Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 22:05, реферат
Половая дифференциация не может быть однозначно определена каким-то из этих факторов или их сложением. Суть половой дифференциации в психологии развития личности заключается в становлении психологического пола, которое основано на половом самосознании и ценностных ориентациях полоролевой позиции личности, реализуемой ею в общении и деятельности. В результате этого процесса биологически данный пол в ходе социализации оказывается заданным, что приводит к осознанию субъектом половой принадлежности, формированию половой идентичности и соответствующих данной культуре полоролевых ориентации и образцов поведения.
Полученные факты на первый взгляд могут быть вполне объяснены, исходя из презумпции опережения возрастного развития девочек по сравнению с мальчиками. Девочки раньше, чем мальчики, усваивают моральные нормы, в частности норму гуманности «для себя, как для другого, и для другого, как для себя» — по крайней мере внешне, в сфере вербального поведения.
Возникает соблазн в качестве
аргумента сослаться на существующую
в биологии развития теорию половой
дифференциации, согласно которой адаптация
женских особей в онтогенезе, их
«пригнанность» к существующим условиям
и требованиям среды
Половая дифференциация, фундаментальная категория, затрагивающая целый комплекс наук о человеке, не может быть ограничена рамками психологии, но психология может стать базой интеграции знаний в этой области. Например, хорошо известная каждому педагогу большая податливость девочек воспитательным воздействиям
74
оборачивается «онтогенетической пластичностью женского пола» в биологии развития, а повышенная способность дошкольниц к рефлексии выступает как функция психологического возраста. Однако как объяснить из биологических индивидных оснований различия в степениреферентности, значимости группы своего пола у девочек и у мальчиков?
С нашей точки зрения, подлинной причиной обнаруженных различий является не половая принадлежность, взятая сама по себе, а те различия в социальном статусе и полоролевой позиции, которые заданы исторически сложившимися в культуре формами взаимоотношений у мужчин и у женщин, нашедшие свое отражение в поведении современных дошкольников. В связи с этим корректнее было бы говорить не о прямом влиянии пола на проявление межличностных гуманных отношений в детской группе, а о влиянии исторически сложившегося способа общения и взаимоотношений индивидов в зависимости от их половой принадлежности.
Л.С. Выготский писал: «Индивид в своем поведении обнаруживает в застывшем виде различные законченные уже фазы развития.Генетическая многоплановость личности, содержащей в себе пласты, различной древности (курсив мой.— В. А.), сообщает ей необычайно сложное построение...» [4; 63]. Становление психологического пола личности в онтогенезе также несет на себе отпечаток разных эпох развития человеческого общества.
Обнаруженные различия в межличностных гуманных отношениях современных дошкольников могут оказаться своеобразным атавизмом — свидетельством половозрастной стратификации общества [13] и древних форм взаимоотношений в социогенезе. В современных условиях с утратой своих первоначальных функций эти формы отношений перестают проявляться, а значит, и сами различия у мальчиков и девочек в онтогенезе могут варьировать. Как будет меняться соотношение показателей гуманных отношений в группах мальчиков и девочек с возрастом детей? Проведенное исследование в детских группах младшего школьного (8—9; 10—11 лет) и подросткового (12—13 лет) возрастов дает возможность ответить на этот вопрос (см. табл. 2).
Таблица 2
Влияние половой дифференциации детей младшего школьного и подросткового возрастов на проявление межличностных отношений в группе своего пола
Экспериментальныеситуации |
Показатели (X) межличностных отношений по возрастам в соответствии с половой принадлежностью детей | |||||
8—9 лет |
10—11 лет |
12—13 лет | ||||
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки | |
I |
— 1,97 |
—3,85 |
1,32 |
2,58 |
1,45 |
3,37 |
II |
12,56 |
14,34 |
1,47** |
5,85** |
8,55 |
7,58 |
III |
2,36* |
—9,79* |
8,21** |
16,6** |
9,58 |
9,83 |
Примечание. * p<0,01; ** p<0,05.
Экспериментальные данные позволяют сделать самый общий вывод о том, что приблизительно до восьмилетнего возраста мальчики оказываются в проявлении межличностных отношений в группе сверстников более гуманными, чем девочки в группе сверстниц. На рубеже 9—10 лет это соотношение «переворачивается» в пользу девочек, а к 12—13 годам уравнивается (см. рисунок).
В каждый из этих периодов неповторим ансамбль сочетания различных ситуаций совместной деятельности детей в группе и их половой дифференциации. Мальчики и девочки по-разному оказываются чувствительны к определенным аспектам совместной деятельности: как к степени совместности (I и II ситуации), так и к форме ее санкционирования — наказания и награды (II и III ситуации). При этом девочки всех возрастов обнаруживают большую вариабельность в этих проявлениях по сравнению с мальчиками.
Таким образом, на проявление
межличностных отношений в
75
периоды детства половая
дифференциация влияет неоднозначно.
Каждый возрастной период, связанный
с этапом становления психологического
пола личности ребенка, имеет свою особую сензитивность к
определенным воздействиям извне. Вместе
с тем формирующийся на основе полоролевых стереотипов
массового сознания психологический пол
личности на разных этапах онтогенеза
не может не испытывать влияния историко-культурных
напластований, зафиксированных в таких
формах, как, например, обычаи, фольклор
и др. Это значит, каждый возрастной этап
может актуализировать тот или иной пласт социогенеза
Рис. Развитие межличностных (гуманных) отношений в различных ситуациях совместной деятельности в группах мальчиков и в группах девочек.
Исследуемые нами дети старшего
дошкольного возраста воспроизводят,
по всей вероятности, наиболее глубинные
уровни историко-культурного развития
межличностных отношений в
На протяжении длительной
истории человеческого
Половозрастная стратификация общества на протяжении длительного периода истории человеческого общества вызывала необходимость раздельного воспитания детей, которая была продиктована жесткой поляризацией общественных функций мужчины и женщины и строгой иерархией половых
76
ролей, когда считалось, что
мужчина должен занимать социально
более значимую позицию, а позиция
женщины — зависимая и
Половая социализация девочки проходила преимущественно в стенах родительского дома, подле матери и была направлена на приобретение ею определенных форм поведения и приобщение ее к будущей роли жены и связанных с этим обязанностей.
Таким образом, исторически
сложившиеся формы
Изменения в общественном производстве и характере труда, правовое и политическое равенство полов, повышение роли женщины в семье и обществе не могли не изменить эту ориентацию и наложили свой отпечаток на половую дифференциацию, формирование психологического пола личности в современных условиях.
В младшем школьном возрасте
полученные факты различий в проявлении
межличностных гуманных отношений
в группах своего пола у мальчиков
и девочек обусловлены
С другой стороны, социальная
ситуация развития ребенка в современных
условиях такова, что жесткая полоролевая
Кроме этого стихийная половая сегрегация — основа создания однополых детских сообществ — в современных условиях приобретает частный характер,
77
исчезают типичные коллективные
игры, специфический детский
Следствием этих двух противоборствующих
тенденций в формировании психологического
пола личности и является сглаживание
к подростковому возрасту различий
в половой дифференциации в процессе
становления межличностных
*
Таким образом, исследование
межличностных отношений
Информация о работе Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе