Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть формы участия, компетенцию прокурора как в гражданском процессе, так и в хозяйственном процессе, выявить имеющиеся пробелы в законодательстве.
Задачи курсовой работы следующие:
рассмотреть правовое положение прокурора, задачи, стоящие перед ним в гражданском и хозяйственном процессах;
проанализировать участие прокурора в различных инстанциях гражданского процесса;
проанализировать участие прокурора в различных инстанциях хозяйственного процесса.
Нужно отметить, что апелляционное производство – сравнительно молодой институт хозяйственного судопроизводства, но не смотря на это четко регламентируется в нашем законодательстве.
3.3 Участие прокурора в суде кассационной инстанции
Право кассационного обжалования (опротестования) установлено ст. 282 ХПК. Лица, участвующие в деле, вправе подать кассационную жалобу (протест) на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, и судебное постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции. Кассационную жалобу вправе подать также лица, не привлеченные к участию в деле, если хозяйственный суд принял судебное постановление об их правах и обязанностях [15, с. 119].
В соответствии со ст. 282 ХПК основанием для возбуждения кассационного производства является жалоба (протест) любого лица, участвующего в деле, а также лица, не привлеченного к участию в деле, если хозяйственный суд принял судебное постановление об их правах и обязанностях [7, ст. 282].
Кассационное производство по действующему ХПК предназначено для проверки вступивших в законную силу судебных постановлений, вынесенных хозяйственным судом первой и (или) апелляционной инстанции по одному конкретному делу.
Также в кассационном порядке могут быть обжалованы (опротестованы) судебные постановления Высшего Хозяйственного Суда и постановления хозяйственных судов по делам об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества.
Согласно ст. 283 ХПК хозяйственным судом кассационной инстанции является Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Статьей 284 ХПК определен порядок подачи кассационной жалобы (протеста). Кассационная жалоба (протест) подается в Кассационную коллегию Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь через хозяйственный суд, принявший обжалуемое судебное постановление.
Срок подачи кассационной
жалобы (протеста) установлен в ст. 285
ХПК. Кассационная жалоба (протест) может
быть подана в течение одного месяца
со дня вступления в законную силу
обжалуемого судебного
Кассационная жалоба (протест) подается в хозяйственный суд в письменной форме и подписывается лицом, подающим жалобу (протест), или его представителем, уполномоченным на ее подписание [4, с. 395 – 396].
В отличии от порядка подачи кассационного протеста, установленного ГПК, ХПК обязывает прокурора направить копии кассационного протеста и прилагаемых документов лицам, участвующим в деле [14, с. 22].
Кассационная жалоба (протест) может быть подана как на судебное постановление в целом, так и на его часть.
Для полной проверки судебных постановлений ст. 287 ХПК обязывает лиц, участвующих в деле, направить отзыв на кассационную жалобу (протест) суду кассационной инстанции.
Лицо, участвующее в деле,
направляет отзыв на кассационную жалобу
(протест) другим лицам, участвующим
в деле, с приложением документов,
подтверждающих возражения против жалобы
(протеста), которые у них отсутствуют;
хозяйственному суду кассационной инстанции
— с приложением копий
Отзыв на кассационную жалобу
(протест) направляется в срок, обеспечивающий
его поступление в
ХПК дает исчерпывающий перечень оснований, по которым кассационная жалоба (протест) подлежит возращению, например, если кассационная жалоба (протест) подана лицом, не имеющим права на обжалование (опротестование) судебного постановления. Определение хозяйственного суда о возвращении кассационной жалобы (протеста) может быть обжаловано в порядке надзора [4, с. 398].
После устранения обстоятельств,
послуживших основанием для возвращения
кассационной жалобы (протеста), лицо,
подававшее жалобу (протест), вправе вновь
подать в хозяйственный суд
Хозяйственный суд кассационной
инстанции оставляет
1) кассационная жалоба (протест)
подана лицом, не имеющим
2) до принятия судебного
постановления, которым
Определение хозяйственного суда об оставлении кассационной жалобы (протеста) без рассмотрения может быть обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ХПК.
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления кассационной жалобы (протеста) без рассмотрения, кассационная жалоба (протест) может быть вновь подана в хозяйственный суд кассационной инстанции в порядке, установленном ХПК (ст. 289) [4, с. 399 – 400].
Согласно ст. 290 ХПК кассационная жалоба (протест), поданная с соблюдением требований к ее форме и содержанию, предъявляемых ХПК, принимается к производству хозяйственным судом кассационной инстанции [7, ст. 290].
Определение хозяйственного суда о принятии кассационной жалобы (протеста) к производству направляется лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня поступления жалобы (протеста) в хозяйственный суд кассационной инстанции.
Отказ от жалобы (протеста) возможен в тобой момент до принятия судебного постановления по этой жалобе (протесту). Суд может не принять такой отказ.
