Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 18:46, курсовая работа
Актуальность работы. В современных социально-экономических условиях одной из важнейших задач общества является государственная поддержка и социальна защита инвалидов. Они направлены на предоставление инвалидам равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских, экономических, политических и других конституционных нрав и свобод.
В России на учете в органах социальной защиты населения состоит 7284 млн. инвалидов (данные на 1 января 2010 года). В стране ежегодно впервые признается инвалидами свыше одного миллиона человек, из лих более 50% - трудоспособного возраста.
Введение……………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Развитие паралимпийских игр…………………………...…………………5
1.1 История паралимпийских игр……………………………………………….…..5
1.2 Основные проблемы в развитии паралимпийского спорта…………………...…7
1.3Паралимпийский спорт и социальная политика ……………………………….....7
Глава 2. Регулирование на уровне федерального законодательства социальной поддержки спортсменов-инвалидов…………………………………………………15
2.1 Нормативно правовое регулирование Параолимпийских игр……………...….19
2.2. Нормативно – паровое обеспечение Паралимпийских игр в США…………..26
2.3 Пути совершенствования российского законодательства…………………….27
Заключение.
Список использованных источников.
Глава 2. Регулирование на уровне федерального законодательства социальной поддержки спортсменов-инвалидов.
В данном случае это регулирование
явно распадается на два уровня:
первый – поддержка паралимпийцев
и в особенности чемпионов и призёров;
второй – поддержка тех, кто
занимается адаптивной физкультурой и
адаптивным спортом.
На первом уровне поддержка
спортсменов урегулирована вполне удовлетворительно.
Первое: число стипендий Президента
Российской Федерации для паралимпийцев
в последние годы увеличено с 300 рублей
до 450 рублей13
Второе: специальным указом Президента
РФ уравнены размеры денежных вознаграждений
за призовые места на олимпийских и паралимпийских
играх.
Вопреки решению Международного
Олимпийского Комитета, вопреки поддержанным
Россией «Стандартным правилам обеспечения
равных возможностей для инвалидов»14, власть долго не хотела признавать эти
самые равные возможности. Зимой 2005-2006 гг.
два с половиной месяца было потрачено
мною в Госдуме для того, чтобы добиться
принятия Парламентского запроса Правительству
России о повышении размера премиальных
выплат победителям и призёрам Паралимпийских
игр до уровня, который установлен для
здоровых спортсменов. Чего только не
приходилось слышать: уравнивать нельзя;
здоровые посвящают спорту всю жизнь,
а инвалиды – любители; ради больших денег
спортсмены пойдут на всё.
В итоге Госдума приняла запрос
в редакции Комитета по делам спорта и
молодежи, где не было прямого требования
об установлении равных выплат за равные
результаты. Напротив, «главным европейцем»
(по выражению Пушкина) в стране оказался
Президент. После блестящих побед в Турине,
в день возвращения спортсменов в Москву
от его имени было объявлено, что отныне
«наградные» на большой Олимпиаде и Паралимпиаде
будут равными. Идея равных возможностей
одержала ещё одну победу, пусть даже и
скромную, поскольку касается она нескольких
десятков, а в перспективе – нескольких
сотен людей.
Третье: согласно Федеральному
закону от 04.03.2002 № 21-ФЗ «О дополнительном
ежемесячном материальном обеспечении
граждан Российской Федерации за выдающиеся
достижения и особые заслуги»15, чемпионы паралимпийских, игр получили
право на ежемесячное дополнительное
материальное обеспечение в размере 250%
социальной пенсии. Правда, возможность
получения этих сумм ограничена двумя
условиями. С одной стороны, лицу, имеющему
право на дополнительное денежное обеспечение,
в случае назначения, наряду с федеральной,
также и региональной выплаты, приходится
выбирать лишь одну из них. С другой стороны,
получающие зарплату граждане, независимо
от прежних заслуг, лишаются права на денежную
выплату.
Четвёртое: чемпионам и призёрам
Паралимпийских и Сурдлимпийских игр
установлено право без экзаменов поступать
в вузы физкультурно-спортивной направленности.
