Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 20:50, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что ни одна организация не сможет существовать без описи дел и учёта документов – это невозможно, так как эти два компонента являются ядром полноценной работы любой организации.
Цель исследования: рассмотреть опись дел как справочник по содержанию и учёту документов фонда организации в целом. Далее нужно решить следующие задачи, которые будут отражать ход процесса теоретического осмысления и практической разработки, на основе которых будут сделаны выводы и выработаны рекомендации.
Введение
Глава1.
Опись дел. Основные функции и задачи архива…………………………
Глава 2.
Нормативно – методические документы в Архивном фонде РФ (основы изложения нормативно-методической базы)……………………………..
Глава 3.
Классификация архивной документации………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………
Основные правила работы государственных архивов РФ предусматривают то, что основными формами использования документов в архиве являются:
- информационное
обеспечение пользователей (
- представление документов пользователям для исследований в читальном зале;
- экспонирование документов на выставках;
- использование
документов в средствах
- проведение информационных мероприятий (встреч с общественностью, экскурсий в архивы, презентаций, "дней открытых дверей", лекций, докладов, устных журналов, читательских конференций, уроков для студентов и школьников и др.) с использованием документов;
- выдача документов во временное пользование;
- публикация документов в различных формах.
Основные правила работы архивов организаций определяют то, что «использование архивных документов - применение информации архивных документов в культурных, научных, политических, экономических целях и для обеспечения законных прав и интересов граждан. Документы архивов организаций являются открытыми для использования архивом и пользователями. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законодательными актами к категории ограниченного доступа».
«Архивоведение» - пособие, в котором в комплексе рассматриваются проблемы направлений использования документов, вопросы анализа целей использования архивных документов и связанных с ними форм использования.
Статьи «Отечественных архивов» рассматривают различные формы использования документов на примерах архивов и архивных органов.
Например, Н.И. Капустина считает, что «одним из напряженных участков остается исполнение социально-правовых запросов граждан…возрос поток личных обращений граждан по вопросам местонахождения документов ликвидированных предприятий и организаций».8
Использование документов архива - это комплекс работ по обеспечению информационных потребностей общества в ретроспективной документной информации.
В современном архивоведении основными направлениями использования архивных документов являются;
1. Укрепление российской государственности;
2. Удовлетворение
информационных потребностей
3. Обеспечение законных прав и интересов граждан.
В процессе использования документов архива участвуют две стороны - архив, хранящий информацию, и пользователь, которому нужна информация. Пользователями информации государственного архива могут быть органы государственной власти, управления, суда, прокуратуры, министерства, ведомства, предприятия и организации, воинские части, научные, культурные, учебные учреждения, средства массовой информации, негосударственные объединения, предприятия и фирмы, в том числе общественные организации, а также граждане. Круг пользователей ведомственного и негосударственного архива организации, фирмы, субъекты Федерации.
Использование документов в России - сложная и ответственная работа, которая требует высокого профессионализма, знания в совершенстве научно-справочного аппарата данного архива, источниковедения и архивной эвристики. Поэтому в государственных архивах использование документов считают разновидностью научной работы. Сотрудники всех архивов и сами архивы несут ответственность за точность, достоверность и своевременность предоставления информации, использование информации во вред интересам общества и личности, отказ в предоставлении информации.
Использование
документов основывается на принципах
открытости и доступности. Это значит,
что любой отказ в
Цели использования документов могут быть управленческими, политическими, экономическими, научными, культурно-просветительскими, социально-правовыми.
Использование документов в управленческих целях предполагает информационное обеспечение работы данного ведомства или организации, решение с помощью архивных документов вопросов, возникающих в его деятельности, повышение эффективности управления.
Использование
архивных документов в политических
целях осуществляется при разработке
законопроектов, программ реформ, в
политической борьбе различных партий и группировок, для пропаганды
официальной идеологии и политики правительства,
для укрепления государственности, для
укрепления государственной безопасности,
при проведении национально-территориального
размежевания и изменения административно-
Использование
документов в экономических целях
применяется при
Использование документов в научных целях предполагает проведение научных исследований по исторических источникам, хранящимися в архивах.
Использование архивных документов в культурно-просветительских целях предполагает подготовку юбилейных выставок, музейных экспозиций, докладов, очерков, брошюр, проведение экскурсий, использование документов с СМИ, публикацию документов и обзоров.
