Введение
Каждый ребенок имеет
право жить и воспитываться
в семье, знать обоих своих родителей,
имеет право на их заботу. По своему характеру
это социальные права, которые нашли
свое отражение в статье 32 Конституции
Республики Беларусь, статье 15 Закона
Республики Беларусь «О правах ребенка»
и статье 185 Кодекса о браке и семье Республики
Беларусь (далее – КоБС).
Значительная роль
в реализации данных прав
в Республике Беларусь отводится
усыновлению как приоритетной
форме устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Это связано с тем, что усыновление редко
бывает случайным поступком, обычно это
хорошо продуманное, подготовленное решение,
в котором воплощаются мечты и желания
одиноких людей, не имеющих родных детей.
Особенно важную роль оно
играет в современных условиях, когда
в стране возникло социальное сиротство.
Поскольку усыновление – это единственная
форма семейного устройства детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
которая ведёт к решению проблемы социального
сиротства через уменьшение численности
таких детей, поскольку они становятся
полноправными членами новых семей.
А одним из самых приоритетных направлений
социальной политики государства и общества
является защита детства, семьи,
материнства в нашей стране.
И как отмечает Н.Ф. Синкевич, «институт
усыновления прочно вошел в жизнь нашего
общества и является, в определенном
смысле, мерилом гуманности любого общества
и государства» [25].
Существующие материально-экономические
проблемы общества, рост внебрачной
рождаемости, увеличение количества
разводов в семьях, имеющих
несовершеннолетних детей, увеличение
количества детей, оставшихся без
попечения родителей, снижение
числа усыновлений, влекут необходимость
исследования и совершенствования
законодательства, регулирующего
институт усыновления. Эти и
другие проблемы определенным образом
влияют на статистические данные об
усыновлении детей гражданами Республики
Беларусь. Так, в 2009 году семью
обрели 611 детей, в 2010 – 562 ребенка,
в 2011 году было усыновлено 415 детей,
в 2012 – 525 детей, а в 2013 – 603 ребенка.
И это не считая того, что Кодекс Республики
Беларусь о браке и семье предусматривает
институт международного усыновления
(удочерения) детей [26].
Институт усыновления
в Республики Беларусь нуждается в
совершенствовании. Несмотря на то,
что существует большое количество нормативных
правовых актов, регламентирующих порядок
устройства детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в семью многие
из них носят общий характер,
некоторые противоречат друг
другу и не всегда дают ответы
на возникающие вопросы практики,
что не способствует эффективности
их применения и решению
стоящих перед государством
и обществом задач. Также необходимо
помнить, что только после прохождения
всех стадий гражданского процесса:
возбуждение производства по делу, подготовка
дела к судебному разбирательству, судебное
разбирательство, принятие судом мотивированного
судебного решения об удовлетворении
заявления об усыновлении, можно осуществить
передачу ребенка в семью.
В курсовой работе представляется
необходимым дать научно обоснованное
определение сущности и содержания
института усыновления, оснований
и условий возникновения данного
института, а также порождаемым
им правоотношениям, выявить
цели усыновления и рассмотреть
вопросы о возможных способах
защиты прав и законных интересов
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей; нуждаются
в детальном исследовании вопросы,
касающиеся рассмотрения судами дел об
усыновлении в Республике Беларусь.
В юридической литературе
обозначенные выше вопросы либо
не
получили достаточного научно-теоретического
освещения, либо раскрыты не в полном
объеме, либо по ним не
выработано однозначных подходов
в теории права и правоприменительной
практике.
Изложенные обстоятельства,
а также необходимость дальнейшего совершенствования
законодательства Республики
Беларусь, регулирующего приоритетную
форму устройства детей, оставшихся
без попечения родителей, определяют
актуальность темы, ее теоретическую
и практическую значимость.
Целью написания настоящей
курсовой работы является:
- комплексный анализ института
усыновления;
- изучение правовых проблем, касающихся рассмотрения судами дел об усыновлении ребенка;
- их теоретическое осмысление
и научно обоснованное практическое
разрешение.
В соответствии с поставленной
целью определены следующие задачи:
- раскрыть правовую сущность
института усыновления и сформулировать его понятие;
- определить основания и условия усыновления и детально рассмотреть их с точки зрения различных юридических концепций;
- исследовать правовую природу акта усыновления;
- проанализировать правовые нормы о порядке производства по делам об усыновлении;
- исследовать правовые последствия усыновления.