В своё время проектом соответствующего
закона такое право предполагалось предоставить
исключительно чемпионам олимпийских
игр. Наша поправка в интересах паралимпийцев
первоначально Комитетом поддержана не
была. И только на пленарном заседании
Государственной Думы, благодаря прямой
поддержке её Председателя Б. Грызлова,
поправку удалось провести. Позднее право
было распространено и на призёров Олимпиад
и Паралимпиад.
Это право сохранено и в большом
проекте федерального закона «Об образовании
в Российской Федерации»16, которым предлагается ликвидировать
большинство льгот при поступлении в профессиональные
учебные заведения.
Пятое: согласно статье 217 Налогового
кодекса17, призы в денежной и натуральной формах,
полученные спортсменами на Паралимпийских
и Сурдлимпийских играх, не подлежат налогообложению.
Поскольку на последних олимпиадах и паралимпиадах
чемпионы получали по 100 тысяч евро, речь
идёт о весьма значительных суммах. Что касается людей с инвалидностью,
занимающихся адаптивной физической культурой
и адаптивным спортом, то уровень их поддержки
зависит не столько от законодательства
в области физической культуры и спорта,
сколько от законодательства в области
социальной защиты инвалидов. В этой связи
остановлюсь лишь на двух сюжетах.
Сюжет первый: дискуссия о критериях
определения уровня социальной поддержки
инвалидов: группы инвалидности или степени
ограничения способности к трудовой деятельности
(сокращённо ОСТД).
Напомню: одним из коренных пороков
ФЗ от 22.08.2004 № 122 (закона «о монетизации»)
явилась замена уровня социальной поддержки
в зависимости от группы инвалидности
уровнем такой поддержки в зависимости
от степени утраты трудоспособности. Эта
замена открыла дорогу произволу, ибо
группы инвалидности чётко связаны с медицинскими
показаниями, а степень утраты общей трудоспособности
точно определить невозможно. Неслучайно
экс-министр труда А. Починок говорил, что
полностью нетрудоспособен только труп.
Практически все общественные
объединения инвалидов многократно требовали
на своих съездах и в обращениях к руководству
страны отказаться от этой концепции.
При этом мы всегда подчёркивали, что она
является одновременно и антисоциальной,
поскольку предусматривает сокращение
многочисленных льгот, и, вместе с тем,
– антиреабилитационной, поскольку активно
отбивает у инвалидов желание работать,
учиться, заниматься спортом и общественной
деятельностью. В данном случае каждый,
кто стремился к реабилитации и интеграции
в общество, рисковал понижением степени
утраты трудоспособности и, следовательно,
уровнем пенсий и социальных выплат.
Спустя почти пять лет после
принятия ФЗ № 122 от 22.08.2004, российские
власти признали ошибочность концепции
степеней утраты трудоспособности и вернулись
к прежним критериям, связанным с группами
инвалидности. С 2010 г. вступили в силу соответствующие
изменения в федеральное законодательство.
Сюжет второй: Конвенция ООН
о правах инвалидов и проект сопровождающего
закона, подготовленный Минздравсоцразвития.
Конвенция содержит т.н. социальный подход
к инвалидности. 18Согласно документу, инвалидность –
это комплекс препятствий к полному и
эффективному участию в жизни общества
наравне с другими, возникающий вследствие
взаимодействия между физическими, сенсорными,
психическими или интеллектуальными нарушениями
и различными барьерами среды жизнедеятельности
и общественных отношений, которые при
отсутствии таких нарушений человек способен
преодолеть без специальных мер социальной
поддержки. Причём, согласно Конвенции,
понятие инвалидности носит эволюционирующий
характер.
Точно так же к числу инвалидов
Конвенция относит лиц с устойчивыми физическими,
психическими, интеллектуальными или
сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии
с различными барьерами могут мешать их
полному и эффективному участию в жизни
общества наравне с другими. Иначе говоря,
содержание обоих понятий может изменяться
с развитием общества, возникновением
новых социальных условий, новых форм
жизнедеятельности человека и участия
его в общественной жизни, новых барьеров
среды и общественных отношений, но всегда
связано с нарушениями здоровья.
