Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:15, доклад
Международное библиографическое сотрудничество осуществляется через участие
разных стран в работе соответствующих международных межправительственных и
неправительственных организаций, которые осуществляют разработку и внедрение
международных библиографических программ и систем. Становление
международного сотрудничества претерпело следующие этапы: 1) становление
сотрудничества – конец 19-начало 20 века; 2) возникновение библиографических
объединений и проведение первых совместных исследований – начало 20 века до
1939 года; 3) сотрудничество в рамках международных и региональных организаций
и осуществление крупнейших международных программ. Первый этап
характеризуется большим количеством издательства международных
библиографических указателей («Международная библиография журнальных
статей»).
либо исторический период.
Документальный поток
Документальный поток – это совокупность функционирующих в обществе первичных
документов. Реальным объектом он становится в процессе его выявления и анализа.
Если поток первичных документов выявляют через его отражение в
библиографических пособиях, речь идет о реальном потоке. Если изучают
документы, отраженные в прикнижных и пристатейных списках литературы, списках
публикаций к диссертациям и отчетам НИР, выявляют поток цитированной
литературы. Когда осуществляется мониторинг читательского спроса, анализу
подлежит поток используемой литературы. Книгоиздатели изучают поток литературы,
приобретенный различными группами граждан. В совокупности поток реальной,
цитируемой и использованной литературы рассматривается при проведении
библиографических, социолого-науковедческих, исторических, прогностических
исследований. Активные исследования документального потока относятся к началу
20 века и продолжаются в наши дни. Одной из наиболее проявляющейся
закономерности является рост объема потока, выражающийся в непрерывном
увеличении числа вновь создаваемых документов. Рост документального потока по
какому-либо определенному актуальному направлению или проблеме характерен
для непродолжительного времени, после чего стабилизируется или затухает. Опыт,
накопленный в ходе изучения динамики документального потока, позволил выявить
ряд моментов, значимых для информационно-библиотечной деятельности. Так, во-
первых, темпы роста потока документов по определенной тематике, определенных
стран, организаций, общественной значимости проблемы. Во-вторых, существуют
механизмы саморегулирования объема потока: старение информации и способность
информации к уплотнению – кумулятивность. Старение приводит к уменьшению
потока. Кумулятивность – возможность сделать содержание более кратким
(аналитический обзор). Дискретность (прерывитость) фиксации, приводящая к
фрагментарности содержания документов. Задача специалиста – собрать воедино
фрагменты знания и представить читателям сведения о совокупности документов.
Явлению старения противостоит процесс актуализации. Рассеяние публикаций –
факт опубликования статей определенной тематики в непрофильных изданиях.
Родоначальником изучения явления рассеяния считается Бредфорд.
Типология документов
Тип – идеальная модель объекта, которая служит обобщающим выражением его
типологических существ. Типология – выявление сходства и различия множества
объектов (документов), поиск способов их идентификации, устойчивых сочетаний
свойств, группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели. Типология
опирается на выявление сходства и различий изучаемых объектов и на поиск
способов их идентификации. Критерий – наиболее существенный признак, на основе
которого производится оценка и определение документа. В типологии выделяются 5
основных признаков, которые помогают классифицировать документы: 1) цель; 2)
предмет; 3) потребность; 4) знаковая форма; 5) материальный носитель. Целевое
назначение – это научная категория, которая отражает сущность той или иной задачи
информационного общества, которая реализуется в данном документе. Социальная
значимость – научная категория, означающая качественную избирательность
информации данного документа. Предмет – это содержание, тема. Потребность или
читательское назначение – научная категория, отражающая социально-
психологические возможности освоения и использования социальной информации
как содержание данного документа. Материальный носитель – научная категория,
отражающая способы технологического опредмечивания социальной информации,
содержащейся в документе. Документы делятся на печатные издания и
аудиовизуальные документы. Издание – документ, предназначенный для
распространения содержащейся в нем информации, прошедшей редакционную
издательскую обработку. Печатные издания делятся на текстовые и нетекстовые. В
текстовых документах смысл или информация передается с помощью письменных
знаков, которые используются в естественном языке. Издания для слепых относятся
к текстовым документам. Нетекстовые – издания, в которых смысл передается без
использования письменных знаков (ноты, карты, схемы, изоиздания и т.д.).
Текстовые документы обладают следующими критериями: целевое назначение;
степень аналитико-синтетической переработки информации; знаковая природа
информации, материальный носитель; объем; состав основного текста;
периодичность; структура. Аудиовизуальные документы, содержащие
изобразительную или звуковую информацию, воспроизведение которой требует
соответствующего оборудования. К ним относятся: фонодокументы –
аудиовизуальные документы на ленточном или дисковом носителе, содержащие
звуковую информацию (грампластинки, аудикассеты и др.); видеодокументы –
аудиовизуальные документы на ленточном или дисковом носителе, содержащие
информацию, зафиксированную на нем средствами видеозвукозаписи
(видеокассеты, DVD); кинодокументы - аудиовизуальные документы на пленочном
носителе, содержащие зафиксированную на нем посредством кинематографической
техники предметы, в виде последующего расположения фотографических
изображений; фотодокументы - аудиовизуальные документы, содержащие
зафиксированную посредством фотографической техники предметы в виде
отдельных фотоизображений; документы на микроформе – фотодокументы на
пленочном или другом носителе, которые для изготовления требуют
соотвествующую микрографическую технику, а для использования – увеличительное
оборудование.
