Примирительные процедуры. Медиация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 19:36, контрольная работа

Краткое описание

Традиционно разрешение правовых конфликтов осуществляется с помощью правосудия. Однако, в сфере гражданского и коммерческого оборота не всегда целесообразно решать возникающие конфликты в суде. Загруженность судов, сложность судебного разбирательства, использование сторонами спора различных методов затягивания судебного рассмотрения, его высокая стоимость, формализм, негативный настрой сторон, приводящий к разрыву деловых отношений, отсутствие конфиденциальности и многие другие факторы определяют необходимость разработки новых, экономичных, эффективных и простых методов урегулирования конфликтов.

Содержание

Введение.
1. Понятие, принципы и особенности медиации
1.1 Понятие медиации
1.2 Принципы медиации
1.3 Особенности медиации
2. История медиации и зарубежный опыт
2.1 История медиации
2.2 Зарубежный опыт
3. Законодательство, связанное с работой медиатора
3.1 Мировая практика
3.2 Российское законодательство
4. Европейский Кодекс поведения медиаторов
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданский процесс.docx

— 73.19 Кб (Скачать файл)

Следует отличать установление факта регистрации смерти от факта  смерти лица в определенное время. В  первом случае речь идет о невозможности  получения или восстановления документа  органа загса о регистрации смерти. Во втором случае в ре­гистрации события смерти органами загса было отказано в силу положений СК РФ, чем и было вызвано обращение заявителя в суд[30].

Установление факта принадлежности право устанавливающих документов связано с установлением ошибки в документах, которая уже не может  быть исправлена органом, выдавшим данный документ. Вследствие этого суды должны требовать от заявителя представления  доказательств о том, что право  устанавливающий документ принадлежит  ему и что организация, выдавшая документ, не имеет возможности внести в него соответствующее исправление.

Не подлежат судебному  рассмотрению заявления об установлении факта принадлежности лицу профсоюзного билета, военного билета, удостоверения  личности военнослужащего, паспорта, свидетельств, выдаваемых органами ЗАГСа, удостоверения  к ордену или медали, поскольку  данные документы носят личный, а  не право устанавливающий характер. Ошибки, имеющиеся в таких документах, могут быть исправлены выдавшими  их органами и организациями. В случае их отказа в исправлении ошибки заявитель  может обратиться в суд. Отказ  органа ЗАГСа в исправлении записи может быть обжалован в суд  и рассмотрен им в порядке особого  производства, а при наличии спора - в исковом порядке[31].

Резолютивная часть решения  по делам об установлении факта принадлежности право устанавливающих документов должна содержать: указание отличительных  признаков документа (наименование, кем и на чье имя выдан, дата выдачи, номер и т. п.); фамилию, имя, отчество лица (по паспорту или свидетельству  о рождении), которому принадлежит  документ[32].

 

Однако перечень дел об установлении фактов, что имеют юридическое  значение, не является исчерпывающим, поэтому суд может устанавливать  так же другие факты, от которых зависит  возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав физических лиц, если законом не определен другой порядок их установления. При этом законодатель определяет, что не подлежат судебному разбирательству в порядке отдельного осуществления дела об установлении факта принадлежности лицу паспорта, военного билета, билета о членстве в объединении граждан, а также свидетельств, что их выдают органы государственной регистрации актов гражданского состояния.

В решении суда об установлении факта, что имеет юридическое  значение должно быть отмечено: 1)  сведения о факте, установленном судом; 2) место  установление такого факта; 3)  доказательства, на основании которых суд установил  этот факт. Решение суда по заявлению  об установлении факта, имеющего юридическое  значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего  регистрации, служит основанием для  такой регистрации, но не заменяет собой  документы, выдаваемые органами, осуществляющими  регистрацию (ст.268 ГПК РФ).

 

2.3. Участие заинтересованных  лиц по делам об установлении  фактов, имеющих юридическое значение

При рассмотрении дел об установлении юридических фактов в  порядке особого производства может  возникнуть спор о праве, который  подведомствен судам, но закон не дает определения понятию "спор о  праве" и если он возникает. Этот вопрос всегда вызывает определенные трудности на практике и привлекает к себе внимание ученых-процессуалистов.

Таким образом, на момент обращения  заявителя в суд его право  находится в неопределенном состоянии, а также отсутствующая сторона  с противоположными интересами. Во многих случаях заявитель только после обращения в суд имеет  возможность определить, кто, кроме  него, имеет интерес в решении  этого дела.

 

Особое производство занимает как самостоятельное место в  гражданском процессе, так и вспомогательное. Самостоятельное место - это когда  лицо после установления соответствующего юридического факта в суде в порядке  особого производства получает соответствующее  право. Вспомогательное, когда благодаря  производству по делам об установлении юридических фактов обнаруживаются стороны с противоположными интересами и возникает спор о праве, подведомственный суду, который приводит к возбуждению  дела искового производства.

