Прокурор в гражданском и хозяйственном процессах в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть формы участия, компетенцию прокурора как в гражданском процессе, так и в хозяйственном процессе, выявить имеющиеся пробелы в законодательстве.
Задачи курсовой работы следующие:
рассмотреть правовое положение прокурора, задачи, стоящие перед ним в гражданском и хозяйственном процессах;
проанализировать участие прокурора в различных инстанциях гражданского процесса;
проанализировать участие прокурора в различных инстанциях хозяйственного процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 4.docx

— 76.79 Кб (Скачать файл)

1) в случаях возбуждения  дела прокурором, а также когда  необходимость его участия признана  судом;

2) в случаях, предусмотренных  ГПК и другими актами законодательства [11, ст. 83]

Однако критерии, по которым  суд может признать обязательным участие прокурора в деле, законом  не определены.

ГПК устанавливает обязательное участие прокурора при рассмотрении в судах дел:

- по жалобам на неправомерные  действия избирательных комиссий (ст. 342 ГПК);

- о признании гражданина  безвестно отсутствующим и объявления  гражданина умершим (ст. 370 ГПК);

- о признании гражданина  ограниченно дееспособным или недееспособным (ст. 375 ГПК);

- о признании гражданина  дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности (ст. 376 ГПК);

- при направлении гражданина  принудительно на судебно-психиатрическую  экспертизу по делу о признании  недееспособным (ст. 374 ГПК).

Кроме того, согласно ст. 80,84,85,122,137 Кодекса Республики Беларусь о браке  и семье дела о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, отобрании ребенка, об усыновлении  ребенка, отмене усыновления рассматриваются  в суде с обязательным участием прокурора [4, с.354].

Прокуроры обязаны принимать  обязательное участие в судебном разбирательстве гражданских дел, если такое участие предусмотрено  законом, признано необходимым судом, а также дел о восстановлении на работе, выселении без предоставления жилого помещения, об освобождении имущества  из-под ареста (исключении из акта описи). Прокурор обязан также принимать  участие в рассмотрении дел, возбужденных по его инициативе [13, с. 61].

По делам других категорий  прокурор принимает участие исходя из актуальности дела, его сложности, общественного и социального  значения.

Следует, однако, отметить, что  ни ГПК, ни Закон о прокуратуре, ни приказ Генерального прокурора не определяют механизм вступления прокурора в  процесс, когда он сам посчитает  необходимым обязательно участвовать в деле. Если воспринять возможность прокурора по своей инициативе участвовать в деле как реальную, то такой механизм нужен. Тем более что ст. 81 ГПК предоставляет ему право вступить в дело в любой стадии процесса, если это требуют интересы государства, а также с целью защиты прав и охраняемых законом интересов граждан.

Своим участием в судебном разбирательстве прокуроры обязаны  предупреждать нарушения норм материального  и процессуального права. Между  тем некоторые прокуроры не выполняют  этой обязанности. Например, по делам  о восстановлении на работе уволенных  за нарушения трудовой дисциплины не всегда проверялись с достаточной  полнотой доводы истцов о причинах отсутствия их на работе, о переводе без их согласия на другую работу, при  увольнении по сокращению численности  или штата работников – доводы о непринятии нанимателем мер  по трудоустройству увольняемых.

Прокурор, участвующий в  судебном разбирательстве гражданских  дел, должен принимать одинаково  активное участие во всех стадиях  производства.

В подготовительной части  судебного заседания проверяется  явка заинтересованных лиц, устанавливаются  причины их отсутствия, выясняется мнение участников о возможности  слушания дела в их отсутствие. Прокурор имеет право заявить отвод  судье, секретарю судебного заседания, эксперту, переводчику, представителю  общественной организации. Вместе с  тем в соответствии со ст. 32 ГПК  прокурору также может быть заявлен  отвод, если:

- его связывают с одной  из сторон по рассматриваемому  делу отношения брака, родства,  усыновления, опеки или попечительства;

- он при предыдущем  рассмотрении данного дела в  судах первой и второй инстанций либо в порядке надзора участвовал в качестве свидетеля, переводчика, эксперта и т.д.;

- он лично прямо или  косвенно заинтересован в исходе дела или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его объективности и беспристрастности.

Статья 105 ГПК предусматривает, что прокурору может быть заявлен  отвод ввиду служебной или  иной зависимости от кого-либо из лиц, юридически заинтересованных в исходе дела.

