Концепция
правового государства у И.
Канта сводится к следующим
тезисам:
1. Источником нравственных
и правовых законов выступает свободная воля людей;
2. Человек становится
моральной личностью, если возвысился
до понимания своей ответственности
перед человечеством в целом;
3. В своем поведении
личность должна руководствоваться
требованиями категорического императива, который сводится к следующему: "поступай
так, чтобы ты всегда относился к человечеству
и в своем лице, и в лице всякого другого
так же, как к цели, и никогда не относился
бы к нему только как к средству" и "поступай
так, чтобы максима твоего поступка могла
стать всеобщим законом"
4. Правом, основанным
на нравственном законе, должны
быть определены границы поведения
людей с целью, чтобы свободное
волеизъявление одного лица не
противоречило свободе других;
5. Право призвано обеспечить
внешне благопристойные, цивилизованные
отношения между людьми;
6. Государство - это
соединение множества людей, подчиненных
правовым законам.1
Государственно-правовые
воззрения Монтескье сводятся
к тому, что формы правления,
формы государственного устройства
определяют собой дух законов
и содержание законодательства; основываются
на том, что принцип демократии - это добродетель,
любовь к общему благу; исходят из того,
что к "правильной" форме государства
относится демократия, при которой верховная
власть принадлежит всей массе народа,
и основные законы здесь определяют порядок
подачи голосов, посредством которых выражается
воля народа, состав и способ деятельности
народного собрания; проповедует любовь
к отечеству, уважение к закону, поддержку
существующих порядков, равенство и умеренность
состояний, охрану семейного достояния.
Теоретическая конструкция
правового государства, сложившаяся
в политико-правовой доктрине XVIII
- XX вв., включает разделение властей
на законодательную, исполнительную
и судебную; верховенство правового
закона; взаимную ответственность личности
и государства; доминирование общедозволительного
типа правового регулирования в соответствии
с юридическим принципом "дозволено
все, что не запрещено законом"; установление
реальных гарантий прав и свобод личности.2
Для того чтобы понять
глубинную суть правового государства,
недостаточно ограничиться набором хотя
и важных, но все же внешних характеристик
(связанность государства правом, разделение
властей, наличие конституции), определенной
системой принципов, институтов и норм.
Суть правового государства не в законопослушании,
равно как и не в обилии законодательных
актов. Суть государства правового - именно
в характере законов, их соответствии
правовой природе вещей, направленности
на обеспечение суверенитета личности.
Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы
ведут к процветанию государства, а свободная
собственность есть основное условие
блеска его.1
Идея правовой государственности
испытала на себе влияние различных
социальных сил: демократические
движения придали ей прогрессивный
характер, углубили общечеловеческие
начала, связали с реальными позитивными
процессами современной цивилизации
и культуры; реакционно-консервативные
силы попытались и пытаются под личиной
идеи господства права скрыть антинародные
режимы. В свое время фашистское государство
в Германии было объявлено правовым. Под
этим флагом насаждалось безоговорочное
подчинение населения расистским законам
власти, полное подавление личности в
интересах нации, насильственное установление
правопорядка на оккупированных территориях
соответственно немецкому (арийскому)
духу германского народа. Оправдывалось
его якобы естественное право на расширение
жизненного пространства, уничтожение
народов, принадлежащих к низшей расе.
Подобный пример в истории человечества
не единственный. В этом смысле концепция
правового государства испытала судьбу
любой великой демократической идеи. Она
не избежала попыток со стороны отдельных
слоев, групп или партий использовать
ее авторитет в своих интересах. Рано или
поздно такая антисоциальная политика
себя неизбежно разоблачает и завершается
крахом, но при этом наносит подчас огромный
ущерб обществу. Воплощение демократической
идеи правового государства, соответствующей
ее действительной прогрессивной сущности
и подлинной гуманности - достаточно длительный
поступательный процесс. Ошибочно полагать,
что правовое государство можно установить
каким-либо декретом, и его формирование
целиком зависит только от идеологического
выбора. Образование правового государства
представляет собой политико-правовое
олицетворение глубочайших социально-экономических
и нравственно-культурных сдвигов, затрагивающих
все стороны жизни общества.1
Значительное освещение и развитие
идея правового государства нашла
в произведениях современных
западных юристов, политологов
и социологов. В прямой, а чаще
в косвенной форме она закрепляется
в текущем законодательстве и
даже в конституциях ряда государств.
