФЗ от 11 января 1995 г. "О Счетной палате Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167; с изм. и доп.) Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ сроком на 6 лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов общего числа депутатов. Предложения о кандидатах на должность Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту депутатскими объединениями и комитетами Государственной Думы, а также не менее чем одной пятой общего числа членов Государственной Думы. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Счетной палаты Президент представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Счетной палаты Президент представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент вправе вновь представить на рассмотрение Государственной Думы ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру26.

Процедура досрочного освобождения от должности Председателя Счетной  палаты и назначенных Государственной  Думой аудиторов, предусмотренная статьей 29 ФЗ, та же, что изложена выше применительно к заместителю Председателя и аудиторам, назначенным Советом Федерации.

Таким образом, освобождение от должности Председателя Счетной  палаты  входит в компетенцию  Государственной Думы.

 

3.Объявление помилования. 

Помилование - это акт высшего должностного лица Российской Федерации, полностью или частично освобождающий конкретное лицо от наказания либо заменяющий его более мягким.

Помилование имеет много  общих черт с амнистией. Однако, будучи самостоятельными правовыми институтами, помилование и амнистия существенно различаются по своей юридической природе, основаниям и порядку применения.

В соответствии с п. "в" ст. 89 Конституции РФ помилование осуществляется Президентом Российской Федерации (издание актов об амнистии согласно п. "е" ст. 103 Конституции РФ отнесено к ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации)27.

Подробная регламентация  порядка рассмотрения ходатайств о  помиловании дается в Указе Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации", утвердившем Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации28.

В соответствии с названным Указом Президента РФ в субъектах Российской Федерации создаются комиссии по вопросам помилования, которые наделены полномочиями по отбору ходатайств осужденных и по предварительному решению вопроса о том, применить или не применить помилование к конкретному лицу.

Высшее должностное лицо государства, издавая акт о помиловании  конкретного лица, окончательно решает вопрос об освобождении от наказания (или  ином смягчении положения) этого  лица. Органы, исполняющие наказания, обязаны незамедлительно исполнить  предписание, содержащееся в акте о  помиловании. В отличие от акта помилования  постановление высшего органа государственной  власти об амнистии определяет категории  лиц, подпадающих под амнистию. Окончательное  решение о применении или неприменении амнистии к конкретному лицу принимают  органы, которым поручено исполнение акта об амнистии29.

Таким образом, объявление помилования не входит в компетенцию  Государственной Думы.

4.Назначение на должность  министра финансов Российской  Федерации. 

Согласно п. "д" статьи 83 Конституции Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров30. Эти назначения глава государства осуществляет по предложению Председателя Правительства.

Указанная норма конкретизируется Законом о Правительстве РФ31. Согласия палат Федерального Собрания на назначение и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров не требуется.

Кадровые прерогативы  Президента по назначению и отстранению  от должности всех членов Правительства  являются одним из важных инструментов в руках главы государства, позволяющих  ему осуществлять общее руководство  деятельностью Правительства и  исполнительной власти в целом. Одновременно это означает, что члены Правительства  обладают определенной самостоятельностью по отношению к своему руководителю - Председателю Правительства.

Полномочие Президента по предложению Председателя Правительства  назначать на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных  министров тесно связано с  установлением главой государства  структуры федеральных органов  исполнительной власти. Из системного толкования положений Конституции  следует, что структура федеральных  органов исполнительной власти, которую  Председатель Правительства в установленный ч. 1 ст. 112 Конституции недельный срок предлагает Президенту, включает перечень этих органов как основу для представления кандидатур на соответствующие должности в Правительстве32. Структура федеральных органов исполнительной власти предопределяется задачами и полномочиями Правительства по осуществлению исполнительной власти, закрепленными в ст. 114 Конституции и конкретизированными в Законе о Правительстве РФ. Для реализации этих полномочий создаются также другие федеральные органы, образующие в своей совокупности вместе с Правительством структуру федеральных органов исполнительной власти.

Необходимо отметить, что  кадровые полномочия главы государства  по отношению к федеральным органам  исполнительной власти не ограничиваются назначениями, перечисленными в п. "д" статьи 83 Конституции. Поскольку Президент в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, глава государства назначает по представлению Председателя Правительства не только руководителей, но также и заместителей руководителей этих органов33.

В соответствии со ст. 68 Регламента Правительства34 проекты актов Правительства по кадровым вопросам федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент, подлежат согласованию в порядке, установленном Президентом. Кроме того, Президент, используя свое конституционное право назначения на должность федеральных министров, присваивает этот ранг должностным лицам, не возглавляющим федеральные министерства, руководящим иными, помимо министерств, государственными органами исполнительной власти, и включает их в состав Правительства (так называемые "министры без портфеля").

Таким образом, назначение на должность министра финансов Российской Федерации не входит в компетенцию  Государственной Думы.

 

5. Принятие Федерального  закона «Об альтернативной гражданской  службе» 

Как следует из ч. 1 ст.105 Конституции, федеральные законы принимаются Государственной Думой. Речь идет не только о порядке принятия федеральных законов, одной из стадий которого является решение Государственной Думы, как традиционно в отечественной юриспруденции интерпретируют нормативное содержание ст. 105. Речь в действительности идет о том, что Государственная Дума, не обладая монополией на нормотворчество, в то же время обладает исключительной прерогативой по принятию собственно федеральных законов. В силу этого именно она занимает доминирующее положение в формировании государственной воли, выражаемой в принимаемых ею федеральных (но не федеральных конституционных) законах35.

Полномочия Государственной  Думы в сфере законотворчества чрезвычайно  обширны. В процессе подготовки проекта  Конституции учитывалось, что потребности  общества, претерпевающего глубокие формационные преобразования, в нормировании его жизни огромны, а отсутствие сложившихся и проверенных долгим эволюционным развитием рациональных форм жизнедеятельности социума  потребует адаптации принимаемых  законов к быстро меняющимся условиям жизни.

Информация о работе Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти