Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 22:05, реферат
Половая дифференциация не может быть однозначно определена каким-то из этих факторов или их сложением. Суть половой дифференциации в психологии развития личности заключается в становлении психологического пола, которое основано на половом самосознании и ценностных ориентациях полоролевой позиции личности, реализуемой ею в общении и деятельности. В результате этого процесса биологически данный пол в ходе социализации оказывается заданным, что приводит к осознанию субъектом половой принадлежности, формированию половой идентичности и соответствующих данной культуре полоролевых ориентации и образцов поведения.
ПОЛОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДЕТСКОЙ ГРУППЕ
В.В. АБРАМЕНКОВА
После нескольких десятилетий,
прошедших под знаком «бесполой
психологии», в изучении детства
наступило время обращения к
проблемам половой
В экспериментальных
Половая дифференциация не
может быть однозначно определена каким-то
из этих факторов или их сложением.
Суть половой дифференциации в психологии
развития личности заключается в
становлении психологического пола,
которое основано на половом самосознании
и ценностных ориентациях полоролевой
Половая дифференциация обретает
психологический смысл для
Это значит, что половая дифференциация, с одной стороны, отражает сам факт наличия определенных психологических признаков, связанных с половой принадлежностью, с другой — процесс приобретения этих признаков, формирования психологического пола личности в истории культуры (социогенезе) (см. [10]) и индивидуальной истории человека (онтогенезе). Исходя из анализа историко-культурных формполоролевого поведения, а также из анализа эволюции реальных детских сообществ, можно наметить логику исследования половой дифференциации в детской группе. Социализация, в том числе и половая, осуществляется
71
прежде всего в системе
«ребенок — взрослый», однако половозрастные
объединения системы «ребенок —
ребенок», значительно позже включающиеся
в этот процесс, являются также важнейшим
институтом половой социализации. «Детское
общество» как носитель собственной субкультуры
обладает и специфическими функциями
в формировании психологического пола
ребенка: в совместной деятельности и
общении «на равных» уточняется и отрабатывается
поведение ребенка в соответствии с его полоролевой позицией,
устанавливаются психологические отличия полоролевого
Каким образом половая
дифференциация влияет на межличностные
отношения детей в
В экспериментальном исследовании приняли участие дети старшего дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (от 5 до 13 лет) общей численностью 496 человек.
Эксперимент строился следующим образом: четверо мальчиков / девочек в процессе совместной деятельности оказывались в ситуации угрозы наказания (или ожидания награды) то для всех участников выполняемого задания, то для кого-то одного. Объективные показатели разницы в усилиях ребенка в условиях «работы на другого» по сравнению с «работой на себя» составили цифровые коэффициенты гуманного отношения к сверстнику — действенного сострадания его неблагополучию и активного сорадования его успеху [2].
Были также использованы
три экспериментальные
Первоначально исследование было проведено на дошкольниках 5—6 и 6—7 лет. Оказалось, что в этих возрастных группах испытуемых средние показатели межличностных гуманных отношений различны у мальчиков и у девочек (см. табл. 1).
Хотя не все различия достигают
необходимого уровня значимости, тем
не менее общая тенденция
Таблица 1
Влияние половой дифференциации детей старшего дошкольного возраста на проявление межличностных отношений в группе
Экспериментальные ситуации |
Дети 5—6 лет |
Дети 6—7 лет |
Все дети дошкольники | |||
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки | |
I II III |
—2,78 4,53* 8,41 |
—4,66 —5,52* 7,61 |
—4,9** 5,24** 9,04 |
—13,84** —0,95** 6,23 |
—3,75** 4,85* 8,72 |
—7,83** —3,18* 6,91 |
Примечание. Значимые различия * — при p<0,01, ** — при p<0,05.
Анализ поведения каждого ребенка во время эксперимента, а также характер его ответов на вопрос экспериментатора «Для кого ты старался больше — для себя или для товарища?» показали, что у девочек обнаруживается явное расхождение скрытого
72
мотива поведения в «свою пользу» и внешне демонстрируемого поведения в «пользу другого». Реальное и вербальное поведение девочек отличается от соответствующего поведения мальчиков.