Прямое
закрепление идея правового государства
нашла, например, в Конституции
Испании 1978 г., провозглашающей в
п. 1 ст. 1 о том, что Испания -
это "социальное, правовое и
демократическое государство, высшими
ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство
и политический плюрализм". Она закрепляется
в Основном законе ФРГ 1949 г., в статьях
20 и 28, провозглашающих, что "Федеративная
Республика Германия является демократическим
и социальным федеративным государством"
и что "конституционное устройство
земель должно соответствовать основным
принципам республиканского, демократического
и социально-правового государства в духе
настоящего Основного закона". В ст.
1 Конституции России (1993 г.) также отражено,
что Россия является "демократическим
правовым государством с республиканской
формой правления". Косвенное закрепление
идея правового государства получила
в конституциях Австрии, Греции, Италии,
Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других
высокоразвитых государств.
В условиях плюрализма мнений и идеологий
можно по-разному воспринимать идеи правового
государства, также как и их интерпретацию.
Однако одно остается бесспорным. Теория
правового государства в целом, равно
как и ее основные положения, всегда отражала
общечеловеческие ценности и интересы.
Формирование правового государства -
сложный и длительный процесс, который
разворачивается по мере проведения в
жизнь экономической, политической и правовой
реформ, создания нравственных устоев
и общечеловеческих ценностей, роста духовной
культуры, построения цивилизованного,
демократического и гуманистического
гражданского общества.1 Как уже было отмечено, правовое государство
невозможно декретировать, его становление
предполагает генезис особых правовых
отношений между гражданином и государством,
между органами власти, управления и суда,
принципиально обновленное взаимодействие
между обществом, правом и политикой.
В России движение к созданию
правового государства было заложено
реформами 60-х годов XIX в. (отмена
крепостного права). На путь реального его
создания можно было встать после Февральской
или Октябрьской революции, принятия Декларации
прав трудящихся и эксплуатируемого народа.
Однако установление диктатуры пролетариата,
гражданская война, период "военного
коммунизма", а несколько позже - отказ
от нэпа и утверждение авторитарного режима,
основанного на попрании прав и свобод
человека, массовые противоправные репрессии,
принижение закона и правосудия на долгие
годы прервали процесс формирования в
стране правового государства, утвердили
примат политики силы государства над
правом. Сама идея правового государства
была объявлена сугубо враждебной и реакционной,
категорически отрицался демократически
- антиузурпаторский принцип разделения
властей и примат права над политикой
партийно-государственного аппарата,
системой административно-приказного
управления. Правовой нигилизм стал элементом
государственной идеологии.2
2.Пути формирования
правового государства
2.1 Характерные черты
правового государства
Деятельность правового государства основывается на
принципе разделения властей: законодательной,
исполнительной и судебной.
Принцип разделения
властей на законодательную,
исполнительную и судебную означает, что
каждая из властей действует самостоятельно
и не вмешивается в полномочия другой.
При его последовательном проведении
в жизнь исключается всякая возможность
присвоения той или иной властью полномочий
другой. Принцип разделения властей становится
жизнеспособным, если он еще и обставляется
системой «сдержек и противовесов» властей.
Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация
общества, основанная на верховенстве
закона. Верховенство закона подразумевает
не только и не столько приоритет закона
как разновидности нормативно-правового
акта в отношении подзаконных актов, сколько
широкий спектр прав и свобод, закрепленных
за членами общества действующим законодательством.