Объектом исследования являются
общественные отношения, возникающие
в связи с усыновлением детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
и рассмотрением дел в судах Республики
Беларусь.
Предметом исследования являются
относящиеся к избранной теме Законы и
иные нормативно-правовые акты Республики
Беларусь и других государств, в частности Российской Федерации,
Казахстана, Украины, судебная практика
и деятельность государственных органов,
статистические данные Республики Беларусь.
Поставленные цель и задачи
обусловили структуру курсовой работы,
которая состоит из введения, 2 глав,
имеющих разделы, которые последовательно
раскрывают тему работы, заключения,
в котором содержатся краткие выводы,
списка использованной литературы.
Полный объем работы 29 страниц, из которых
3 страницы составляет список использованных
источников.
Методологической основой
являются общая теория права, теория семейного,
гражданского и гражданского процессуального
права, имеющиеся в юридической литературе
теоретические разработки по проблемам
усыновления.
Теоретической базой исследования
явились данные Верховного Суда Республики
Беларусь о практике судов по рассмотрению
дел об усыновлении (удочерении), положения
постановлений Пленума Верховного Суда
Республики Беларусь, публикации практикующих
юристов. Также были изучены научные
труды таких отечественных и зарубежных
авторов как И.Н. Колядко, Т.А. Белова,
В.Г. Тихиня, И.А. Малюжинец, И.Н. Левшук,
И.М. Кузнецова, Л.М. Пчелинцева,
В.А. Рясенцев, Н.М. Ершова, М.В. Антокольская.
В процессе исследования
использован комплекс общенаучных и специальных
методов познания: диалектический, исторический,
логического анализа и синтеза, комплексный,
системный, сравнительно-правовой, статистический,
описательный.
Глава
1
Общая
характеристика института усыновления
(удочерения) детей в Республике Беларусь
Раздел 1.1
Понятие, основания
и правовые условия возникновения
правоотношений по усыновлению
в Республике Беларусь
Институт усыновления был известен
ещё с давних времен. Но законодательство
об усыновлении стало развиваться в основном
в начале XIX века, когда 11 октября 1803 г.
был издан Указ, позволяющий бездетным
дворянам усыновлять ближайших законнорожденных
родственников. С середины XIX века усыновлять
можно было не только сирот. Но при живых
родителях требовалось их согласие на
усыновление. 12 марта 1891 года был принят
Закон «О детях усыновленных и узаконенных»,
согласно которому незаконнорожденных
детей можно было не только узаконить,
но и усыновить. Данный закон распространялся
на всех детей [30, с.1].
В соответствии с названным
законом усыновление осуществлялось по
следующим основаниям:
1. Усыновление по обещанию.
Данный вид признавался самым
лучшим, так как лицо, пообещавшее
усыновить ребенка, создавало для
него все условия, чтобы ребенку
у него было хорошо.
2. Усыновление ребенка
кормилицей.
3. Усыновление за награду.
Такого рода усыновление было
нежелательно, считалось, что ценность
его невелика.
После Октябрьского переворота
1917 года с целью устранения труда малолетних
детей усыновление было из закона изъято
[30, с.2].
После Великой Отечественной
войны, когда в стране осталось много детей-сирот,
усыновление было вновь восстановлено.
Так, в Республике Беларусь их насчитывалось
90 тысяч. Благодаря возрождению в законодательстве
института усыновления многие из осиротевших
детей обрели свои семьи [30, c.2].
В современных условиях, усыновление
играет особо важную роль, поскольку с
каждым годом возрастает количество детей-сирот
и детей, лишившихся попечения родителей.
Усыновление и удочерение влекут одни
и те же правовые последствия и подчиняются
единым правилам, поэтому в законодательстве
термин усыновление применяется к принятию
в семью, как мальчиков, так и девочек.
Так, с 2003 года по 2013 год гражданами нашей
страны было усыновлено 6 536 детей.
