Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:08, курсовая работа
Целью курсовой работы - исследовать обзор отечественной литературы по вопросам делопроизводства в 1920-1930 гг.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Осветить историю происхождения делопроизводства, становление и развитие документоведения в России;
- Провести историографию делопроизводственных документов периода 1920-1930 годов;
- Провести обзор отечественной литературы 1920-1930 годов по вопросу делопроизводства.
Введение
1. История развития служб документации в России
1.1 Происхождение делопроизводства в России
1.2 Становление и развитие документоведения в России
1.3 Внедрение научной организации управленческого труда в систему делопроизводства
2. Обзор отечественной литературы 1920-1930 гг. по вопросам делопроизводства
2.1 Развитие делопроизводства в 1920-1930 гг.
2.2 Историография делопроизводственных документов 1920-1930 гг.
2.3 Литература 1920-1930 гг. по вопросам делопроизводства
Заключение
Используемые источники и литература
Оглавление
Введение
1. История развития служб
1.1 Происхождение
1.2 Становление и развитие
1.3 Внедрение научной организации
управленческого труда в
2. Обзор отечественной литературы 1920-1930 гг. по вопросам делопроизводства
2.1 Развитие делопроизводства в 1920-1930 гг.
2.2 Историография
2.3 Литература 1920-1930 гг. по вопросам делопроизводства
Заключение
Используемые источники и
Введение
Актуальность данной курсовой работы
определяет тот факт, что, делопроизводственные
документы являются объектом изучения
многих научных дисциплин: документоведения,
истории организации
Документоведением определяются принципы формирования внешней и внутренней формы документов в соответствии с их назначением и управленческими функциями, принципы взаимодействия документов и их систем в управленческих процессах, тенденции их развития. Системы делопроизводственной документации образуют определенные комплексы документов, выполняющие общую функцию.
В современных высокоразвитых странах огромную роль играет информация. Кто владеет информацией, тот и имеет успех - будь-то в производстве, науке, обучении и т.д.
Средством материализации информации, закрепления ее в пространстве и во времени является все тот же документ. Он же служит и средством ее передачи в процессе информационной коммуникации - важнейшей характеристики позитивного общественного бытия.
Таким образом, документ является важнейшей составляющей жизни человека, деятельности любой организации, работы любого предприятия. Вот почему большое внимание уделяется в развитых гражданских обществах, с высокой правовой культурой, правильности и точности оформления документов, их соответствия принятым специальным стандартам, которые и изучает такая дисциплина, как делопроизводство.
Любое отклонение, всякая малейшая неточность в оформлении документа превращают его из подлинного, являющегося основой правовых действий, в подложный, не имеющий права на существование, потенциальную основу мошенничества или, как метко говорили на Руси, - “филькину грамоту”.
Самое внимательное и обстоятельное изучение делопроизводства - вот гарантия от ошибок для любого гражданина, сотрудника, руководителя. Знание делопроизводства не только избавит от простых проблем, связанных с неумением оформить документы в соответствии с требованиями, но и от самых серьезных потрясений - судебных разбирательств.
Что касаемо литературы по вопросу делопроизводства, то в настоящее время, ее количество огромно и разнообразно. Чего не скажешь об отечественной литературе 20-30 гг. XX века. Ведь в те года происходило только зарождение, становление делопроизводства, с годами претерпевшего различные направления рационализации и дошедшего до нас в таком виде, в котором мы видим его на сегодняшний день.
Объектом исследования выступает система делопроизводства, предметом - отечественная литература по вопросам делопроизводства 1920-1930 гг.
Целью курсовой работы - исследовать обзор отечественной литературы по вопросам делопроизводства в 1920-1930 гг.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Осветить историю происхождения делопроизводства, становление и развитие документоведения в России;
- Провести историографию
- Провести обзор отечественной литературы 1920-1930 годов по вопросу делопроизводства.
В процессе написания курсовой работы была использована литература авторов: П.М. Керженцева, Б.И. Кремера, К.Г. Митяева, М.А. Варшавчика, В.Д. Банасюкевича и других.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и библиографического списка. Общий объем работы 36 стр. Библиографический список включает 24 источника.
1. История развития служб
1.1 Происхождение
документоведение
С древнейших времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы узнаем историю своей страны, особенности быта людей и различных отношений, складывавшихся в далекие времена.
Документы возникли вместе с письменностью, вначале как средство закрепления имущественных отношений, а затем, с развитием письменности, стали средством общения, передачи информации. Документы являются одним из важнейших хранилищ человеческой памяти.
Условиями необходимости и возможности становления делопроизводства являются развитая письменность, овладение ею правящей элитой общества, установление государственности.
В конце XV в. появляются первые приказы - центральные органы государственной власти, ведающие отдельными отраслями княжеского управления, и приказные избы - органы государственного управления на местах. В процессе деятельности этих органов и зародилась работа с документами, получившая название приказное делопроизводство Панфилова Т.А., Кондратьева Т.Н. Документоведение и делопроизводство: Учебно-методический комплекс. - Тюмень: ТюмГУ, 2005. ? С. 110..
Приказное делопроизводство - работа с документами, проводившаяся в приказах (Поместный приказ, Разрядный приказ и так далее)
В приказах постепенно формировался слой профессиональных чиновников из незнатных служилых людей, прекрасно знающих свое дело и со временем начавших оказывать влияние на решение государственных вопросов. Производство дела в приказах начиналось либо с момента поступления входящего документа, либо с подготовки инициативного документа по указанию царя или боярина. На входящем документе указывались дата поступления и автор. Если по делу требовалась справка, то дьяк делал на обороте документа пометку - “выписать”, а после исполнения - “вклеить в столб” (подклеить к делу). Документы, относящиеся к одному делу, подклеивались один к другому, места склеек заверялись дьяком с обратной стороны подписью. Чтобы ознакомиться с делом, надо было развернуть столбец, а, читая, сворачивать его. Документы этого периода имели форму свитка, длина свитка часто была значительной.