Рассмотрим правоотношения заинтересованных лиц с заявителем на момент обращения в суд по делам  об установлении юридических фактов. Фурса О. отмечает, что «Эти правоотношения в силу разных жизненных ситуаций можно характеризовать в зависимости  от их отношения к установлению данного  факта в суде. В связи с этим, заинтересованных лиц можно классифицировать таким образом: лица, которые положительно относятся к установлению данного  факта в суде; лица, отношение  которых к установлению этого  факта в суде неопределенно: лица, которые отрицательно относятся  к установлению данного факта  в суде, но не имеют обоснованных возражений: лиц, которые отрицательно относятся к установлению данного  факта в суде и которые имеют  обоснованные возражения»[34].

Указанные выше группы заинтересованных лиц с момента возбуждения  дела до обретения решением законной силы могут изменять свою мысль относительно решения заявления по сути. Но значение этой классификации состоит в  том, что она помогает определить существования таких групп заинтересованных лиц при подготовке дела к судебному  разбирательству и возможность  нарушения ними спора о праве.

Инструкция о порядке  совершения нотариальных действий нотариусами  предусматривает, что лицо, лишенное возможности подать документы, которые  подтверждают наличие оснований  для обращения его к наследованию по закону, может быть по письменному  согласию всех других наследников, которые приняло наследство и предъявили доказательства родственных, брачных или других отношений с наследодателем, включено к свидетельству о праве на наследство[35]. Поэтому нет необходимости устанавливать такие факты в судебном порядке.

 

Если в деле принимают  участие заинтересованные лица, которые  положительно относятся к установлению данного факта в суде, спор о  праве не может возникнуть. Но наличие  других групп заинтересованных лиц  обуславливает обращение заявителя  в суд об установлении юридического факта в порядке особого производства.

Ко второй группе, по мнению Порогова А. «относятся лица, отношение  которых к установлению этого  факта в суде не определены, то есть они в решении данного вопроса  полагаются на суд. Наличие этой группы лиц при рассмотрении дела о существовании  соответствующего факта свидетельствует  о том, что вопрос в подавляющем  большинстве случаев может быть решен в порядке особого производства без обращения к исковому производству»[36].

Маляренко В. отмечает, что  «Третья группа лиц — это те, кто имеет необоснованные возражения против признания определенного  права заявителя, то есть они не могут  подтвердить свои возражения соответствующими доказательствами. Наличие возражений у этой группы лиц не должна быть препятствием для рассмотрения дела в порядке особого производства. Это поясняется тем, что как в  особом производстве, так и в исковом  свои доводы и соображения необходимо подкреплять соответствующими доказательствами»[37].

Четвертая группа заинтересованных лиц — это лица, которые имеют  возражения против установления соответствующего факта в суде с симптомом возникновения  спора о праве. При наличии  этой группы заинтересованных лиц установление юридических фактов начинается в  порядке особого производства, а  потом с возникновением спора  о праве обязательно переходит к рассмотрению дела в исковом порядке. Поэтому следует согласится с Губенко М.М., который считает, что «необходимо установить возражения этой группы еще на стадии подготовки дела к судебному разбирательству и при необходимости оставить заявление без рассмотрения. Благодаря этому есть возможность предотвратить лишние судебные издержки и расточение времени всех лиц, которые должны принимать участие в процессе»[38].

По поводу возникновения  спора о праве в делах особого  производства существует мысль, что  он поднимается заинтересованным лицом. Но с этой точкой зрения нельзя согласиться. Гражданским процессуальным законодательством  предполагаются равные процессуальные права для лиц, которые принимают  участие в деле. В исковом производстве, где есть стороны с противоположными интересами, имеет место встречный  иск как средство защиты прав ответчика. В отличие от искового производства, в особом производстве заинтересованные лица не должны быть наделены правом возбуждения  спора о праве, так как их процессуальное положение существенно отличается от положения ответчика. Заинтересованными  здесь признаются только те лица, взаимоотношения  которых с заявителем зависят  от обстоятельств, которые подлежат установлению и могут повлиять на их права и обязанности. При установлении юридических фактов в особом производстве заявитель не направляет своего заявления  против заинтересованного лица, а  защищает свое право путем установления юридического факта. Но если и предоставить заинтересованному лицу возможность  создать спор о праве заявлением, то процессуальные права заявителя  и заинтересованного лица не будут  находиться в равновесии, чего не может  быть в особом производстве, поскольку  заявитель обращается в суд за защитой не нарушенного субъективного  права, а охраняемого законом  интереса. Тогда возникает необходимость  уравновесить процессуальные права  заявителя аналогичным правом, так  как за судебной защитой охраняемого  законом интереса обращается заявитель.