Конвенцию первоначально предполагалось
подготовить к ратификации в конце 2009 г.,
однако в настоящее время наиболее оптимистической
перспективой является конец 2011 г. Правительство
РФ исходит из того, что первоначально
необходимо внести соответствующие изменения
в действующее законодательство, приведя
его в соответствие с Конвенцией.
В этой связи Минздравсоцразвития
подготовлен большой законопроект о внесении
изменений в законодательство в связи
с ратификацией Конвенции. Проект содержит
целый ряд позитивных норм, включая такие,
которые облегчат людям с инвалидностью
доступ к спортивным сооружениям. Вместе
с тем, есть в проекте и спорные позиции.
Предлагается, например, сформировать
федеральную базу людей с инвалидностью,
в т.ч. по уровню их доходов. Эксперты Всероссийского
общества инвалидов полагают это первым
шагом к тому, чтобы отказать в поддержке
более обеспеченным группам людей с инвалидностью,
сохранив её для самых бедных. Понятно,
что более или менее успешные спортсмены-инвалиды,
включая паралимпийских чемпионов и призёров,
в этом случае могут лишиться тех мер социальной
поддержки, которые они получают в качестве
инвалидов.
2.1 Нормативно правовое регулирование Параолимпийских игр.
Параолимпийские игры нуждаются в нормативно-правовом регулировании их деятельности. При этом особенность регулирования отношений в области физической культуры и спорта инвалидов заключается в том, что оно на федеральном уровне осуществляется законодательством:
1. Федеральный закон от 04.12.2007
№ 329-ФЗ «О физической культуре и спорте
в Российской Федерации» (с последующими
изменениями) // СПС «Гарант».
2. Федеральный закон от 01.12.2007
№ 310-ФЗ «Об организации и о проведении
XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских
зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии
города Сочи как горноклиматического
курорта и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации»
(с последующими изменениями) // СПС «Гарант».
3.Федеральный закон от 30.10.2007
№ 238-ФЗ «О государственной корпорации
по строительству олимпийских объектов
и развитию города Сочи как горноклиматического
курорта» (с последующими изменениями)
// СПС «Гарант».
4.Указ Президента РФ от 05.07.2007
№ 848 «О подготовке к проведению XXII зимних
Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских
игр 2014 года в г. Сочи» (с последующими изменениями)
// СПС «Гарант».
5. Указ Президента РФ от 26.09.2007
№ 1308 «О Совете при Президенте Российской
Федерации по развитию физической культуры
и спорта, спорта высших достижений, подготовке
и проведению XXII Олимпийских зимних игр
и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года
в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады
2013 года в г. Казани, чемпионата мира по
футболу 2018 года» (с последующими изменениями)
// СПС «Гарант».
6.Указ Президента РФ от 05.09.2008
№ 1311 «Об утверждении составов Совета
при Президенте Российской Федерации
по развитию физической культуры и спорта,
спорта высших достижений, подготовке
и проведению XXII Олимпийских зимних игр
и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года
в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады
2013 года в г. Казани, чемпионата мира по
футболу 2018 года и президиума этого Совета»
(с последующими изменениями) // СПС «Гарант».
7.Указ Президента РФ от 22.12.2008
№ 1806 «Об утверждении Положения о Совете
при Президенте Российской Федерации
по развитию физической культуры и спорта,
спорта высших достижений, подготовке
и проведению XXII Олимпийских зимних игр
и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года
в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады
2013 года в г. Казани, чемпионата мира по
футболу 2018 года» (с последующими изменениями)
// СПС «Гарант».
8. Стратегия развития физической
культуры и спорта в Российской Федерации
на период до 2020 года / Утверждена Распоряжением
Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р // .
9. Приказ Министерства спорта, туризма
и молодежной политики Российской Федерации
от 14.10.2009 № 905 «Об утверждении Плана мероприятий
по реализации в 2009–2015 годах Стратегии
развития физической культуры и спорта
на период до 2020 года» // .
