Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:23, курсовая работа
Глава 3 описывает конкретные примеры использования систем электронного документооборота (СЭД). Первые два параграфа посвящены описанию двух популярных СЭД – «ДЕЛО» и «DocsVicion 4.0. «Административное производство».
В параграфе 3.3. приведены примеры автоматизации делопроизводства в таких государственных структурах, как Министерство Экономического Развития и Торговли Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации и Совет Федерации. Кроме того, на основании приведенной информации анализируются типичные проблемы во внедрении автоматизации делопроизводства на предприятии.
Целью курсовой работы является рассмотрение важнейших процессов внедрения новых информационных технологий в делопроизводстве, а также рассмотрение возникающих при этом основных проблем.
Введение___________________________________________________________3
Глава 1. Делопроизводство и новые информационные технологии___________6
1.1 Определение терминов «делопроизводство» и «новые информационные технологии», их взаимодействие. Информационные системы_______________6
1.2 Автоматизация делопроизводства__________________________________10
1.3 Электронный документооборот____________________________________12
Глава 2. Нормативное регулирование использования новых информационных технологий в делопроизводстве_______________________________________16
2.1 Федеральные законы_____________________________________________16
2.2 Национальные (государственные) стандарты_________________________17
2.3 Иные нормативно-методические документы_________________________19
Глава 3. Примеры использования систем электронного документооборота (СЭД)_____________________________________________________________20
3.1 «Дело» – система автоматизации делопроизводства и электронного документооборота__________________________________________________20
3.2 DocsVision 4.0. Приложение «Административное производство»________23
3.3 Опыт некоторых госструктур в автоматизации делопроизводства и внедрении СЭД_____________________________________________________26
Заключение________________________________________________________31
Список использованных источников и литературы_______________________32
В настоящее время на рынке
производителей программных продуктом
в наличии имеется достаточно
широкий выбор систем, обеспечивающих
ускорение информационно-
-системы управления документами (такие как «БОСС-референт», «ДЕЛО», «DocsVision», и др.);
-справочно-информационные справочно-правовые) системы («Консультант Плюс», «Гарант», и др.);
-комплексные системы (предназначенные для автоматизации работы различных служб – такие, как «БОСС-кадровик», и др.).
В условиях традиционного «бумажного» делопроизводства задача делопроизводственных служб сводится к выполнению следующих технологических функций:
- изготовление и учет бумажных документов,
- их перемещение по организации и отправка;
- контроль работы с документами исполнителей;
- уничтожение / хранение документов
- связанная с документами справочно-аналитическая работа.
С появлением компьютеров, объединенных
в сети, на смену трудоемким операциям
с бумажными документами
Основные проблемы документооборота и ДОУ, возникающие обычно в организациях различного масштаба:
- путаница и проблема поиска документов;
- невыполнение документов в срок;
- дублирование и противоречие документов друг другу;
- неподдающаяся контролю текущая работа исполнителей с документами;
- невозможность проследить историю работы с документами.
Один из самых эффективных
путей решения проблемы управления
документами – переход
Принципиальное решение – компьютерная сеть, связывающая компьютеры на рабочих местах в различных подразделениях организации. При этом любые действия, осуществляемые на данном компьютере, могут автоматически собираться и накапливаться на центральном компьютере (сервере) сети. В результате на сервере накапливается полная база данных о состоянии и истории документооборота организации.
Более того, компьютерная сеть может использоваться и для организации коллективной работы с электронными документами – для их перемещения, согласования, и т.д. С этой целью используется специальное программное обеспечение управления документационной деятельностью, обычно называемое системой автоматизации делопроизводства и документооборота (САДД) или системой электронного документооборота (СЭД). [5]
Таким образом, необходимо провести различие между понятиями-«автоматизация делопроизводства» и «электронный документооборот».
1.2 Автоматизация делопроизводства
Автоматизация производства – процесс в развитии машинного производства, при котором функции управления и контроля, ранее выполнявшиеся человеком, передаются приборам и автоматическим устройствам. Цель процесса заключается в повышении эффективности труда, улучшении качества выпускаемой продукции, в создании условий для оптимального использования всех ресурсов производства. Различают автоматизацию частичную, комплексную и полную. [10; 11]
Автоматизация работы службы делопроизводства (канцелярии):
-установка нескольких компьютеров в службе делопроизводства;
-внедрение электронных регистрационных карточек вместо традиционных журналов и картотек;
-автоматизированный поиск документов, хранящихся в службе делопроизводства по различным реквизитам;
-автоматизированный контроль исполнения документов;
-хранение электронных документов в памяти компьютера наряду с традиционным хранением дел. [21; с.142]
Автоматизация делопроизводства в рамках организации:
- внедрение локальной электронной сети внутри предприятия;
-перемещение части внутренних и исходящих документов организации по электронной сети;
-установка сервера в службе делопроизводства для хранения регистрационных форм самой службы и регистрационных форм документов структурных подразделений;
-автоматизированный поиск и автоматизированное сопровождение хода исполненных документов;
-формирование отчетных данных о документообороте предприятия. [21; с.142]
В автоматизации делопроизводства можно условно выделить следующие-основные этапы:
-традиционная технология делопроизводства на бумажных носителях:
- получение документов по почте;
- регистрация документов в журналах и на карточках;
- ведение контрольно-сроковых картотек;
- копирование документов и передача их в соответствии с резолюцией исполнителям (структурным подразделениям);
- формирование дел с исполненными документами;
- передача дел на архивное хранение;
- электронный документооборот между организациями:
-замена перемещения и размножения бумажных документов между предприятиями пересылкой электронных документов;
- автоматизированная регистрация в электронных журналах;
- внедрение сканирования поступивших бумажных документов и дальнейшая работа с их электронными копиями;
- использование электронно-цифровой подписи;
-внедрение санкционированного доступа к документам, потокового сканирования и других технологий электронного документооборота;
-создание электронного архива организации;
-электронный документооборот в территориально-распределенной системе организаций:
-внедрение единой электронной системы документооборота в рамках отрасли, ведомства;
-автоматизация обмена электронными документами между органом управления (министерством) и предприятиями, а также между предприятиями и его удаленными подразделениями (филиалами, представительствами);
-автоматическое формирование отчетности по различным показателям производственной деятельности;
-автоматическое формирование отчетности по различным показателям производственной деятельности;
-создание и управление большими массивами архивной документации.
