Источники комплектования ведомственных архивов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Каждому человеку хотя бы один раз в течение своей жизни приходится составлять документы, а работающие в управленческом аппарате постоянно имеют дело с документами: составляют и оформляют их, обрабатывают, хранят, находят по запросу и прочее. От того, насколько юридически грамотно будет составлен и оформлен документ, организована работа с ним, во многом зависит своевременность и правильность принятия управленческих решений.
Документы фиксируют каждый шаг нашей жизни, начиная с момента рождения, поступления в школу, затем в специальное среднее или высшее учебное заведение, затем устраиваясь на работу. В них зафиксирован брак и развод, уход человека из жизни. В каждой семье хранятся документы, фотографии , пленки с записями, которые составляют домашний архив.
В работе организаций также создается множество документов, многие из которых в течении длительного времени используются в работе, поэтому хранятся и используются.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………... 3
1. Понятие и содержание комплектования архива……………………………………….. 4
2. Определение источников комплектования……………………………………………... 5
3. Организация комплектования…………………………………………………………… 11
4. Экспертиза ценности документов………………………………………………………. 15
4.1. Экспертиза ценности документов на основе научных критериев………………….. 15
4.2. Экспертиза ценности документов по перечням……………………………………… 18
Заключение………………………………………………………………………………….. 22
Список использованной литературы………………………………………………………. 24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа (3).docx

— 70.66 Кб (Скачать файл)

В результате экспертизы ценности документов выделяются две группы дел:

  1. Дела постоянного и долговременного (75 лет) хранения;
  2. Дела, предназначенные для уничтожения.

На дела, подлежащие уничтожению, составляется акт; дела для постоянного и долговременного хранения в дальнейшем заносятся в описи.

Акты и описи представляются на рассмотрение соответствующей экспертной комиссии, или экспертно-проверочной комиссии, или центральной экспертно-проверочной комиссии (ЦЭПК).

Критерии экспертизы ценности документов. Критерии экспертизы ценности документов – это система научно обоснованных признаков, на основе которых определяется ценность документов – это система научно обоснованных признаков, на основе которых определяется ценность документов.

Все критерии могут быть подразделены на три большие группы:

- Критерии происхождения  документов ( значение учреждения в жизни общества, значимость событий, отраженных в документах, время и место образования документов);

- Критерии  содержания документов (источник  информирования, повторяемость документной  информации, целевое назначение  документов, вид и разновидность  документа);

- Критерии  внешних особенностей документов (подлинность, внешний вид документа,  т.е. форма передачи содержания, удостоверения  и оформления документов, в том  числе художественные, палеографические, языковые и другие особенности, физическое состояние документа).

Особенности проведения экспертизы ценности документов личного происхождения.

С учетом специфики документов личного происхождения критерии экспертизы ценности документов личного происхождения подразделяют на две группы:

  1. Критерии ценности фондов личного происхождения;
  2. Критерии ценности документов личного происхождения.

К группе критериев ценности фондов личного происхождения относятся:

- Значение творческой и общественной деятельности фондообразователя;

- История фонда и его состав;

- Взаимосвязь фонда с  другими комплексами документов ( так, документы малоизвестного лица могут быть ценны в связи с уже имеющимся в государственных архивах документами, могут подтверждать и дополнять их).

К группе критериев ценности документов личного происхождения относятся:

    1. Значение творческой и общественной деятельности  автора документа;
    2. Время и место создания документа;
    3. Значимость содержания документа, его информационная, художественная и научная ценность;
    4. Внешние признаки  документа (сохранность, степень автографичности);
    5. Взаимозаменяемость с другими документами (может носить характер повторяемости информации).

 

 

4.2. Экспертиза ценности документов  по перечням

 

Для установления комплекса документов постоянного хранения, определения конкретных сроков хранения по отдельным группам документов, унификации сроков хранения однородных документов в различных учреждениях, организациях и на предприятиях, а также для оперативного «избавления от ненужных бумаг» существует целостная система нормативно-методических пособий по отбору документов, в которую входят списки источников комплектования, перечни документов, номенклатуры дел, классификаторы, методические рекомендации, указания, памятки и т.п.

Перечни документов – это систематизированные списки документов учреждений, организаций и предприятий, содержащие нормативные указания о сроках хранения документов или о составе документов. Они являются как бы ключом к созданию конструкции Архивного фонда страны. Сложившаяся к 1990-м гг. система перечней достаточно полно выполняла свою функцию для государственных организаций.

Но уже с начала 1990-х гг., когда в стране поменялись политические и экономические устои и в связи с этим возникли организации иных форм собственности (организации нового типа или негосударственные организации), в систему нормативно-методических пособий по отбору документов, естественно, были привнесены и новые моменты. В большей степени они коснулись именно перечней.

В данной системе традиционно различают два типа перечней документов:

  1. с указанием сроков хранения;
  2. подлежащих постоянному хранению.

Перечни документов с указанием сроков хранения могут быть нескольких видов. В типовых перечнях для всей системы государственных учреждений унифицируются сроки хранения однородной типовой документации, образующейся в деятельности всех учреждений, организаций и предприятий независимо от их ведомственной подчиненности и отраслевой направленности. Кроме того, типовые перечни определяют состав документов, подлежащих передаче в госархивы.

Создание типовых перечней обусловлено тем, что во всех учреждениях, организациях и на предприятиях формируются дела с приказами руководства, с планами и отчетами, с документами по личному составу, с бухгалтерской документацией, материалами общественных организаций. Все эти и другие так называемые типовые документы выполняют одинаковые для всех учреждений функции, а поэтому должны иметь и одинаковые сроки хранения.

Но типовые перечни не содержат сведений о документах, отражающих отраслевые и другие специфические направления деятельности.

Для больших и сложных фондов, а также для групп однородных фондов обычно разрабатываются примерные перечни документов, которые являются своего рода методическими пособиями по экспертизе ценности при научно-технической обработке документов фонда.

В примерных перечнях называются документы, подлежащие государственному хранению, а также документы, подлежащие выделению к уничтожению как не представляющие научной, исторической, экономической ценности.

Ведомственный перечень представляет собой справочник о составе и содержании документов учреждений, организаций и предприятий одного ведомства, одной отраслевой системы. Перечень предусматривает максимально полный охват видов и разновидностей документов, систематизированных в соответствии с основными функциями и направлениями деятельности учреждений этого ведомства, с указанием сроков хранения каждого вида документов.

Таким образом, типовая документация с едиными общими и обязательными сроками хранения входят составной частью во все ведомственные перечни.

До 1990-х гг. перечни документов, подлежащих постоянному хранению, были одного вида – типовые. В них были указаны документы, подлежащие приему только в государственные архивы СССР, которые ориентировались на документы государственных учреждений. Последним таким перечнем является типовой перечень документов, выпущенный в 1989 г.

В 1990-е гг. с появлением организацией разных форм собственности возникла потребность в подготовке новых видов перечней документов, учитывающих происшедшие изменения.

Сегодня уже можно говорить о новом, третьем виде перечней, где даны группы документов как постоянного, так и временного хранения, но последние не только не дифференцированы по срокам, а напротив, обозначены лишь как «тяготеющие» к постоянному сроку хранения. Среди них нет документов, однозначно имеющих тот или иной временный срок хранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

 

Комплектование архива – систематическое пополнение архива документами в соответствии с его профилем и действующим законодательством. Профиль архива определяется Федеральной архивной службой РФ.

Государственные архивы комплектуются архивными документами, образующимися в деятельности  органов государственной власти, государственных учреждений, организаций и предприятий или приобретенными этими архивами, а также документами, переданными им негосударственными учреждениями, организациями, предприятиями и гражданами.

Работа по комплектованию архива документами складывается:

  1. Из установления профиля архива;
  2. Определения источников комплектования;
  3. Определения состава документов, подлежащих хранению в архиве;
  4. Организации комплектования.

Источниками комплектования государственных архивов, хранящих документы постоянно, являются организации и физические лица, в деятельности которых образуются подлежащие передаче в госархивы документы Архивного фонда РФ. Росархив определяет категории государственных организаций, документы которых передаются в госархивы. Совместно с собственниками Росархив определяет, какие документы негосударственных организаций и физических лиц могут быть приняты на договорной основе на госхранение.

В реальной архивной практике создаются два списка источников комплектования.

Передача дел на хранение в ведомственный архив. После оперативной работы с документами дела структурных подразделений должны быть переданы на хранение в ведомственный архив. В ведомственный архив сдаются дела, оконченные производством, на срок хранения более 10 лет, а также дела по личному составу. Передача дел в ведомственный архив осуществляется по описи, составляемой в структурном подразделении.

Документы принимаются от ведомств по описям дел постоянного хранения с визой экспертно-проверочной комиссии (ЭПК) архивного учреждения, а также по акту приема-передачи.

При формировании Архивного фонда страны из огромного количества документов лишь незначительная часть поступает на государственное хранение.

Процесс изучения документов на основании принципов и критериев ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их на государственное хранение называется экспертизой ценности документов.

Для установления комплекса документов постоянного хранения, определения конкретных сроков хранения по отдельным группам документов, унификации сроков хранения однородных документов в различных учреждениях, организациях и на предприятиях, а также для оперативного «избавления от ненужных бумаг» существует целостная система нормативно-методических пособий по отбору документов, в которую входят списки источников комплектования, перечни документов, номенклатуры дел, классификаторы, методические рекомендации, указания, памятки и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Архивоведение: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования / Е.В.Алексеева, Л.П.Афанасьева, Е.М.Бурова; Под ред. В.П.Козлова. – М.: ПрофОбрИздат, 2002. – 272 с.
  2. Афанасьева Л.П. Примерная программа дисциплины «Архивоведение». – М.:ПрофОбрИздат», 1999. – 125 с.
  3. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. ГОСТ Р 51141-98. – М.,2002.
  4. Павлюк Л.В., Киселева Т.Н., Воробьев Н.И. Справочник по делопроизводству, архивному делу и основам работы на компьютере. М.-Спб.:СИЛ-Пресс, 2001. – 275 с.
  5. Тельчаров А.Д. Архивоведение (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2004. – 160 с.
  6. Березина Н.М., Воронцова Е.П., Лысенко Л.М. Современное делопроизводство [Текст]: 2-е издание / Н.М. Березина, Е.П. Воронцова, Л.М. Лысенко. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
  7. Кузнецова Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления) [Текст]: 5-е издание, испр. и дополн. – М.: ООО «Журнал Управление персоналом», 2009. – 528 с.
  8. Стенюков М.В. Документоведение и делопроизводство [Текст] / М.В. Стенюков. – М.: Приор-издат, 2009. – 176 с.
  9. Бурова Е.М. Особенности комплектования архивов документами персонального характера [Текст] / Е.М. Бурова // Делопроизводство. – 2009. - № 1. – с. 82 – 89.
  10. Зверева Н.А. Номенклатура дел организации [Текст] / Н.А. Зверева // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2009. – № 1. – с. 42 – 51.

Информация о работе Источники комплектования ведомственных архивов