10. Федеральная целевая программа «Развитие
физической культуры и спорта в Российской
Федерации на 2006–2015 годы» / Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 11.01.2006
№ 7 (с последующими изменениями) // СПС «Гарант».
11. Приказ Росспорта от 29.08.2007 № 544 «О реализации
мероприятий Федеральной целевой программы
“Развитие физической культуры и спорта
в Российской Федерации на 2006–2015 годы”»
(вместе с «Порядком реализации мероприятий
Федеральной целевой программы “Развитие
физической культуры и спорта в Российской
федерации на 2006–2015 годы”») // СПС «Гарант».
12. Постановление Правительства РФ от
29.12.2007 № 991 «О программе строительства
олимпийских объектов и развития города
Сочи как горноклиматического курорта»
(вместе с «Программой строительства олимпийских
объектов и развития города Сочи как горноклиматического
курорта») (с последующими изменениями)
// СПС «Гарант».
13. Постановление Правительства РФ от
17.10.2009 № 824 «Об утверждении Положения об
особенностях проведения государственной
экологической экспертизы проектной документации
олимпийских объектов, строительство,
реконструкцию и капитальный ремонт которых
предполагается осуществлять на землях
особо охраняемых природных территорий
федерального значения» (с последующими
изменениями) // СПС «Гарант».
14. Постановление Правительства РФ от
15.05.2010 № 341 «Об утверждении Положения об
особенностях предоставления технических
условий, определения платы за технологическое
присоединение и особенностях технологического
присоединения к объектам электросетевого
хозяйства энергопринимающих устройств
потребителей электрической энергии на
территории муниципального образования
город-курорт Сочи в период организации
и проведения XXII Олимпийских зимних игр
и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года
и о внесении изменений в некоторые акты
Правительства Российской Федерации»
// СПС «Гарант».
15. Постановление Правительства РФ от
10.09.2010 № 705 «Об утверждении Правил освобождения
от уплаты таможенной пошлины товаров,
ввозимых на территорию Российской Федерации
для их использования в целях проведения
XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских
зимних игр 2014 года в г. Сочи» // СПС «Гарант».
16. Постановление Правительства РФ от
10.09.2010 № 707 «О порядке координации деятельности
и обеспечения взаимодействия федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления
и заинтересованных организаций по вопросам
строительства, организации эксплуатации
олимпийских объектов и реализации мероприятий,
связанных со строительством олимпийских
объектов» // СПС «Гарант».
Во-первых, это распределение полномочий в области управления развитием физической культуры и спорта инвалидов между различными органами государственной власти и местного самоуправления.
Во-вторых, это статус Паралимпийского и близких к нему движений.
В-третьих, это законодательство о социальной поддержке спортсменов-инвалидов, а вместе с тем и влияние общего законодательства о социальной защите инвалидов на развитие их физической культуры и спорта.
В-четвёртых, это вопросы физической культуры и спорта инвалидов в аспекте образовательной и информационной политики.
Рассмотрим Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»19 в общем виде распределяет полномочия следующим образом: паралимпийский спорт высших достижений относится к федеральному ведению и, соответственно, к расходным обязательствам Российской Федерации, а массовая физическая культура и спорт инвалидов – к ведению субъектов Российской Федерации.
Так, согласно статье 6 закона, к федеральным полномочиям относятся: «организация и проведение всероссийских спортивных соревнований инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, международных спортивных соревнований указанных лиц, включая Паралимпийские игры и Сурдлимпийские игры, Всемирные специальные олимпийские игры, а также подготовку к таким спортивным соревнованиям».