[21; с. 142-143]
Таким образом, мы видим, что электронный документооборот является частью процесс автоматизации делопроизводства.
1.3 Электронный документооборот
Электронный документооборот: - процесс движения, обработки, хранения и обмена электронными документами.
Электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме (Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»). [4]
Электронный документ, равнозначный
документу, подписанному собственноручной
подписью – это электронное сообщение,
подписанное электронной
Согласно ГОСТ Р 52292-2004 «Электронный обмен информацией. Термины и определения», электронный документ – это форма представления документа в виде множества взаимосвязанных реализаций в электронной среде и соответствующих им взаимосвязанных реализаций в цифровой среде.
В Российской Федерации на сегодняшний день не существует отдельного закона «Об электронном документе».
Участниками обмена электронными документами могут являться физические и юридические лица, органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления, участвующие в обмене электронными документами.
Отправителем электронного документа является участник обмена электронными документами, который составляет электронный документ, подписывает его своей электронно-цифровой подписью и направляет в адрес получателя непосредственно или через информационного посредника.
Получатель электронного документа – участник обмена электронными документами, в адрес которого поступил электронный документ.
Посредник в обмене электронными документами (информационный посредник) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который выполняет услуги, связанные с обменом электронными документами между отправителями и получателями электронных документов.
При обмене электронными документами должны использоваться средства защиты информации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ.
Электронный документ подлежит проверке для подтверждения его подлинности средствами проверки электронно-цифровой подписи.
Подтверждение подлинности электронного документа осуществляется получателем электронного документа с использованием средств проверки электронно-цифровой подписи, предоставленных ему отправителем или распространителем средств проверки электронно-цифровой подписи.
Подлинность электронного документа считается подтвержденной, если в результате выполнения получателем электронного документа процедур, предусмотренных средствами проверки электронно-цифровой подписи, устанавливается неизменность всех его реквизитов. [2]
Электронный документооборот регулируется государственными, межотраслевыми, отраслевыми и локальными (созданными на предприятии) нормативными актами (о чем более подробно будет рассказано в главе 2).
Правовое регулирование в сфере обращения электронных документов направлено:
-на реализацию единой государственной политики в сфере обращения электронных документов;
-на обеспечение безопасности и защиты информации при ее создании, обработке, хранении, передаче и приеме;
-обеспечение прав и законных интересов пользователей электронных документов;
-правовое обеспечение технологии создания, обработки, хранения, передачи и приема электронных документов. [6]
Делопроизводственные операции с электронными документами, посылаемыми по электронной почте, проводится аналогично работе с документами на бумажных носителях.
В настоящее время употребляются два термина: «Система автоматизации делопроизводства» и «Система электронного документооборота». Часто считается, что это одно и то же. Однако специалисты иногда различают эти два понятия. Например, А.М. Савельев в статье «Электронный документооборот» или «автоматизация делопроизводства?», опубликованной в журнале «Справочник секретаря и офис-менеджера» говорит о различиях между САД (системами автоматизации делопроизводства) и СЭД (системами электронного документооборота).
В своей статье А.М. Савельев приводит следующие различия и сходные элементы между указанными системами:
САД |
СЭД | |
учет (регистрация) бумажных и электронных документов, но бумажный документ первичен; |
прежде всего ориентированы на работу с электронными документами; первичен электронный документ; | |
в базе данных хранятся как реквизиты, так и содержание документов; |
в СЭД содержательная часть документа является главной и обязательной частью | |
позволяет вести контроль исполнения документов; поддержка традиционной системы делопроизводства (электронные журналы регистрации с отдельными правами доступа); |
виртуальное движение документа реализуется методом изменения прав доступа; маршруты прохождения документов настраиваются согласно утвержденному в организации регламенту; | |
возможен быстрый поиск документов по различным параметрам; |
поиск возможен не только по одному из реквизитов, но и посредством навигации по иерархии каталогов и папок (т.к. самые важные реквизиты электронного документа – его вид и тематика); | |
возможность просматривать историю исполнения документа, но необязательна |
учтены все жизненные фазы электронного документа – от его создания до перемещения в архив, автоматизированы все процессы прохождения документов; | |
возможность создания произвольных отчетов по хранящейся в системе информации; | ||
территориальная распределенность, позволяющая организовать «сквозное делопроизводство» между подразделениями; |
наличие доверия к электронному документу – активное использование ЭЦП (электронно-цифровой подписи); | |
основная функция - автоматизация делопроизводства. |
основные функции – автоматизация производства и управление электронными документами. |
Вывод, который делает автор статьи: САД реализуют только часть (пусть и очень важную), возможностей СЭД. [18]
Из проанализированной выше
информации следует неожиданный
вывод. Несмотря на то, что электронный
документооборот является частью процесса
автоматизации
Информация о работе Проблемы внедрения новых информационных технологий