Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 11:27, реферат
Цель контрольной работы: выделить особенности правового и нормативного регулирования деятельности ведомственных архивов и ведомственного хранения в постсоветский период.
Введение……………………………………………………………….…3
1. Особенности развития правового и нормативного регулирования деятельности ведомственных архивов и ведомственного хранения документов в 90-е гг. ХХ в…………………………………………...4
2. Нормативно-правовое регулирование деятельности архивов организаций на современном этапе……………………………….…8
Заключение……………………………………………………..………..15
Список использованных источников и литературы…………………..15
Реферат
Особенности правового и нормативного
регулирования деятельности ведомственных
архивов и ведомственного хранения в постсоветский
период
План
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников и литературы…………………..15
Введение
Исследование проблем нормативного и правового обеспечения ведомственного хранения документов является бесспорно актуальным. Перед тем как попасть на государственное или муниципальное хранение, архивные документы хранятся в ведомственных архивах, согласно срокам, установленным в законодательстве. Таким образом, ведомственное хранение документов – это хранение архивных документов в ведомственных архивах перед сдачей на их государственное хранение. Отсюда следует, что основной и главной задачей ведомственного хранения документов является сохранность архива организации до непосредственной передачи на государственное хранение. Именно поэтому исследование правовой основы формирования и функционирования архива организации является актуальной темой.
Ведомственный архив понятие широкое. Сюда входят и центральный архив ведомства, и архив областного учреждения, хранящий материалы подведомственных организаций, и архив низового учреждения, предприятия. В структуре учреждения может не быть специального подразделения –архива, и в штатном расписании может отсутствовать должность архивного работника, но архив все равно существует. В таком случае руководитель учреждения назначает приказом работника, ответственного за архив. Министерства, ведомства, организации и учреждения обеспечивают сохранность и учет документов, приведение их в порядок, организацию использования, а так же своевременную передачу их на государственное хранение. Все работы с документами в ведомственном архиве ведутся с соблюдением правил, устанавливаемых Росархивом.
В ныне действующем Федеральном законе – 125 «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22 октября 2004 г. уже нет понятия «ведомственное хранение документов», его сменило понятие «временное хранение документов Архивного фонда до их передачи на постоянное хранение». Архивы, имеющие статус структурного подразделения в составе предприятий, организаций, учреждений, и осуществляющие временное хранение документов Архивного фонда до их передачи на постоянное хранение сейчас называют архивами организаций.
Имеющиеся исследования затрагивают лишь некоторые проблемы документооборота и архивного дела в организациях. В.А. Еремченко рассматривал проблемы делопроизводства и ведомственного хранения документов в условиях административной реформы 1990-х годов. В статье В.В. Сорокина «Объединенные ведомственные архивы в Российской Федерации (1960-е – первая половина 1990-х гг.)» были затронуты основные проблемы ведомственных архивов указанного периода. Но, вместе с тем, большинство исследований по данной проблеме носит фрагментарный характер.
Цель контрольной работы: выделить особенности правового и нормативного регулирования деятельности ведомственных архивов и ведомственного хранения в постсоветский период.
Задачи: выделить основные периоды развития нормативно-правового обеспечения деятельности архива организации в постсоветский период; охарактеризовать и проанализировать нормативно-правовые и нормативно-методические документы, регламентирующие деятельность ведомственных архивов и архивов организаций в 1991-2004 гг.; проанализировать основные действующие правовые документы, регламентирующие деятельность архивов организаций и сроки временного хранения документов АФ РФ до их передачи на постоянное хранение.
Структура
контрольной работы подчиняется
целям и задачам исследования.
Работа состоит из введения, двух частей
и заключения. В первой части рассматриваются
нормативно-правовые и нормативно-методические
документы регламентирующие деятельность
ведомственных архивов в постсоветский
период до принятия ныне действующего
Федерального закона «Об архивном деле
в Российской Федерации». Во второй части
рассмотрены особенности нормативно-правового
регулирования деятельности муниципальных
архивов и архивов организаций, в связи
с принятием ныне действующего закона
«Об архивном деле в Российской Федерации»
и нормативно-методических документов
«Основные правила работы архивов организаций»
и «Правила организации хранения, комплектования,
учета и использования документов
Архивного фонда Российской Федерации
и других архивных документов
в государственных и муниципальных архивах,
музеях и
библиотеках, организациях Российской
академии наук».
1.
Особенности развития
правового и нормативного
регулирования деятельности
ведомственных архивов
и ведомственного хранения
документов в 90-е гг.
ХХ в.
Несмотря на то, что благодаря нормативным документам правительства СССР в стране была разработана единая государственная система делопроизводства, система научно-справочного аппарата к документам ГАФ, установлена централизация хранения документов, упорядочено хранение кинофотодокументов и звукозаписей, на закате советского государства в архивной отрасли назрел кризис. Наблюдалась тенденция размывания ГАФ СССР. Главархив практически ничего не мог сделать, чтобы препятствовать созданию новых ведомственных фондов, юридически обособленных документальных собраний в рамках отдельных отраслей. К уже известным ранее, которым было предоставлено право постоянного или продленного длительного хранения, в эти десятилетия добавились архивы МВД и КГБ СССР, Министерства атомной промышленности и энергетики, Министерства общего машиностроения и др. Сдавая свои фонды в государственные архивы, эти ведомства и организации засекречивали документы, основываясь только на собственных представлениях о том, что подлежит такому режиму хранения. В результате не только материалы, но и вся работа архива стала секретной. Ведомства - фондообразователи, прикрываясь секретностью зачастую формируя сдаваемые в архив комплексы материалов, уничтожали «неудобные» документы. Непрерывно усугублялся кризис архивной системы, основанной на централизации управления архивами, которые на практике все более обособлялись и уходили из-под контроля Главного архивного управления.
Характерно,
что в новом Положении о
Государственном архивном фонде (1980)
в концептуальном разделе «Общие
положения» без всяких оговорок местом
постоянного государственного хранения
наряду с госархивами называются
«отраслевые ведомственные
В 1990-е годы отечественные архивы переживали сложный период, который правильнее было бы назвать переходным. Внедрение разных форм собственности изменило существо бывшего Государственного архивного фонда. Все более явственной становилась необходимость пересмотра традиционных форм и методов его комплектования.
12 октября 1991 г. было издано Постановление Совета Министров РСФСР «О Российском центре хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ) и Центре хранения современной документации (ЦХСД). Тогда же, 12 октября 1991 г., вышло постановление Совета Министров РСФСР «О развитии архивного дела в РСФСР». Таким образом, за один год были изданы два указа и два правительственных постановления по архивному делу.
Много законодательных актов было принято в 1993 г., самым важным из которых был «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» от 23 августа 1993 г.
Впервые достаточно четко в архивной сфере была разграничена компетенция Российской Федерации и ее субъектов. В Основах законодательства выделены три блока полномочий по вопросам архивного дела, отнесенных: 1) исключительно к ведению Российской Федерации в лице ее органов государственной власти;
2)
к совместному ведению
3)
к самостоятельному решению
В Основах законодательства впервые в архивной сфере законодательно были определены две части Архивного фонда Российской Федерации (АФ РФ): государственная и негосударственная.
В рамках государственной части АФ РФ выделяют четыре комплекса архивных документов, фактически, а порой и юридически обособленных по следующим хранилищам: государственные архивы, ведомственные архивы, библиотеки и музеи, отраслевые архивные фонды.
Относительно последних следует отметить, что фактически документы в них хранятся постоянно, но в законодательстве впервые предусмотрено временное или депозитарное хранение документов в этих хранилищах.
Итак, согласно закону «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» существовали три формы хранения документов в государственной части АФ РФ:
В том же 1993 г., но чуть ранее было принято постановление Президента Российской Федерации «О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве» от 3 марта 1993 г.
Это постановление явилось одним из основных законодательных актов, принятых в целях регулирования взаимоотношений между учреждениями Государственной архивной службы (в настоящее время Федеральная архивная служба) и центральными органами федеральной исполнительной власти, государственными учреждениями, организациями и предприятиями, а также совершенствования ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве. Согласно постановлению центральные органы федеральной исполнительной власти, министерства, ведомства республик в составе РФ, государственные учреждения, организации и предприятия должны были осуществлять временное хранение документов государственной части Архивного фонда Российской Федерации в создаваемых ими ведомственных архивах или других структурных подразделениях, на которые возлагаются соответствующие функции, должны были обеспечить учет, сохранность, использование, своевременный отбор и подготовку документов государственной части Архивного фонда РФ к передаче на государственное хранение в соответствии с правилами, установленными Государственной архивной службой России; передавать документы государственной части Архивного фонда РФ в учреждения Государственной архивной службы России по истечении предельных сроков ведомственного хранения в упорядоченном состоянии с соответствующим научно-справочным аппаратом и страховыми копиями на особо ценные документы. Ведомственный контроль за соблюдением законодательства в области архивного дела государственными учреждениями, организациями и предприятиями возлагался на центральные органы федеральной исполнительной власти, министерства и ведомства республик в составе Российской Федерации, в ведении которых они находились. В Постановлении устанавливались предельные сроки ведомственного хранения документов государственной части Архивного фонда РФ.
Позднее основные положения этого документа были подтверждены в таких законодательных актах, как Положение об Архивном фонде Российской Федерации (1994) и Положение о Федеральной архивной службе России (1998).
В 1994 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской Федерации и Положения о Государственной архивной службе России».
В
Положении об Архивном фонде Российской
Федерации четко закреплен
В 1995 г. была принята «Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации», которая была введена с целью совершенствования на единой основе документационного обеспечения управления и повышения его эффективности путем унификации состава и форм управленческих документов и технологии работы с ними. Типовая инструкция устанавливала общие требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в министерствах и ведомствах Российской Федерации.
В 1996 г. издаются два Указа Президента Российской Федерации: «О внесении изменений в Положение об Архивном фонде Российской Федерации от 17 марта 1994 г.» и «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 1 августа 1996 где сказано о переименовании Государственной архивной службы Российской Федерации в Федеральную архивную службу Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. утверждается Положение о Федеральной архивной службе России (вместо Положения о Государственной архивной службе России 1994 г.), в котором с учетом современной законодательной базы определен статус Федеральной архивной службы России (Росархива), его права, функции и задачи, масштаб деятельности, внутренняя структура.
Таким образом, в 90-е гг. и в начале ХХI в. изменился статус Российского государства, стала иной политическая основа, изменились экономические устои (последнее сопровождалось появлением новых форм собственности). Все это потребовало нормативно-правового обеспечения деятельности ведомственных архивов, которые призваны были сохранять документы АФ РФ до непосредственной передачи на государственное хранение.