Порядок составления документа в приказе был следующий: по указанию дьяка проект документа - “черное письмо” - составлял подьячий “средней руки”, дьяк “чернил” его, то есть, писал начисто Коссов И.А. Из истории секретного делопроизводства ВЦИК РСФСР (начало 1920 гг.). - 2003. - №2. - С. 101-103.. Беловик сверяли с черновиком, “старый” подьячий “справлял” переписанный документ, удостоверяя своей подписью соответствие его исправленному черновику. “Справленные” документы подписывали дьяки. Подпись растягивали во всю ширину документа с целью охраны от подлогов.
Схема организации приказного делопроизводства - от подьячего “средней руки”, составляющего “черное письмо”, через исправление самим дьяком к чистовому варианту.
Указы, жалованные грамоты, акты - это документы, издаваемые царем в период приказного делопроизводства.
Приговоры - документы, издаваемые Боярской Думой.
Памяти, грамоты, отписки - входящие и
исходящие документы в
Характерная особенность документов этого периода - безмерное возвеличивание власть имущих путем перечисления всевозможных титулов, званий и полномочий.
В наследство от приказного делопроизводства получили мы и слово “волокита”. Подклеенные в столбцы длиной в среднем 50-80 м, документы наматывали на палочки в свитки. Ленты при чтении волочились, отсюда и родилось понятие, обозначающее сегодня несвоевременное и не по существу решение того или иного вопроса. В аппарате приказного делопроизводства процветали взяточничество, чинопочитание, формализм. Еще не были развиты такие делопроизводственные операции, как регистрация документов; их хранение; контроль за исполнением. И все же именно на этом этапе складывается первая система работы с документами, закладываются основные приемы и методы создания, оформления и обработки их на Руси.
Взамен устаревшей системы приказов в 1717-1718 гг. царем-реформатором Петром I было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью, или сферой управления, и подчинялась Сенату Митяев К.Г. Документоведение, его задачи и перспективы развития. // Вопросы архивоведения. ? 1964. ? С. 54.. Генеральным регламентом государственных коллегий была фактически создана канцелярия и утверждена должность секретаря; 27 февраля 1720 г. можно считать датой рождения секретарской должности в России. Кроме секретаря, в состав канцелярии входили: регистраторы, актуариусы (составители актов), архивариусы (работники архивов), копиисты (изготовители копий документов), писцы, фискалы (надзиратели за деятельностью госучреждений). В Генеральном регламенте четко определены права, обязанности, пределы компетенции и режим работы конторских служителей.
Коллежское делопроизводство - организация работы с документами в коллегиях (с 1717 г.). Этот способ организации работы с документами был более прогрессивным и европеизированным по сравнению с предыдущим. Появились упорядоченные системы регистрации, которая велась в специальных журналах.
В период коллежского делопроизводства были заложены основы организации учета и хранения документов, тогда же впервые появилось название “архив”. В Генеральном регламенте предписано было иметь два архива - общий для всех коллегий в специальном ведении Коллегии иностранных дел и финансовый. Развивая отдельные делопроизводственные операции по работе с документами, коллежское делопроизводство оставило без изменений его бюрократическую сущность.
На рубеже XVIII - XIX вв. делопроизводство в России пережило новые значительные изменения. В 1802 г. был издан указ о замене петровских коллегий министерствами, что опять же было в русле общеевропейских преобразований. Указом об учреждении министерств, изданным в 1811 г., были строго распределены пределы компетенции руководящих чиновников. В зависимости от занимаемой ими должности они имели право получать и подписывать лишь определенные виды документов.
- От Императора получали
- от Сената и других органов высшей власти - указы и предписания;
- местные губернские власти имели право рассылать указы от имени “Его Императорского Величества”;
- министры и руководящие чины
министерств направляли
В вышестоящие учреждения направлялись рапорты, доношения, представления. К высочайшей власти обращались со всеподданнейшими докладами, прошениями, жалобами. Равные по положению учреждения обменивались “отношениями”, “сообщениями” и “официальными письмами”. Для служебной переписки применялись бланки с угловыми штампами, содержащими сведения об организации, которые изготовлялись типографским или рукописным способом. Под штампом кратко излагалось содержание письма, на которое отвечали Емышева Е.М. Регламентация переписки правительственных и земских учреждений XIX века. 2001. №2..
Указом “Общее учреждение министерств” предусматривалось единообразие изложения по приведенным образцам. Документы сложного содержания состояли из трех частей: введение, с изложением дела; обоснование со ссылками на законодательство и “соображение и заключение” с выводами - распоряжениями или предложениями, ходатайствами или просьбами.
Дела и документы поступали в соответствии с их значимостью или в канцелярию министра, или в департаменты. Канцелярия принимала для министра корреспонденцию только от верховной власти и от руководителей учреждений, по положению равных министерству. Дела нижестоящих учреждений попадали к министру, когда требовалась его санкция. Департаменты получали предложения и предписания от министра и корреспонденцию от учреждений, равных по значению и подчиненных.
Информация о работе Обзор отечественной литературы по вопросам делопроизводства в 1920-1930 гг.