Прекращение производства по кассационной жалобе (протесту) при отказе заявителя от жалобы (протеста) препятствует повторному обращению того же лица в суд кассационной инстанции по тем же или иным основаниям, по которым была заявлена первоначальная жалоба (протест).
В кассационном порядке пересматриваются исключительно судебные постановления хозяйственных судов, вступившие в законную силу.
В случае, если кассационное постановление принято после того, как первоначальное решение суда первой инстанции и (или) постановление апелляционной инстанции исполнено, возвратить все полученное по исполненным судебным постановлениям станет возможным лишь путем использования института поворота исполнения судебного постановления.
Исполнение судебных постановлений,
принятых хозяйственным судом первой
и (или) апелляционной инстанций, может
быть приостановлено на срок до принятия
хозяйственным судом
Рассмотрение жалоб (протеста) кассационной инстанцией проходит три взаимосвязанных этапа: подготовительный; рассмотрение кассационной жалобы (протеста) по существу; вынесение и оглашение кассационного постановления [4, с. 400 – 402].
Недопустимым является принятие
хозяйственным судом
Согласно ст. 295 ХПК кассационная жалоба (протест) на судебное постановление хозяйственного суда первой или апелляционной инстанции должна быть рассмотрена в срок не более одного месяца со дня поступления дела в хозяйственный суд кассационной инстанции, включая срок на принятие постановления по результатам ее рассмотрения [7, ст. 295].
Если после принятия кассационной
жалобы (протеста) к производству, будет
подано заявление о пересмотре судебного
постановления хозяйственного суда
первой и (или) апелляционной инстанции
по вновь открывшимся
Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь установил четкий, исчерпывающий перечень оснований для отмены и изменения обжалуемых (опротестуемых) судебных постановлений хозяйственных судов первой и (или) апелляционной инстанций, которые согласуются с полномочиями хозяйственного суда кассационной инстанции.
Основаниями для изменения или отмены судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций являются необоснованность судебных постановлений, нарушение либо неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права являются основаниями для изменения либо отмены судебного постановления, если это привело или могло привести к принятию неправильного судебного постановления. За соблюдением данных положений также следит прокурор [4, с. 404].
В конце следует отметить, что все же имеются и пробелы в законодательстве, регулирующем участие прокурора в кассационной инстанции. Так, например, ХПК не предусматривает права прокурора знакомиться с материалами дела, в котором он не участвовал.
3.4 Участие прокурора в рассмотрении дел в порядке надзора и при возобновлении дел по вновь открывшимся делам
Пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, – самостоятельная стадия хозяйственного процесса по проверке обеспеченности законности и обоснованности решений хозяйственных судов, осуществляющих рассмотрение дел по первой инстанции, постановлений хозяйственного суда, который пересматривает решения в кассационном порядке, постановления надзорной инстанции. Исключение составляют постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, которые являются окончательными и пересмотру не подлежат [15, с. 160].
Протесты в порядке надзора вправе согласно ст. 301 ХПК приносить:
1) Председатель Высшего
Хозяйственного Суда и
2) заместители Председателя
Высшего Хозяйственного Суда
и заместители Генерального
Статьей 301 ХПК установлен исчерпывающий перечень и компетенция лиц, имеющих право принесения протестов на вступившие в законную силу постановления хозяйственных судов. Председатель хозяйственного суда области или г. Минска, а также прокурор области или г. Минска такого права не имеют [7, ст. 301].
Согласно ст.302 ХПК хозяйственным
судом надзорной инстанции в
отношении судебных постановлений,
принятых хозяйственными судами первой,
апелляционной и кассационной инстанций,
является Президиум Высшего
В статье 304 ХПК установлены порядок обращения, форма и содержание жалобы о пересмотре судебного постановления в порядке надзора.
Жалоба в порядке надзора
направляется непосредственно должностному
лицу, имеющему право принесения протеста,
а не через хозяйственный суд,
принявший постановление, как это
предусмотрено в отношении
Согласно ст. 305 ХПК вопрос о принятии жалобы в порядке надзора рассматривается лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора, не более пяти дней со дня ее поступления в Высший Хозяйственных Суд Республики Беларусь, Генеральную Прокуратуру Республики Беларусь [7, с.305].
Приказом Генерального прокурора
Республики Беларусь от 27 апреля 2001 г.
№ 22 «О регламентации деятельности
прокуроров при осуществлении надзора
за исполнением законодательства в
экономической сфере с целью
защиты государственных и общественных
интересов, прав и законных интересов
субъектов хозяйствования» управлению
по надзору за исполнением законов
и законностью правовых актов
Генеральной прокуратуры
Информация о работе Прокурор в гражданском и хозяйственном процессах в РБ