В правовом государстве любое ущемление
прав человека недопустимо. Более того,
оно обязано последовательно и неукоснительно
обеспечить реализацию этих прав и защищать
их. В этой связи принципиальное значение
приобретает проблема равенства граждан,
наличие у них равных возможностей в различных
сферах жизни общества и государства.
Ее решение предполагает создание государством
надежных гарантий, обеспечивающих такое
равенство.1
Правовое государство характеризуется:
- Верховенством закона
во всех сферах общественной
жизни
- Реальностью прав
личности
- Взаимной ответственностью
государства и личности
- Политическим и идеологическим плюрализмом
Признаками правового
государства являются:
1. Верховенство закона или связанность
государства правом, основанным
на воле общества.
2. Деятельность органов правового
государства осуществляется в
строгом соответствии с принципом
разделения властей на законодательную, исполнительную
и судебную.
3. Взаимная ответственность личности
и государства.
4. Наличие в государстве прав
и свобод человека и гражданина,
провозглашенных международными
актами, и их реальная защищенность.
5. Политический и идеологический плюрализм, то есть беспрепятственная
деятельность различных политических
организаций, объединений, не нарушающая
разнообразия, исключающая господство
какой-либо идеологии.1
Кроме этого
иногда выделяют также и другие признаки
правового государства:
- Сосредоточение
всех прерогатив государственно-властного
регулирования в системе государственных
институтов;
- Наличие развитого
гражданского общества;
- Создание антимонополистических
механизмов, препятствующих сосредоточению
властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;
- Установление
в законе и проведение на
деле суверенности государственной
власти;
- Формирование
обществом на основе норм избирательного
права законодательных органов
и контроль за формированием
и выражением законодательной воли в законах;
- Соответствие
внутреннего законодательства общепризнанным
нормам и принципам международного
права;
- Правовая защищенность
всех субъектов социального общения
от произвольных решениях кого
бы то ни было;
- Возвышение
суда как образца, модели и средства обеспечения
правовой государственности;
- Соответствие
законов праву и правовая организация
системы государственной власти;
- Единство прав
и обязанностей граждан.
Признаки правового государства
отражают основные его черты,
которые обязательно должны в нем присутствовать.
Разделение
властей означает, что каждая
из трех существующих в государстве
властей (законодательная, исполнительная
и судебная) должна быть независима
от другой и в своей деятельности
подчиняться только закону.
Верховенство
закона означает, что государство
и личность в своих действиях,
прежде всего, должны соответствовать
закону, то есть никто не имеет
права нарушить закон.
Защита прав и свобод человека
- это, прежде всего, конституционные
гарантии того, что человек является свободным,
а его права -- невозможно нарушить без
разрешения на то суда. Государство обязано
защищать человека, а человек соответственно
обязан защищать свое государство.1
Правовое государство немыслимо
без развитого гражданского общества, то есть, например,
в России невозможно построение правового
государства, так как у нас отсутствует
даже простое понимание того, что закон
должен стоять выше всего. В России традиционно
высшей инстанцией считается не закон,
а его исполнитель - глава исполнительной
власти. Общество может стать только тогда
развитым, когда оно начнет понимать основополагающие
идеи правового государства и начнет претворять
их в жизнь, но не так бездумно, как предложило
нам Европейское Сообщество, а сообразуясь
с положением в стране.
Созданию антимонополистических
механизмов во властных структурах
должна препятствовать толково
написанная Конституция, четко
разграничивающая обязанности и
возможности каждой из ветвей
власти.
В правовом государстве государственная власть не может
зависеть ни от кого, но тем не менее она
получается вечно зависимой от народа,
то есть государственная власть не может
быть суверенной ни в одном государстве.
Власть всегда должна зависеть только
от народа и больше ни от кого. Далее уже
идет задача власти - воспитать людей такими,
чтобы они были законопослушными и не
пытались купить за деньги собственную
же власть. В государстве, называемом правовым,
должна жестко пресекаться любая попытка
повлиять на государство или на его отдельные
органы.1