О понятии усыновления можно говорить
в следующих аспектах:
1) усыновление – форма воспитания
детей в семье усыновителя, при которой
обеспечиваются условия жизни, равные
с условиями жизни родных детей. В данном
понятии акцентируется внимание на конечной
цели – обеспечение ребенку в чужой семье
условий, отвечающих той бытовой, психологической,
духовной близости, которая существует
в родных семьях;
2) усыновление как форма устройства
детей, оставшихся без попечения родителей,
– это способ определения юридической
судьбы ребенка посредством деятельности
государственных органов власти, а также
суда, направленный на его устройство
в семью усыновителей для воспитания;
3) усыновление – юридический факт,
устанавливаемый в судебном порядке и
порождающий возникновение комплекса
правоотношений, аналогичных по содержанию
с родительскими;
4) усыновление – сложная система
правоотношений, различных по правовой
природе, в которой усыновитель и усыновленный
состоят в правоотношениях, как между
собой, так и с третьими лицами;
5) усыновление – комплексный
институт законодательства, содержащий
нормы различной отраслевой принадлежности,
направленные на регулирование отношений
по усыновлению, а также отношений между
усыновителем, усыновленным и третьими
лицами.
Представляется, что единого понятия
усыновления быть не может, поскольку
невозможно отразить многоаспектную правовую
природу этого явления. Вместе с тем действующее
законодательство придает правовое значение
усыновлению, прежде всего как форме воспитания
ребенка, оставшегося без попечения родителей
[18, c.50].
Статья 119 Кодекса Республики
Беларусь о браке и семье определяет усыновление
как основанный на судебном решении
юридический акт, в силу которого между
усыновителем и усыновленным возникают
такие же права и обязанности, как между
родителями и детьми. Большинство авторов,
таких как Т.А. Белова, В.Г.
Тихиня, И.Н. Колядко и другие, придерживаются
данной трактовки.
Однако в литературе встречаются и иные
мнения, касающиеся толкования данного
понятия. Например, В.И. Серебровский
характеризовал усыновление как «юридический
акт, в силу которого усыновляемое лицо
уравнивается в личных и имущественных
правах с родными детьми усыновителя»
[16, с. 375]. В.А. Рясенцев определял его
как «юридический акт, в результате которого
усыновленный приобретает в отношении
усыновителя и его родственников права
и обязанности, установленные законом
для родителей и детей, и утрачивает их
в отношении своих родственников» [23, c.245].
И.А. Малюжинец в своей
работе отмечает, что усыновление
– это волеизъявление лица на усыновление
и акт компетентного государственного
органа, по действующему белорусскому
законодательству – это решение суда.
В результате усыновления возникают семейные
отношения между определенными субъектами
права. Поэтому Ирина Аркадьевна в своей
работе предлагает следующую редакцию
определения понятия усыновления и
статьи 119 Кодекса Республики Беларусь
о браке и семье: «Усыновление – это юридический
акт, основанный на волеизъявлении усыновителя
и решении суда, в силу которого между
усыновителем, усыновленным и другими
указанными в законе лицами, возникают
семейные правоотношения». Я считаю, что
данный подход вполне обоснован, поскольку
данная трактовка непосредственным образом
в теории и на практике позволит
в полной мере отразить сущность,
цель, основание и правовые
последствия института усыновления,
усилить гарантии защиты прав
детей, подлежащих усыновлению [20, с.
36].
Норма, аналогичная нашему законодательству,
закреплена в Семейном кодексе Украины.
В части 1 статьи 207 говорится, что усыновлением является принятие усыновителем
в свою семью лица на правах дочери или
сына, осуществленное на основании
решения суда. В Российской Федерации
в Семейном кодексе закреплено лишь то,
что усыновление или удочерение
является приоритетной формой устройства
детей, оставшихся без попечения родителей.
А Кодекс о браке (супружестве) и
семье Республики Казахстан и вовсе
не содержит общего понятия данного
института.
Что касается оснований и условий
возникновения правоотношений
по усыновлению, то необходимо отметить,
что в качестве основания, порождающего
правоотношения между усыновителем и
усыновленным, выступает юридический
состав, включающий такие взаимодополняющие
факты, как решение суда об установлении
усыновления и волеизъявление усыновителей
на усыновление ребенка, поскольку без
их наличия эти правоотношения возникнуть
не могут.
По мнению Н.В. Летовой желание лица усыновить
ребенка необходимо рассматривать как
согласие на усыновление и относить его
к условиям усыновления [18, с. 58]. Я считаю,
что с данным утверждением согласиться
нельзя, поскольку гражданское процессуальное
законодательство требует от усыновителя
предоставить заявление, которое будет
выражать его желание усыновить ребенка,
а не согласие на усыновление. Такое волеизъявление
лица не должно рассматриваться как условие
усыновления.