Формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 09:27, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность темы. Процесс формирования правового государства неразрывно связан с развитием демократии, всесторонней защитой прав человека и гражданина, установлением примата права в общественных отношениях, соблюдением принципа социальной справедливости. Органам прокуратуры традиционно принадлежит особое место в механизме гарантий законности. При этом до сих пор продолжаются дискуссии о задачах и функциях прокуратуры, ее месте в механизме государственной власти, роли в системе «сдержек и противовесов», в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
Содержание
Введение…………………………………………..………………………………….4 ГЛАВА 1. Развитие законодательства о деятельности прокурора в гражданском судо-производстве……………………………………………………………………9 1.1 Становление законодательства об участии прокурора в гражданском судопроизводстве дореволюционной России……………………………………..9 1.2 Особенности деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве по ГПК РСФСР 1964 г. и ГПК РФ 2002 г...................................................................14 ГЛАВА 2. Основания участия прокурора в гражданском процессе …………...26 2.1 Подходы к раскрытию понятия «оснований участия прокурора в гражданском судопроизводстве»………………………………………………….26 2.2 Анализ и классификация оснований участия прокурора в гражданском процессе……………………………………………………………………………..26 ГЛАВА 3. Формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве…..…37 3.1 Обращения в суд с заявлением - как форма участия прокурора в гражданском судопроизводстве…………………………………………………...37 3.2 Вступления в процесс для дачи заключения по делу – как форма участия прокурора в гражданском судопроизводстве…………………………………….62 Заключение………………………………………………………………………….65
Под воздействием этих идей
и сформировалась концепция участия прокуратуры
в гражданском процессе. В соответствии
со ст. 2 ГПК 1923 года, «прокурор вправе как
начать дело, так и вступить в дело в любой
стадии процесса, если, по его мнению, этого
требует охрана интересов государства
или трудящихся масс». Через десять лет,
чтобы обеспечить более четкое проведение
судами «классовой линии» при рассмотрении
дел, как уголовных, так и гражданских,
суд был поставлен под надзор прокуратуры.
Таким образом, начиная с 1930-х
годов участие прокуратуры в гражданском
процессе стало осуществляться во исполнение
задачи по надзору за законностью рассмотрения
гражданских дел в судах.
В конце 1980-х – начале 90-х годов
концепция прокурорского надзора стала
подвергаться пересмотру. Руководящие
судебные работники стали выступать против
надзора прокуратуры за законностью рассмотрения
дел судами.
Указывалось, что первым шагом
к построению демократического правового
государства должно стать проведение
концепции разделения властей, создание
независимой судебной власти.
Однако суд не может стать независимым,
если он будет поднадзорен полуадминистративному
органу, каковым является прокуратура.
Принятый в 1992 году российский Закон о
Прокуратуре отказался от ложной концепции
надзора прокуратуры за законностью рассмотрения
дел в судах.
Участие в судопроизводстве
рассматривается как одна из форм осуществления
прокуратурой своих задач по надзору за
верховенством закона, единством и укреплением
законности. В редакции Федерального закона
о Прокуратуре РФ от 17 ноября 1995 года и
от 10 февраля 1999 года указывается лишь,
что «прокуроры в соответствии с процессуальным
законодательством РФ участвуют в рассмотрении
дел судами, арбитражными судами, опротестовывают
противоречащие закону решения, приговоры,
определения и постановления судов» 5.
Гражданский процессуальный
кодекс РСФСР, по которому работали российские
суды без малого 40 лет, отжил свое. Новый
закон существенно ограничивает роль
прокуратуры в гражданском судопроизводстве.
Согласно ГПК РФ прокурор имеет
право обращаться в суд с иском по собственной
инициативе только в случае необходимости
защиты интересов государства, неопределенного
круга лиц либо в случаях, когда само заинтересованное
лицо в силу состояния здоровья, возраста
или недееспособности не может возбудить
процесс.
Прокурор, например, может обратиться
в суд с заявлением о признании правового
акта субъекта РФ недействительным в случае
его противоречия федеральному законодательству
(интересы государства), выпуска предприятием
недоброкачественной продукции (или предоставления
некачественных услуг), повлекшего за
собой нарушение прав потребителей (в
интересах неопределенного круга лиц).
«Субъекты гражданского процесса по общему
правилу защищают свои права по своему
собственному усмотрению, – считает Геннадий
Жилин, судья Верховного суда РФ, – Здесь
должны действовать принципы диспозитивности,
состязательности и равноправия сторон,
поэтому необходимы серьезные основания
для участия прокурора в гражданском процессе6.
И хотя, по мнению адвокатов
и некоторых юристов, прокуратура не слишком
часто вмешивается в гражданский процесс
(в этом существенное отличие от, например,
уголовного процесса), ее представители
отстаивают сохранение своих прежних
полномочий. Бытует мнение, что участие
прокурора в процессе нарушает принципы
состязательности и диспозитивности,
так как он имеет возможность возбуждать
гражданское дело без согласия заинтересованного
лица и имеет больший объем правомочий,
чем другие стороны процесса.
Представляется, что участие
прокурора абсолютно не затрагивает принципов
диспозитивности и состязательности.
Если убрать из процесса прокурора, тогда
эти принципы будут нарушаться. Ведь часто
только прокурор остается единственным
органом, доступным для социально уязвимых
слоев населения.
Как показывает практика, малоимущие,
престарелые, инвалиды, в том числе вследствие
психического заболевания, не имеют возможности
обратиться за помощью к адвокату или
в юридическую консультацию.
В докладе Уполномоченного
по правам человека в РФ «О соблюдении
прав граждан, страдающих психическими
расстройствами» отмечено, что граждане,
страдающие психическими расстройствами,
являются одной из самых уязвимых в правовом
отношении категорий населения страны.
По данным Министерства здравоохранения
РФ, за последнее десятилетие число инвалидов
вследствие психических расстройств возросло
более чем на треть и составляет около
700 тыс. человек. Большинство из них (80%)
являются инвалидами 1-й и 2-й групп7.
Большинству граждан, а в особенности
социально незащищенным слоям населения
– инвалидам, пенсионерам и т.д., – правовая
помощь юридических служб просто непосильна.
Как отмечено в докладе, защита прав лиц,
принадлежащих к социально уязвимым группам
населения, должна стать одним из приоритетов
в социальной политике РФ в области прав
человека.
Гражданин практически оставлен
один на один в борьбе с хорошо налаженным
бюрократическим аппаратом, махинациями
работодателей, монополистов-торговцев,
недобросовестных производителей и т.д.
Получение юридической помощи в настоящее
время возможно лишь для узкого круга
лиц, обладающих соответствующими финансовыми
возможностями. Получению такой помощи
и должен способствовать институт участия
прокурора в гражданском процессе.
1.2 Особенности
деятельности прокурора в гражданском
судопроизводстве по ГПК РСФСР
1964 г. и ГПК РФ 2002 г.
В соответствии со ст. 129 Конституции
РФ – «Прокуратура представляет собой
единую централизованную систему с подчинением
нижестоящих прокуроров вышестоящим и
Генеральному прокурору РФ». В Конституции
РФ не содержатся полномочия прокуратуры,
а указано, что полномочия, организация
и порядок деятельности прокуратуры РФ
определяются федеральным законом.
Прокуратура утратила надзорные
функции в гражданском процессе, поскольку
иной подход противоречит принципу построения
государственной власти на основе разделения
властей и месту судебной власти в современной
правовой системе. Правовой статус прокурора
в гражданском процессе определяется,
прежде всего, в соответствии с Конституцией
РФ, ГПК и Федеральным законом «О прокуратуре
Российской Федерации».
В соответствии со ст. 1 Федерального
закона «О прокуратуре в Российской Федерации»
прокуратура РФ представляет собой единую
федеральную централизованную систему
органов, осуществляющих от имени Российской
Федерации надзор за соблюдением Конституции
РФ и исполнением законов, действующих
на территории Российской Федерации. Прокуратура
РФ выполняет и иные функции, установленные
федеральными законами. В гражданском
процессе прокуроры в соответствии с процессуальным
законодательством Российской Федерации
участвуют в рассмотрении дел судами,
а также приносят апелляционные, кассационные
и надзорные представления на судебные
решения и определения.
Новый ГПК РФ сузил по сравнению
с ранее действовавшим процессуальным
законодательством возможности участия
прокурора в гражданском процессе, обусловливая
его защитой только определенных социально
значимых интересов – граждан, неопределенного
круга лиц, публичных образований – Российской
Федерации, субъектов РФ, муниципальных
образований.
Исключено обращение в суд прокурора
с целью защиты прав коммерческих организаций,
что вполне логично и соответствует функциям
прокуратуры в гражданском процессе. Вместе
с тем нельзя, на мой взгляд, исключать
обращение прокурора с исками в защиту
прав государственных и муниципальных
предприятий и учреждений, поскольку их
имущество находится соответственно в
государственной и муниципальной собственности.
Согласно ст. 35 Федерального
закона «О прокуратуре Российской Федерации»
прокурор участвует в рассмотрении дел
судами в случаях, предусмотренных процессуальным
законодательством Российской Федерации
и другими федеральными законами. Формы
участия прокурора определены в ст. 45 ГПК
РФ, согласно которой прокурор в соответствии
с процессуальным законодательством Российской
Федерации вправе обратиться в суд с заявлением
или вступить в дело при наличии оснований,
предусмотренных законом. Полномочия
прокурора, участвующего в судебном рассмотрении
дел, определяются также процессуальным
законодательством Российской Федерации.
Таким образом, участие прокурора
в гражданском процессе способствует
осуществлению целей правосудия при соблюдении
принципа независимости судей и подчинения
их только закону. Участвуя в гражданском
процессе, прокурор защищает интересы
законности, права и интересы граждан
и организаций. Вступая в гражданский
процесс, становясь субъектом гражданских
процессуальных отношений, прокурор выступает
в качестве лица, участвующего в деле.
На прокурора распространяется общий
процессуальный регламент, установленный
ГПК РФ.
Главный акцент в процессуальной
деятельности прокурора в настоящее время
смещен на защиту государственных и публичных
интересов. Прокурор не должен подменять
в судебном процессе самих частных лиц
– участников гражданского оборота, который
строится на недопустимости произвольного
вмешательства кого-либо в частные дела
(ст. 1 Гражданского Кодекса Российской
Федерации).8
Согласно ст. 34 ГПК прокурор
отнесен к числу лиц, участвующих в деле.
Соответственно он наделен целым рядом
процессуальных прав и обязанностей, характеризующих
его правовое положение. Так, прокурор,
как и другие лица, участвующие в деле,
вправе изменить основание или предмет
поданного им заявления. Прокурор также
вправе возбудить апелляционное и кассационное
производство (путем принесения апелляционного
или кассационного представления), надзорное
производство (путем подачи представления),
подать заявление о пересмотре решения,
определения или постановления по вновь
открывшимся обстоятельствам.
При этом каждая форма участия
прокурора в гражданском процессе (возбуждение
дела или дача заключения) и на каждой
стадии гражданского процесса (от производства
в суде первой инстанции до стадии пересмотра
судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам)
характеризуется определенными особенностями,
которые будут раскрыты в данной дипломной
работе в дальнейшем. На любой стадии процесса
и в любой форме прокурор защищает в суде
не собственные, а государственные и публичные
интересы, а также интересы других или
неопределенного круга лиц.
Участие прокурора в суде является
продолжением его деятельности по обеспечению
законности, в связи с чем такое участие
помогает прокурору осуществлять его
полномочия, возложенные на него Конституцией
РФ и Федеральным законом «О прокуратуре
в Российской Федерации». Такой «служебный
интерес» характеризует существо процессуального
положения и деятельности прокурора в
гражданском процессе.
Вопрос о статусе прокурора
в гражданском процессе является одним
из самых дискуссионных в науке гражданского
процессуального права. Особенно актуальным
его разрешение представлялось в период
разработки нового ГПК РФ9. Однако и после принятия Гражданского
процессуального кодекса РФ данный вопрос
во многом остается открытым, поскольку
законодатель закрепил компромиссный
вариант участия прокурора в гражданском
процессе, основанный на противоположных
точках зрения. В связи с этим представляется
необходимым проанализировать указанную
проблему в динамике, сравнивая нормы
ГПК РСФСР10 и ГПК РФ.
Главной проблемой, которая
возникает при характеристике участия
прокурора в гражданском процессе, является
вопрос о месте прокурора среди иных лиц,
участвующих в процессе.
Первая точка зрения по указанной
проблеме заключается в признании прокурора
стороной в гражданском процессе.11 Данная позиция является доктринальной,
поскольку как утративший силу ГПК РСФСР,
так и ныне действующий ГПК РФ при регулировании
положения лиц, участвующих в деле, разделяют
статусы представленных субъектов. Думается,
что подобная точка зрения не является
вполне обоснованной и на теоретическом
уровне. Правовое положение прокурора
имеет настолько много особенностей по
сравнению со статусом стороны в гражданском
процессе, что признание их исключениями
из общего правила не представляется возможным.
Прежде всего, прокурор ex officio
(по должности, без приобретения специальных
полномочий) является таким участником
процесса, в обязанности которого входят
защита прав, свобод и законных интересов
других лиц (ч. 1 ст. 41 ГПК РСФСР, п. 1 ст. 45
ГПК РФ). В связи с этим весьма примечательным
является дело, рассмотренное Верховным
судом РФ от 26 июня 1996 года.
В данном случае Президиум Верховного
Суда РФ удовлетворил протест заместителя
Генерального прокурора РФ об отмене определения
Судебной коллегии по гражданским делам
Верховного Суда РФ, а также об исключении
из постановления краевого суда указания
о том, что требования от имени истца в
соответствии с Соглашением о международном
железнодорожном грузовом сообщении (СМГС)
не могли быть заявлены прокурором, аргументировав
это следующим.12
Президиум краевого суда и Судебная
коллегия Верховного Суда РФ считали невозможным
обращение прокурора в суд по данному
делу по тем мотивам, что прокурор в СМГС
не назван в качестве лица, которое вправе
предъявлять претензии и иски, вытекающие
из договора перевозки в международном
сообщении. При этом они ссылались на п.
1 ст. 31 и п. 1 ст. 29 СМГС, где в качестве лиц,
имеющих право на предъявление претензий,
основанных на договоре перевозки, указаны
только отправитель или получатель груза,
то есть стороны в договоре перевозки.
Однако прокурор и не мог быть назван в
СМГС в качестве лица, имеющего такое право,
так как стороной в договоре перевозки
он не является. Им заявлены требования
в интересах отправителя, то есть лица,
имеющего право на предъявление иска.
Право прокурора на обращение в суд с заявлением
в интересах отправителя определялось
не СМГС, а гражданским процессуальным
законодательством Российской Федерации,
на территории которого был заключен договор
перевозки.13
Необходимо отметить, что сам
прокурор, участвуя в судебном разбирательстве,
не является заинтересованным лицом: он
не связан в процессе своей позицией, а
руководствуется только законом. Таким
образом, придя к выводу о незаконности
или необоснованности предъявленных им
требований, прокурор обязан отказаться
от иска полностью или частично, что, в
свою очередь, не лишает права заинтересованного
лица настаивать на рассмотрении дела
по существу (ч. 3 ст. 41 ГПК РСФСР, п. 2 ст.
45 ГПК РФ).