Использование документов в социально-правовых целях предполагает исполнение запросов, обеспечивающих права и законные интересы граждан, для решения задач социальной защиты, обеспечения установленных льгот и подтверждения имущественных прав физических и юридических лиц и пр.
Использование документов - одна из важнейших функций архивов всех уровней.
Все формы использования
документов в совокупности позволяют
обеспечить права граждан на владение,
распоряжение архивными документами
государственной и
В подготовленном
проекте сделана попытка
1. обязанности государственных и муниципальных архивов при организации доступа пользователей к архивным документам и пользования ими;
2. ответственность государственных архивов при организации доступа к архивным документам;
3. права государственных архивов при организации доступа пользователей к архивным документам;
4. порядок доступа к документам, хранящимся в государственных архивах, и организация пользования ими по категориям доступа - открытые документы, документы, содержащие государственную тайну или конфиденциальную информацию, а также документы, хранящиеся в архивах на особых условиях - имеются ввиду документы, собственники которых, передавая их на хранение в государственные архивы, оговорили условия доступа к ним в договорах с архивами; подлинники или копии документов, поступившие в госархивы из-за рубежа на особых условиях их использования; документы, подпадающие под действие законодательства об авторских и смежных правах);
5. Права и
ответственность пользователя
6. Организацию
копирования архивных
В целях оптимизации использования архивных документов ВНИИДАД с участием Рекомендаций Министров стран - членов Совета Европы по европейской политике в области доступа к архивам (одобрены Комитетом Министров 13.07.2000 г.) разработал проект нормативного документа, а также вариант методических рекомендаций по их внедрению. После принятия этих документов должен появиться инструментарий, который поможет как архивисту, так и пользователю найти правовые пути решения возникающих вопросов, прежде всего в части доступа к документам, содержащим персонифицированную информацию
Классификация архивной документации
Проблема классификации
архивной документной информации –
это стержневая проблема современной
организации архивного
Работа по созданию научно-справочного аппарата к архивным документам представляет вид научного труда, направленный на обеспечение организаций и лиц необходимой документной информацией. Документная информация – это сведения, различные данные, содержащиеся в документе.
В практике информационной работы архивные документы, являющиеся первоисточниками сведений о предметах объективной действительности и мыслительной деятельности человека, получили название носителей первичной документной информации.
Различные сообщения о документах, состоящие из описаний, специальных шифров и кодов, называются информацией об информации, или вторичной документной информацией.
Архивные справочники,
содержащие вторичную документную
информацию, и сами документы, несущие
первичную документную
Все архивные справочники,
описывающие документную
Обязательные справочники существуют во всех государственных архивах. К ним относятся архивные описи и архивные каталоги, обзоры документов и другие архивные справочники.
Дополнительные справочники создаются с учетом специфики документов архива, а также складываются исторически (поступившие на постоянное хранение делопроизводственные картотеки, картотеки и перечни документов, выявленных для публикации). К дополнительным справочникам относятся указатели, обзоры, тематические перечни, аннотированные каталоги.
Основными принципами построения системы научно-справочного аппарата (далее – НСА) являются:
Первые два принципа необходимо соблюдать для того, чтобы сделать поиск более эффективным и избегать затрат труда архивиста на дублирование информации. Если описание фонда проведены в соответствии с принципом взаимосвязи и взаимодополняемости информации, исследователь, ознакомившись с описью фонда и выписав из нее номера единиц хранения по интересующей его теме, обращается к соответствующему разделу каталога для более углубленного поиска. В каталоге он находит не только названия единиц хранения, но и заголовки документов и более подробную информацию с указанием на листы единицы хранения, на которых эту информацию можно найти.
Третий принцип
очень важен для организации
поисковой работы. Он означает, что
к созданию всех типов справочников
в ведомственных, государственных
и муниципальных архивах
Система НСА структурного подразделения на вертикальный и горизонтальный уровни. Горизонтальный уровень системы основан на функциональном различии справочников. По функциям справочники системы НСА подразделяются:
Вертикальный уровень системы основан на иерархии классов справочников к следующим комплексам архивных документов:
Информация о работе Опись дел как справочник по содержанию и учёту документов фонда организации