Построение эмпирической
процедуры обеспечивало скрытость
истинных целей экспериментатора и
невозможность для испытуемого
определить результаты его собственного
действия в пользу другого, поэтому
ребенок при ответе на вопрос не
мог ориентироваться на свое реальное
поведение, а лишь на свое намерение,
т.е. мы вправе говорить не об адекватности
восприятия ребенком своего поведения,
а об адекватной оценке или адекватном
осознании им своего намерения, о
его мотиве. Данные эксперимента показали,
что большинство детей
При сопоставлении вербального
и реального поведения
Мальчики приблизительно одинаково оценивают свои усилия в собственную пользу и в пользу товарища, но реально лишь чуть больше половины мальчиков (56 %) себя ведут соответственно. Они менее адекватно оценивают свое реальное поведение; оценки своего поведения и своего намерения у них скорее всего носят случайный характер.
Девочки обнаруживают более
высокий уровень социального
поведения. Хотя «эгоистичных» девочек
в целом больше, чем мальчиков,
но они либо намеренно скрывают это
и «на публику» демонстрируют
социально одобряемые формы поведения,
либо не осознают своего мотива. Часть
девочек демонстрирует
Другой обнаруженный нами факт касается влияния группы сверстников на проявления гуманного отношения в соответствии с половой дифференциацией. Создав экспериментальную ситуацию, аналогичную II ситуации (интерактивной совместной деятельности в условиях угрозы наказания), но осуществляемую в отсутствии группы (ребенок один на один с экспериментатором),
73
мы получили возможность сравнивать результаты групповой и индивидуальной серии. Сравнение показало, что соотношение показателей в индивидуальной серии у мальчиков и у девочек оказалось как бы перевернуто: мальчики в групповой ситуации стараются устранить угрозу наказания сверстника (Хгр=4,53), а наедине с экспериментатором их в большей степени волнует собственное благополучие (Хинд = —1.88). Девочки же напротив: в индивидуальной ситуации более склонны заботиться о благополучии сверстницы (Хинд=1,38), а в групповой — о собственном благополучии (Хгр= —5,52). Эти данные позволяют сказать о том, что группа сверстников различным образом влияет на гуманное поведение мальчиков и девочек этого возраста. У мальчиков группа катализирует проявление гуманных межличностных отношений, у девочек — нет; для них таким катализатором является взрослый (в данном случае — женщина-экспериментатор). Косвенно это подтверждается наблюдениями в ходе эксперимента: в групповой ситуации у мальчиков сильнее выражено чувство своего единения с группой, взаимовлияние участников, соревновательный азарт. Девочки же более старательны и серьезны наедине с экспериментатором. В этой ситуации они с большей ответственностью относятся к угрозе наказания сверстницы. Видимо, у девочек гораздо рельефнее выражена ориентация на мнение взрослого, и поскольку именно взрослый в этот момент осуществляет функцию контроля, они стремятся соответствовать его ожиданиям. Мальчики же в значительной степени больше ориентируются на группу сверстников, их мнение и оценку, вероятно, группа своего пола для мальчиков обладает свойством референтности.
Итак, экспериментальные данные, полученные в группах дошкольников, могут быть сведены к следующему. Во-первых, у девочек во всех ситуациях совместной деятельности показатели межличностных гуманных отношений ниже, чем у мальчиков, т. е. они более «эгоистичны»1. Во-вторых, девочки показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности, с одной стороны, и большую, чем мальчики, гибкость, способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения (в вербальной сфере) — с другой. В-третьих, у девочек и у мальчиков обнаруживаются различия в ориентациях на социальные объекты: если для мальчиков группа сверстников своего пола оказываетсяреферентной, то для девочек не группа сверстниц, а взрослый наделяется свойством референтности.
Информация о работе Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе