Организационные документы: понятие, виды, особенности оформления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования
Деятельность учреждений фиксируется в разных видах документов. Согласно действующему законодательству организации, учреждения и частные предприятия издают уставы, положения, инструкции. Штатное расписание. Все эти виды составляют группу организационных документов.
Организационные документы – комплекс взаимосвязанных документов, регламентирующих структуру, задачи, функции предприятия , организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководства и специалистов предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1 Понятие, значение и виды организационных документов в управлении…………………..…………………………………………………..6
1.1 Сущность и функции организационных документов……………….….6
1.2 Виды организационных документов……….……………………………9
2 Характеристика структуры, содержания и правил оформления отдельных видов организационных документов………………….…………………………………………………17
2.1 Учредительные документы. Положение…...…………….…………….17
2.2 Структура и штатная численность. Штатное расписание. Инструкция…………………………………………………………………..26
Заключение………………………..……………………………………………35
Список использованных источников……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Организационные документы, понятие, виды, особенности оформления.docx

— 162.84 Кб (Скачать файл)

Приведенная ниже типовая структура текста устава госпредприятия установлена Унифицированной системой организационной распорядительной документации, а примерная структура текста устава ССУЗа - Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.94 № 1168 и Инструктивным письмом Госкомвуза РФ «О порядке разработки уставов средних специальных учебных заведений» от 06.02.95 № 09-34-14 п/16.

Устав негосударственного предприятия будет содержать дополнительные разделы текста, в которых найдет отражение специфика его организации и деятельности. Таким образом, в зависимости от вида организации (учреждения) в устав могут быть включены и другие сведения.

Таблица 2 – Типовая структура текста устава

Типовая структура текста устава

Государственного предприятия

ССУЗ

1 . Общие положения

1 . Общие вопросы

2. Основные задачи

2. Прием в ССУЗ и  организация учебного процесса

3. Функции

3. Управление

4. Права и обязанности  

4. Правила и обязанности  студентов,

слушателей, преподавателей и других работников

5. Руководство

5. Переподготовка и повышение  квалификации сотрудников

6. Взаимоотношения. Связи

6. Финансово-хозяйственная  деятельность

7. Производственно-хозяйственная  деятельность

7. Международная деятельность

8. Имущество и средства

8. Учет и отчетность

9. Контроль, проверка и  ревизия деятельности

9. Порядок ликвидации, реорганизации  и приостановки деятельности

10. Реорганизация и ликвидация  

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Перечень локальных  нормативных актов, регламентирующих  деятельность средних специальных  учебных заведений

11 . Порядок регистрации

12. Дополнения и изменения, вносимые в устав после его  утверждения


 

 

Уставы оформляются по правилам, изложенным выше. Особенностью оформления устава является наличие отметки о регистрации устава.

Отметка о регистрации устава, проставляемая на титульном листе, включает [7, с.153]:

  • наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию создаваемых юридических лиц;
  • дату регистрации;
  • государственный регистрационный номер.

Отметка о регистрации заверяется печатью регистрирующего органа.

Устав может также регулировать определенную сферу государственной деятельности, работу железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, воинскую службу и др.

Положение - правовой акт, определяющий порядок образования, правовое положение, права, обязанности, организацию деятельности государственных органов, организаций, учреждений, структурных подразделений.

Положение об организации - это правовой акт, на основании которого действуют государственные бюджетные организации (прежде всего органы государственной власти и управления всех уровней и некоторые другие).

Структура текста положения, например положения о министерстве, так же как и устав предприятия, регламентирована УСОРД и включает в себя следующие разделы.

1. Общие положения.

2. Основные задачи.

3. Функции.

4. Права и обязанности.

5. Руководство.

6. Взаимоотношения. Связи.

7. Контроль, проверка и  ревизия деятельности.

8. Реорганизация и ликвидация.

В разделе 1 «Общие положения» должны быть приведены официальные полное и сокращенное наименования организации, которые будут использоваться во всех официальных документах и в том числе на бланках организации. Далее указываются цели и основания создания организации, т. е. указывается правовой акт, на основании которого была создана организация. В этом же разделе указывается, чем руководствуется организация в своей деятельности, кем возглавляется и кому подчиняется, какие печати имеет.

В разделе 2 «Основные задачи» приводится перечень основных задач (проблем), которые определяют характер и направления деятельности.

Организация не имеет права заниматься такой деятельностью, которая не указана в данном разделе.

В разделе 3 «Функции» перечисляются функции и виды работ, реализация которых обеспечивает выполнение основных задач организации.

В разделе 4 «Права и обязанности» указываются:

  • права, которыми наделена организация в лице ее руководителя;
  • обязанности, которые организация должна выполнять для реализации своих функций.

Права устанавливают в объеме, необходимом для реализации возложенных на организацию функций.

Право в данном случае - это юридически узаконенная возможность запрещать или требовать выполнения каких-либо действий: например, право требовать представления определенной информации.

В этом разделе указывается право на издание определенных видов распорядительных документов, право представительствовать в соответствующих органах и др.

В разделе 5 «Руководство» указывается, кто возглавляет организацию, кем назначается и освобождается от должности руководитель, сфера его компетенции.

В разделе 6 «Взаимоотношения. Связи» указываются все информационные связи с другими организациями, т. е. указывается - какую информацию получает и представляет организация, основные виды документов, в которых эта информация содержится, а также периодичность и сроки их представления; в каком порядке и кем рассматриваются возникающие разногласия.

В разделе 7 «Контроль, проверка и ревизия деятельности» оговаривается, кем осуществляется контроль за деятельностью организации, проводятся проверка и ревизия финансово-хозяйственной деятельности и каков порядок их проведения.

В разделе 8 «Реорганизация и ликвидация» указывается, кто в соответствии с действующим законодательством имеет право принять решение о реорганизации или ликвидации организации и в каком порядке это осуществляется [3, с.102].

Положение об организации оформляется на общем бланке организации с указанием вида документа, подписывается руководителем организации с проставлением гербовой печати организации и утверждается, как правило, распорядительным документом вышестоящей организации. Изменения в положение об организации могут вноситься только приказом руководителя вышестоящей организации.

Положение о структурных подразделениях можно классифицировать следующим образом [4, с.206]:

  • положение о структурных подразделениях;
  • положения о коллегиальных органах (Совет директоров, правление, ученый совет, научно-технический совет, педсовет);
  • положения о временных органах (совещания, комиссии, советы).

Отличия положения о структурном подразделении от положения об организации содержатся в структуре текста. Структура текста положения о структурном подразделении (службе) нормативно не закреплена, но, как правило, она включает те же разделы, что и положение об организации, кроме разделов «Контроль, проверка и ревизия деятельности» и «Реорганизация и ликвидация». В структуру текста положения о структурном подразделении также включается дополнительный раздел «Ответственность», в котором указываются виды ответственности (административная, дисциплинарная, а при необходимости и уголовная), которую может нести руководитель в случае невыполнения подразделением своих обязанностей.

Положение о структурном подразделении оформляется на общем бланке организации с указанием вида документа, подписывается руководителем структурного подразделения, утверждается руководителем организации. Изменения в положение о структурном подразделении вносятся приказом руководителя организации. Типовая форма положения о структурном подразделении приведена в приложении Б.

Положения о коллегиальных и совещательных органах (Совет директоров, правление, ученый совет, научно-технический совет, педсовет) также носят нормативный характер и определяют состав, порядок формирования, компетенцию, порядок работы, права и ответственность того или иного органа управления. Структура текста такого рода положений также нормативно не установлена. Однако, исходя из практики работы и назначения данного вида документа, требований закона к организации деятельности коллегиальных органов управления, вырабатывается устойчивая структура текста положений о коллегиальных и совещательных органах управления. Так, в качестве примера можно привести структуру текста положения о Совете директоров акционерного общества [4, с.207]:

1. Общие положения.

2. Компетенция Совета  директоров.

3. Состав Совета директоров.

4. Выдвижение кандидатов  в Совет директоров.

5. Избрание членов Совета  директоров.

6. Регламент заседаний  Совета директоров.

7. Взаимоотношения с другими  подразделениями общества.

8. Ответственность членов  Совета директоров.

9. Порядок утверждения  положения о Совете директоров  и порядок внесения в него  изменений.

Особенностью положений о коллегиальных органах является порядок их утверждения и внесения изменений. Если это коллегиальный орган или совещательный орган управления в государственной организации, то порядок их утверждения и внесения изменений будет такой же, как для положений о структурных подразделениях организации. Если речь идет о негосударственных организациях, например об акционерном обществе, то положение о Совете директоров этого общества будет утверждаться, как правило, решением общего собрания акционеров. Таким же образом будут вноситься изменения и дополнения в положение о Совете директоров.

Положение о временных органах (совещаниях, комиссиях, советах). Данный документ создается в случае необходимости на период действия такого органа. Структура текста нормативно не закреплена. Утверждается органом, в компетенцию которого входит создание временного органа.

Регламент работы - правовой акт, устанавливающий порядок деятельности руководства организации, коллегиального или совещательного органа (если порядок работы недостаточно четко описан в положении об этом органе). Регламенты работы определяют порядок планирования работы, порядок подготовки и внесения документов на рассмотрение, порядок принятия и оформления решений заседаний коллегиального органа, доведения их до исполнителей.

Регламенты оформляются на общем бланке организации с указанием вида документа, утверждаются руководителем организации или руководителем коллегиального органа.

Правила внутреннего трудового распорядка - правовой акт, регламентирующий организацию работы организации, взаимные обязанности работников и администрации, предоставление отпусков, командирование сотрудников, внутриобъектный режим и другие вопросы. Правила оформляются на общем бланке организации с указанием вида документа, подписываются руководителем кадровой службы, согласовываются на собрании трудового коллектива и утверждаются руководителем организации.

Правила имеют унифицированную форму, а текст правил составляется в соответствии с Типовыми правилами внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, утвержденными Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июля 1984 г. № 213 (в той части, которая не противоречит действующему в настоящее время трудовому законодательству).

В негосударственных организациях наряду с Правилами внутреннего трудового распорядка разрабатывается Положение о персонале, в котором отражаются вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива, взаимоотношения с администрацией, права и ответственность администрации и персонала, правила делового поведения (деловой этики) и др.

Структура текста Положения о персонале, рекомендованная к применению Госкомимуществом РФ и Российским Фондом федерального имущества, отличается от структуры текста Правил внутреннего трудового распорядка (таблица 3) [14, с.91].

Таблица 3 – структура текста Правил внутреннего трудового распорядка

Структура текста

Типовых правил внутреннего трудового распорядка

Положения о персонале

1. Общие положения

1. Общие положения

2. Порядок приема, перевода  и увольнения рабочих и служащих

2. Понятие персонала

3. Основные обязанности  рабочих

3. Принципы взаимоотношений

и служащих

администрации и персонала

4. Основные обязанности

администрации

4. Программа развития  персонала 

5. Рабочее время и его использование

5. Контрактная система найма персонала

6. Поощрения за успехи  в работе

6. Повышение квалификации  персонала

7. Ответственность за  нарушение трудовой дисциплины

7. Право персонала на  выбор форм организации труда

 

8. Гарантированность занятости

персонала

 
 

9. Социальные гарантии  персонала

 

10. Участие персонала в  прибылях

 

11. Администрация, персонал и профсоюз

 

12. Ответственность администрации  и персонала

 

13. Заключительные положения

 

Приложения: правила делового поведения (кодекс деловой этики)

Информация о работе Организационные документы: понятие, виды, особенности оформления