В необходимых случаях  прокурор заявляет ходатайство. Он может  заявить ходатайство об отложении  слушания дела, если досудебная подготовка была проведена неполно или она  не проводилась вовсе.

Прокурору надлежит должным  образом реагировать на нарушения  закона и норм процесса, допускаемые  при рассмотрении дела в судебном заседании. В ряде случаев суды рассматривают  дела в отсутствие лиц, не извещенных о месте и времени проведения судебного заседания. Не всегда суды разъясняют лицам, привлеченным к участию  в деле, их права и обязанности. Эти и подобные им нарушения влекут впоследствии отмену вынесенного судебного  решения по делу.

В судебном заседании прокурор задает вопросы истцу, ответчику, третьим  лицам, экспертам и т.д. Он заявляет ходатайство об истребовании новых  и дополнительных доказательств, назначение экспертизы и т.п. [4, с. 355– 356]

В судебном заседании при  разбирательстве дела прокурор, его  возбудивший, выступает первым и  должен обосновать свое требование, а  лицо, в защиту интересов которого возбуждено дело, дает объяснения после  прокурора. Такой же порядок выступления  прокурора и заинтересованного  лица установлен для выступлений  в судебных прениях [10, с. 22].

Среди процессуальных действий, которые прокурор вправе совершать  в гражданском процессе, важное значение имеет его выступление как по отдельным вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, так и по существу дела в целом. В таких случаях прокурор высказывает мнение.

Выступление прокурора важно  для суда с точки зрения анализа  действующего законодательства, фактических  обстоятельств дела, доказательного материала, прав и обязанностей спорящих сторон, а также для усиления воспитательной роли судебного разбирательства. Поэтому  выступление прокурора должно носить характер заключения, которое ни в  коей мере не умаляет независимости  суда и не ставит прокурора над  судом.

Мнение прокурора по делу излагается в судебном заседании  в устной форме. Оно должно быть:

- обоснованным, т.е. все  предложения и выводы прокурора  должны быть основаны на анализе  и оценке конкретных доказательств;

- объективным, т.е. позиция прокурора как блюстителя закона должна отражать интересы лица, права которого нарушены;

- законным, т.е. основанным на нормах процессуального и материального права;

- мотивированным.

При этом анализируются собранные  доказательства, делаются выводы о  том, какие факты следует считать  установленными, исследуются нормы  материального и процессуального  права, подлежащие применению.

Прокурор обязан высказать  мнение о том, как должно быть разрешено  дело: подлежит ли иск, жалоба (заявление) удовлетворению полностью или частично либо в иске, жалобе (заявлении) следует  отказать. Лишь убедительность и аргументированность  мнения прокурора могут влиять на исход дела, поскольку оно, как  и мнение других лиц, высказанное  в судебных прениях, не обязательно  для суда [4, с. 356 – 357].

В связи с большим количеством  гражданских споров, участие прокурора  в суде первой инстанции является дополнительной гарантией защиты прав граждан и организаций, гарантией  на законное разрешение спора. 

 

3.2 Участие прокурора  в суде кассационной инстанции

 

Прокурорский надзор в  гражданском судопроизводстве не заканчивается  с вынесением решения по делу. Обнаружив  незаконность или необоснованность судебного решения, определения  или частного определения, прокурор должен принести протест в вышестоящий  суд. Прокуратура осуществляет надзор за законностью и обоснованностью  судебных постановлений по гражданским  делам в пределах их компетенции  и предоставленных им законодательством  о прокуратуре и ГПК прав. После  вынесения судом судебного постановления  прокуроры призваны выявлять нарушения  законов, допускаемые судами первой инстанции, и принимать меры к  их устранению.

Надзор за законностью  и обоснованностью судебных решений  и определений, не вступивших в законную силу, ограничивается десятью днями. Прокуроры обязаны в эти сроки  проверять законность и обоснованность решений и определений по делам, рассмотренным судом без участия  прокурора, опротестовывать незаконные и необоснованные решения и определения. Тщательной проверке подлежат решения  и определения по делам, рассмотренным  с участием прокурора, в особенности если позиция прокурора расходится с позицией суда, выраженной в решении [4, с. 357 – 358].

Прокурор в кассационном производстве может выступать в  нескольких ролях: как кассатор (лицо, принесшее кассационный протест) и  тогда он выступает первым; как  прокурор, выступивший в защиту интересов  других лиц, – тогда он выступает  после лиц, имеющих непосредственный интерес в исходе дела (стороны  и третьи лица). Правда, проект ГПК  Республики Беларусь не указывает, в  какой очередности и сколько  раз будет выступать прокурор, если им предъявлен иск в интересах  других лиц и принесен кассационный протест на решение суда [14, с. 19].

