Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 00:29, курсовая работа
Предмет исследования: специфика феномена правовое государство в общецивилизационном смысле и в процессе формирования правовой государственности в России.
Исходя из цели и учитывая специфику предмета исследования, задачи исследования определены следующим образом:
- раскрыть понятие правового государства
- изучить концепции и предпосылки возникновения правового государства
- рассмотреть характерные черты правового государства и проблемы его формирования в РФ.
Введение…………………………………………………………………………….
1.Теоретические основы правового государства……………………………
1.1 Понятие правового государства………………………………………...
1.2 Концепции и предпосылки возникновения правового государства… 2.Пути формирования правового государства………………………………
1.2 Характерные черты правового государства…………………………...
2.2Проблемы формирования правового государства в Российской Федерации………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………
5. Взаимная ответственность государства и личности - это тоже способ ограничения политической власти. Еще И. Кант сформулировал данную идею: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.1
В условиях правового государства личность и властвующий субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности
Этот способ ограничения политической власти выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем власти и личностью как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.1
Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: а) ответственность правительства перед представительными органами; б) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.; в) импичмент и др.2
Таким образом, отношения
Кроме двух основных можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это - высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и т.п.
Идея правового государства
При всем многообразии
В условиях правового государства право (как формальная система) может выступать в ряде случаев и как тормозящий фактор (препятствие, помеха) социально ценным действиям государства, не позволяющий подчас оперативно достигать определенных позитивных целей даже весьма благовидными средствами. Например, разделяя власть и создавая многочисленные ограничения для нее, мы тем самым объективно связываем ее активность, инициативу, маневренность, "замешанных" в том числе и на благих намерениях, на общественных интересах, предполагаем трудные поиски согласия, принятие компромиссных решений. Другими словами, в сеть правовых ограничений попадают не только "плохие поступки" государства, но и "хорошие".1
Идея правового государства в
некотором роде носит универсал
Итак,
принципами правового
- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения;
- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- федерализм;
- верховенство закона;
- взаимная ответственность государства и личности;
- высокий уровень
правосознания и правовой
- наличие гражданского
общества и осуществление
Таким образом, правовое
1.2 Концепции и предпосылки
возникновения правового госуда
Термин «правовое государство» сформировался и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. В России эта концепция широко была распространена в XIX – начале XX вв.
Термин правовое государство состоит из 2-х частей:
Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.
Всякое государство связано с правом. Без издания законов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.Правовое государство не нашло полной реализации ни в древности, ни в средние века, ни в новейшее время.
Идея о возможности построения
правового государства возникл
Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной "свободой в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие". Только там, заключал Платон, "где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги".1
Аналогичные
идеи, заложившие основу теории
правового государства,
С идеями
передовых мыслителей Древней
Греции о праве, свободе,
Государство, пояснял Цицерон,
с точки зрения его
Важным в
плане формирования идей, заложивших
первые камни и составивших
впоследствии (в видоизмененном, приспособленном
к изменившейся
Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но в Древней Индии и Китае. В Китае, например, еще в глубокой древности философами и юристами применительно к господствовавшему в стране рабовладельческому строю проводилась мысль о том, что "в государстве должен царить порядок", основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а "управление страной должно соответствовать спокойствию", быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо "страна управляется справедливостью"1
Эти данные и перекликающиеся
с ними мысли и воззрения
наивно было бы включать
Несмотря на
своеобразные суждения и
Философские основы
теории правового государства
создавались и развивались
В основе
современных концепций
Информация о работе Теоретические основы правового государства