Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 10:48, реферат
История возникновения и становления делопроизводства в России - достаточно сложная, но интересная тема. Она несет в себе много нового, интересного и познавательного.
Уже в древности люди стали осознавать, что создание документов, их движение и хранение подчиняются определенным закономерностям. Первоначально это понимание находило закрепление в повседневной практике, в формировании обычаев и традиций работы с документами. Затем практические приемы обобщались, анализировались и постепенно становились обязательными правилами и нормами, получая закрепление в официальных законодательных и нормативных актах. Таким образом, зародилась научная дисциплина документоведение.
Нормативные
документы министерств и
Документационное
обеспечение в управление организации
осуществляется специальной службой,
подчиненной непосредственно
Должностные
лица организаций при работе с
документами руководствуются
Основных положений ГСДОУ и принятых в ее развитие общесоюзных, отраслевых и республиканских нормативных и методических документов.
Общие требования к документам и службам документационного обеспечения распространяются на все системы документации органов государственного управления, и автономных республик, суда, прокуратуры, арбитража, а также учреждений, организаций и предприятий, включая документы, создаваемые средствами вычислительной техники.
Общие требования
к документам и службам документационного
обеспечения являются нормативно-методической
базой для совершенствования
на единой основе документационного
обеспечения управления и повышения
его эффективности путем
Общие требования
разработаны в соответствии с
законами РФ и республик, устанавливающими
порядок организации и
Единые требования
ко всем системам документации внедряются
путем издания государственных,
республиканских и отраслевых стандартов
и инструкций по вопросам документационного
обеспечения управленческой деятельности,
учитывающих специфику
Действие управленческого
документа может быть приостановлено
соответствующими компетентными органами.
Проекты документов, затрагивающие
интересы других организаций, должны предварительно
согласовываться с ними. В случае
разногласий к проекту
Ход обсуждения
вопросов и решения, принимаемые
на заседаниях коллегиальных органов,
советах, собраниях, совещаниях, фиксируются
в протоколах. Протоколы оформляются
на основании записи хода заседаний,
стенограмм, звуковых записей и материалов,
подготовленных к заседанию (текстов
докладов, выступлений, справок, проектов
постановлений или решений, повестки
дня, списков приглашенных и др.).
Если ход заседания
В особых случаях выступавший должен завизировать стенограмму своего выступления. Если ход заседания записывается на магнитную ленту, она хранится в соответствии с Основными правилами работы государственных архивов с кино_, фотодокументами.
В пределах своей компетенции организации всех уровней управления могут направлять письма при осуществлении оперативных связей с вышестоящими отраслевыми и функциональными органами, подведомственными и другими организациями и отдельными гражданами. Письма, как правило, должны составляться в том случае, когда невозможен или затруднен бездокументный способ обмена информацией: устные разъяснения, указания (личные или по телефону), инструктирование и др.
При необходимости срочной передачи информации составляются телеграммы и телефонограммы.
Организации на основании положений о них и других актов, определяющих их компетенцию, издают и иные документы: планы работ, отчеты, прейскуранты, стандарты, уставы, положения, правила и др., перечень которых содержится в Общесоюзном классификаторе управленческой документации (ОКУД) и отраслевых табелях применяемых форм документов. Проект управленческого документа должен быть согласован с исполнителями (авторами текста), руководителями заинтересованных структурных подразделений или организаций.
Внутреннее
согласование проекта документа
должно проводиться в следующей
очередности: с отраслевыми, функциональными,
территориальными подразделениями, совещательными
органами, и, при необходимости, общественными
организациями; работниками, ответственными
за разрешение функциональных вопросов
(главные, старшие специалисты и
т.д.); с финансовым подразделением или
главным бухгалтером (бухгалтером);
с юридической службой; службой
документационного обеспечения; с
заместителем председателя коллегиального
органа или с заместителем руководителя
организации, ведающими вопросами,
содержащимися в проекте
Внешнее согласование
в зависимости от содержания документа
должно осуществляться в следующей
очередности: с подчиненными и неподчиненными
организациями, когда последние
выступают обязанной стороной в
правоотношениях, возникающих вследствие
издания правового акта, или когда
содержание документа затрагивает
их непосредственные интересы; с организациями
и научно-производственными
Управленческий документ подписывается или утверждается руководителем организации или замещающим его должностным лицом в соответствии с его компетенцией, установленной правовыми актами (устав или положение об организации, структурном подразделении, должностная инструкция, приказ о распределении обязанностей и др.).
Две или более подписи проставляются в том случае, если за содержание документа ответственны несколько должностных лиц. Документы денежного, материального или кредитного характера, служащие основанием для приема и выдачи денег, товарно-материальных и других ценностей, а также изменяющие кредитные и расчетные обязательства с другими организациями, подписывают руководитель организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Истоки документооборота, как сферы деятельности можно найти еще в глубокой древности, как только люди научились фиксировать важные для них сведения на чем-то материальном. Однако говорить о делопроизводстве в период Древнерусского государства и феодальной раздробленности как о системе определенных норм и правил еще преждевременно. В дальнейшем структура делопроизводства постоянно развивалась: от примитивных способов хранения и передачи информации до разработки всевозможных стандартов в делопроизводстве. Настоящим рождением документооборота можно считать приказное делопроизводство. Позже, во времена Петра I, появились такие документы, как грамоты, отписки, доклады, наказы, памяти. В коллежском делопроизводстве возникло большое число новых управленческих документов: указные грамоты, наказы заменены указами, регламентами, инструкциями, резолюциями; переписка - памяти и отписки - заменены отношениями, рапортами, доношениями, реляциями, ведениями, известиями. Для министерской системы характерны такие документы, как сношения (или отношения), реестры, протоколы, ведомости, описи, отчеты, официальные письма, записки; выписки. Таким образом, можно сказать, что делопроизводство как система определенных норм и правил начинает складываться в период приказов, когда постепенно создается система делопроизводства центральных и местных учреждений, складываются кадры делопроизводственных служащих, создаются устойчивые формы управленческих документов и приемы их составления. Далее Петр I создает систему коллегий, и уже можно говорить о качественно новом этапе делопроизводства - коллежском. Изменения коснулись не только устройства делопроизводства, но и названий документов (в связи с множественными заимствованиями слов из других языков), формы документов. Коллежский период характеризуется усилением законодательной регламентации всех сторон деятельности канцелярии и учреждения в целом, формированием и закреплением общих административных начал деятельности учреждений и, прежде всего, бюрократического начала. Еще одним этапом формирования делопроизводства стало создание министерств. Главной отличительной особенностью была иерархия и единоначалие в министерствах.
В советский период можно наблюдать качественный переворот в делопроизводстве в связи со сменой политики власти и власти, как таковой. С одной стороны, в сфере документирования управленческой деятельности теперь трудятся простые рабочие, что уменьшает общую грамотность в оформлении документов. С другой стороны, постепенно создаются целые организации, призванные осуществлять контроль над документооборотом.
Сфера делопроизводства становилась все сложнее и сложнее: появляются новые способы хранения, передачи информации, усложняется процесс защиты данных и т.д. Чтобы решать эти проблемы специалистам в области управления документацией требуется постоянно повышать свою квалификацию, осваивать знания смежных дисциплин, в первую очередь юриспруденции и информационных технологий.
Можно так
же заметить что, не менее важным компонентом
для понимания сегодняшних
С началом советского периода был произведен переворот в государственном документировании. Для работы в советских учреждениях были привлечены рабочие, солдаты и пр., не имеющие специального образования. Уровень документационного обеспечения управления понизился. Однако позднее сама система делопроизводства начала создаваться заново. Были созданы органы, контролирующие эту деятельность и стандарты документов. Была проведена стандартизация документов. И хотя СССР отставал от западных стран в развитии информационных технологий в 80-90-е гг. делопроизводство было хорошо организовано как сфера деятельности.
Информация о работе История развития делопроизводства в России