С целью осуществления  прокурорского надзора за законностью  и обоснованностью судебных постановлений, не вступивших в законную силу, прокурор вправе знакомиться с материалами  дела и в том случае, если он в  деле не участвовал [4, с. 358].

Ознакомление с делом  следует начинать с искового заявления  истца, заявления, жалобы (по делам, возникающим  из административных правоотношений). По этим документам устанавливается  законность возбуждения гражданского дела, подведомственность его суду, наличие правоспособности сторон и  другие процессуальные и правовые вопросы, соблюдение порядка возбуждения дела. На основании материалов дела, протокола судебного заседания выясняются круг заинтересованных лиц и их процессуально-правовое положение, предмет доказательства и делается вывод о степени полноты и достоверности установления фактических обстоятельств.

При таком порядке изучения дела у прокурора уже складывается представление о том, каким должно быть вынесенное решение. Далее путем  сопоставления данных, полученных из материалов дела, с содержанием решения  делается вывод о его законности и обоснованности.

В случае если при изучении дела в срок, предоставленный для  кассационного обжалования и  опротестования, прокурор приходит к  выводу о незаконности и необоснованности судебного решения или определения, он приносит кассационный или частный  протест.

Право принесения протестов  по гражданским делам на решения  и определения, не вступившие в законную силу, принадлежит прокурору или  его заместителю в пределах предоставленной  им компетенции независимо от их участия  в рассмотрении дела судом первой инстанции. Кроме того, правом принесения протеста (правом возбуждения кассационного  производства) обладают помощники прокурора, прокуроры отделов и управлений, которые принимали участие в  рассмотрении дела судом первой инстанции. Частные протесты приносятся на определения  судов первой инстанции, кассационные протесты – на решения, не вступившие в законную силу [4, с. 358 – 359].

Предметом кассационного  опротестования могут быть решения  всех судов республики, кроме решений  Верховного Суда Республики Беларусь.

Не вступившие в законную силу решения и определения судов  могут быть опротестованы в кассационном порядке:

- решения городских (районных) и межгарнизонных военных судов – в судебную коллегию по гражданским делам соответствующего областного, Минского городского суда и Белорусского военного суда;

- решения областного, Минского  городского и Белорусского военного  суда– соответственно в судебную коллегию по гражданским делам и военную коллегию Верховного Суда Республики Беларусь[13, с. 256].

Кассационные и частные  протесты адресуются в суд кассационной инстанции, но подаются прокурорами  в суд, вынесший решения. Поданные кассационные протесты непосредственно в суд  кассационной инстанции направляются судом кассационной инстанции в суд первой инстанции для решения вопроса об их принятии в установленном порядке.

Кассационный протест  должен удовлетворять требованиям, предъявляемым к процессуальному  документу, а также содержать: указание на решение, которое опротестовывается, и наименование суда, вынесшего решение; обоснование неправильности решения, а также просьбу лица, подающего  протест; указания по оспариваемой сумме  по имущественным делам, перечень прилагаемых  к протесту письменных материалов. Протест подписывается прокурором [9, с. 314].

Кассационный протест  может быть оставлен без движения в случае неподписания его соответствующим прокурором, при отсутствии указания на опротестовываемое решение, без приложения всех необходимых копий, без указания оспариваемой суммы по имущественным делам. При этом судья выносит определение об оставлении протеста без движения и назначает кассатору срок для исправления недостатков [4, с. 360].

Прокурор, принесший протест, вправе отозвать его до начала судебного  заседания суда кассационной инстанции. Протест возвращается прокурору. Об отказе протеста извещаются юридически заинтересованные в исходе дела лица. Если же прокурор в ходе судебного  заседания убеждается в необоснованности принесенного протеста, он его уже  не вправе отозвать. Дело продолжает рассматриваться  по существу, и кассационная инстанция  вправе оставить протест без удовлетворения.

Участвуя в рассмотрении дела, прокурор высказывает мнение о законности и обоснованности решения  после объяснений лиц, имеющих непосредственный интерес в исходе дела. Он высказывает  свои соображения о судьбе решения  применительно к полномочиям  суда кассационной инстанции, содержащимся в ст. 425 ГПК [4, с. 361 – 362].

Информация о работе Прокурор в гражданском и хозяйственном процессах в РБ