Итак, правоотношения заинтересованных лиц с заявителем на момент обращения  в суд по делам об установлении юридических фактов в силу разных жизненных ситуаций можно характеризовать  в зависимости от их отношения  к установлению данного факта  в суде. В связи с этим, заинтересованных лиц можно классифицировать таким  образом: лица, которые положительно относятся к установлению данного  факта в суде; лица, отношение  которых к установлению этого  факта в суде неопределенно: лица, которые отрицательно относятся  к установлению данного факта  в суде, но не имеют обоснованных возражений: лиц, которые отрицательно относятся к установлению данного  факта в суде и которые имеют  обоснованные возражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 

Как показало проведенное  исследование темы данной курсовой работы, институт особого производства в  гражданском процессе РФ и процессуальный порядок установления фактов, имеющих  юридическое значение в его контексте, носит актуальный и проблемный характер, как в теоретическом плане, так  и с точки зрения судебной практики.

Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей  порядок  установления фактов, имеющих юридическое  значение позволяет сделать некоторые  выводы.

В гражданском процессуальном законодательстве на протяжении продолжительного времени закреплялась конструкция  нескольких форм гражданского судопроизводства — спорного (искового) и особого  порядка гражданского процесса, вызванного необходимостью формулирования специальных  процессуальных норм. Историко-правовой аспект особого производства позволяет  говорить о том, что предмет судебной деятельности в делах, охватываемых особым производством, различный. В  одном случае суд придавал документу  исполнительную силу — при выдаче судебных приказов; в другом — давал  разрешение на обращение взыскания  в случае недоимки на такие специфические  объекты, как текущие счета и  вклады в кредитных учреждениях; в третьем — устанавливал факт принадлежности заявителя к религиозной  секте и освобождал от выполнения государственной обязанности —  обязательной воинской службы.

Особым производством  является вид гражданского судопроизводства, отличающийся от искового отсутствием  спора о праве и, как следствие  этого, отсутствием спорящих сторон с противоположными юридическими интересами. Особое производство характеризуется  как неисковое, одностороннее производство.

Поскольку в особом производстве отсутствует спор о праве, то по делам  данного вида судопроизводства нет  и сторон (истца, ответчика), третьих лиц. Дело возбуждается заявителем, в рассмотрении дела могут участвовать заинтересованные лица. В связи с этим в особом производстве в меньшей степени проявляется принцип состязательности. Принцип диспозитивности действует также не в полной мере, поскольку в особом производстве не применяются такие типичные для искового производства института, как мировое соглашение, признание иска, отказ от иска, обеспечение иска.

В особом производстве рассматриваются  дела:

- об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

- об усыновлении (удочерении) ребенка;

- о признании гражданина  безвестно отсутствующим или  об объявлении гражданина умершим;

- об ограничении дееспособности  гражданина, о признании гражданина  недееспособным, об ограничении  или о лишении несовершеннолетнего  в возрасте от четырнадцати  до восемнадцати лет права  самостоятельно распоряжаться своими  доходами;

- об объявлении несовершеннолетнего  полностью дееспособным (эмансипации);

- о признании движимой  вещи бесхозяйной и признании  права муниципальной собственности  на бесхозяйную недвижимую вещь;

- о восстановлении прав  по утраченным ценным бумагам  на предъявителя или ордерным  ценным бумагам (вызывное производство);

- о принудительной госпитализации  гражданина в психиатрический  стационар и принудительном психиатрическом  освидетельствовании;

- о внесении исправлений  или изменений в записи актов  гражданского состояния;

-  по заявлениям о  совершенных нотариальных действиях  или об отказе в их совершении;

- по заявлениям о восстановлении  утраченного судебного производства (ст. 262 ГПК РФ).

Особое производство в  гражданском процессе играет значительную роль. Судебные органы имеют возможность  значительно расширить свою деятельность по выполнению правоохранительной функции  и оказывать содействие укреплению законности в деятельности органов  государственного управления, а граждане и организации — использовать судебный порядок для защиты своих  субъективных прав и охраняемых законом  интересов.

Под фактами, что имеют  юридическое значение, понимают действия и события, которые соответственно закону тянут за собой наступление  определенных правовых последствий.

Заявление физического лица об установлении фактов, что имеют  юридическое значение, подается в  суд за местом его проживания.

В таком заявлении обязательно  отмечается: какой именно факт заявитель  просит суд установить и цель за для которой он должен быть установлен; причины невозможности получения  или возобновления документов, что  удостоверяют этот факт; доказательства, которые этот факт подтверждают.

К заявлению об установлении фактов, что имеют юридическое  значение, добавляются доказательства, что подтверждают обстоятельства, изложенные в заявлении и справка о  невозможности возобновления потерянных документов. Такую справку заявитель  может получить в учреждении, к  которому он обращался по поводу возобновления  или получения соответствующего документа.

Информация о работе Примирительные процедуры. Медиация