Следует заметить, что в последние годы Паралимпийский комитет России в целом удовлетворён тем, как федеральные органы власти (и, в частности, Минспорттуризма) выполняют эти полномочия. Так, на последнем Паралимпийском собрании 18 июня 2010 г. Президент отмечал, что успехи в Пекине и Ванкувере стали возможными благодаря государственной поддержке со стороны Минспорттуризма, которая, в частности, включала:
• ежегодное финансирование Календаря спортивных мероприятий Минспорттуризма России и необходимых учебно-тренировочных сборов, выездов на международные соревнования. Там российские паралимпийцы получили незаменимый международный опыт;
• обеспечение спортивных команд инвентарём и оборудованием;
• организацию медицинского обеспечения и допингконтроля;
• награждение паралимпийцев, их тренеров и организаторов паралимпийского движения государственными наградами.20
Помимо финансирования паралимпийского движения через Минспорттуризм России, в последние годы началось также прямое финансирование деятельности Паралимпийского комитета, в т.ч. направленной на развитие новых видов спорта. Это особенно важно, поскольку здесь, как и в спорте вообще, даже для того, чтобы остаться на месте, нужно очень быстро двигаться вперёд. Напомню: российская паралимпийская сборная в Ванкувере не получила ни одной медали в горных лыжах, тогда как основные соперники – сборные Германии и Канады – именно в них заработали более половины золота. Без развития горных лыж в Сочи нам делать просто нечего, если, конечно, хотим победить. Точно так же невозможно обеспечить престиж отечественной паралимпийской сборной без команды по слэдж-хоккею.
Один опытный управленец в области спорта, оценивая итоги Ванкувера, отметил: даже хорошо, что, победив по общему числу медалей (38 против 24 у занявшей второе место сборной Германии), Россия получила второе место по «золоту» (12 против 13 у немцев). В правительстве и профильном министерстве в такой ситуации должны понимать, что соперник «дышит в затылок», и, если не будут предприняты экстраординарные усилия для развития новых видов спорта, блестящие победы в Турине и Ванкувере на Сочинской Паралимпиаде повторить будет очень и очень сложно.
Подтверждая ещё раз позитивную оценку Паралимпийским Комитетом уровня государственной поддержки инвалидов, хочу заметить: патриотизм – это естественная реакция гражданина на отношение к нему государства. В этом смысле люди с инвалидностью оказались исключительно благодарной категорией, а сравнительно небольшое увеличение финансирования паралимпийского движения дало экстраординарные результаты.
Что касается полномочий субъектов Российской Федерации, то статья 8 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации21» содержит два наиболее важных положения.
Пункт 7 статьи 8 закона относит к полномочиям субъектов РФ реализацию мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в субъектах Российской Федерации, другими словами, – организацию массовой физкультуры и спорта инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья.
При этом статья 31 Федерального закона № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» содержит определения адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. Так, пункт 2 этой статьи гласит: « Адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья». Иначе говоря, адаптивная физкультура представляет собой единство собственно физической культуры и реабилитации инвалидов.
Аналогичным образом пункт 3 статьи 31 Федерального закона № 329 22устанавливает: «Спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья». При всей бедности этого определения в нём содержится одна важная мысль: главная задача спорта инвалидов – не столько высшие достижения, сколько преодоление ограничения жизнедеятельности, реабилитация и социальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья. Кстати, Паралимпийский комитет России придерживается смысла этой нормы, не устанавливая официально медальных планов на Паралимпийские игры, чемпионаты мира и Европы и подчёркивая, что главная задача даже паралимпийской сборной – это достойное представление страны на международной арене.
Второе полномочие субъектов РФ в области регулирования паралимпийского спорта и физической культуры инвалидов устанавливается пунктом 3 статьи 8 Федерального закона № 329 и даёт право российским регионам «устанавливать дополнительное материальное обеспечение лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта, в том числе завоевавшим звания чемпионов или призёров Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, чемпионов мира, чемпионов Европы, имеющим почётные спортивные звания, ведомственные награды…».
Многие руководители субъектов РФ пользуются этим предоставленным законом правом, вплоть до того, что Паралимпийским чемпионам и призёрам выделяются квартиры. Понятно, что в современных условиях это имеет принципиальное значение для обеспечения нормальной жизни.
Информация о работе Социализация людей с ограниченными возможностями в параолимпийских играх