Влияние современных ИТ на производство ББП
В последние годы при составлении библиографических пособий все шире
используеются информационные технологии. Фактически большинство операций,
подлежащих формализации, может осуществляться с помощью компьютеров. К их
числу можно отнести отбор литературы из электронных баз данных, составление
аннотаций и рефератов, составление всех указателей. Сам процесс
библиографирования, осуществляемый с помощью ЭВМ, приводит к созданию
качественно нового продукта – баз данных. База данных – это совокупность
относящихся к определенной области знания взаимосвязанных данных,
представленных в определенном формате на машинном носителе. На основе баз
данных осуществляются как подготовка сигнальной информации по новым
выступлениям, так и ретроспективный поиск по разовым запросам пользователей в
пакетном или интерактивном режиме, в том числе в условиях удаленного доступа.
Различают документоведческие, фактографические и полнотекстовые БД.
Документоведческие БД содержат сведения о документах по определенной
проблеме, теме. Эти БД делятся на библиографические и реферативные.
Библиографические БД содержит библиографические записи о документах,
реферативная БД – рефераты и аннотации. Полнотекстовые БД – содержат полные
тексты документов. Фактографическая БД – содержат информацию, относящуюся к
предметной области. Формирование БД строится из следующих этапов: разработка
технического задания, подготовка документов для ввода, подготовка описания.
Техническое задание – документ, определяющий цели создания БД, требования к
составу и структуре БД. На данном этапе осуществляется также определение
структуры библиографической записи в БД (выбор формата и определение состава
полей библиографической записи). Подготовка документов для ввода имеет целью
отбор документов в соответствии с формальными и семантическими границами
формирования БД и включает 3 подэтапа: определение состава источников отбора,
библиографический поиск и отбор документов по профилю создаваемой БД, а также
библиотечный поиск. На этом этапе также осуществляется формирование
библиографической записи (составление библиографического описания документов,
индексирование, составление аннотации или реферата и формирование блока
дополнительной информации); ввод данных в БД. Описание БД представляет собой
совокупность характеристик содержания и формы представленных в ней данных,
достаточных для учета ее в составе национальных информационных ресурсов. Учет,
регистрация БД ведутся в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О
государственном учете и регистрации баз и банков данных». Ведение БД – процесс
постоянного поддержания БД в рабочем состоянии, заключающийся в оперативном
внесении в состав и содержание библиографических записей изменений и
дополнений. При помощи современных информационных технологий сегодня
издаются не только основные библиографические пособия (тематические пособия и
подборки, краеведческие указатели, библиографические словари, указатели), но и
новые виды библиографической продукции – дайджесты, досье. Дайджесты –
фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты), подобранные
по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями, и
находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей. Методика
их составления заключается в разработке рубрикатора, выступающего как поисковое
предписание, как будущее оглавление и как план-макет, используемый при анализе
текстов и извлечении из них нужных фрагментов. Для дайджестов характерны: узость
тематики, различие аспектов рассмотрения проблемы, различие в терминологии,
противоречивость точек зрения авторов. Каждый фрагмент сопровождается
ссылками на описание документов в целом. Структура дайджеста имеет следующий
вид: титульный лист, оглавление, предисловие, основной текст, список
использованной литературы, приложения (иллюстрации, таблицы), словарь основных
терминов. Дайджесты создаются в электронном виде и предоставляются читателям в
предпочтительном для них ваианте. Досье – составленная по определенному плану,
развернутая характеристика объекта (отдельных личностей, товара). Досье
создаются в результате аналитической переработки большого числа исходных
документов и постоянно актуализируются. Работа по составлению досье начинается
с составления плана-макета. В ходе составления досье данные, извлекаемые из
различных источников или получаемые при опросе лиц, рассматриваются как
исходный материал, подлежащий нормализации. Хотя внедрение компьютерных
технологий значительно
облегчает библиографическую
процесс создания библиографических пособий и баз данных сдерживается рядом
объективных трудностей. К ним можно отнести ограниченные материальные
возможности большинства библиотек, недостаточную подготовленность сотрудников
и т.п.
Место и роль ИТ в библиографической деятельности
Внедрение новых информационных технологий коренным образом изменило и
библиографическую работу в библиотеке. Гораздо шире и разнообразнее стали
использоваться информационные ресурсы, возросла оперативность и
многоаспектность поиска информации, составление библиографических указателей,
библиографическое информирование и справочно-библиографическое
обслуживание осуществляются с помощью компьютерных технологий, что
значительно меняет труд самого библиографа. Фактически большинство операций,
подлежащих формализации, может осуществляться с помощью компьютеров. К их
числу относятся: отбор литературы из электронных БД, составление аннотаций и
рефератов и др. Сам процесс библиографирования, осуществляемый с помощью
ЭВМ, приводит к созданию качественно нового продукта – баз данных. База данных –
совокупность относящихся к определенной области знания (теме, проблеме)
взаимосвязанных данных, представленных в определенном формате на машинном
носителе. Значительная часть БД формируется в библиотеках с учетом
информационных потребностей пользователей.
Основные этапы подготовки научно-вспомогательного БП
Составление библиографических пособий – одно из важнейших направлений
деятельности библиотек по библиографированию документов. Составление научно-
вспомогательных библиографических пособий складывается из следующих этапов:
подготовительного, основного и заключительного. Подготовительный этап включает
в себя выбор и изучение темы, разработку плана-проспекта, выявление литературы
по теме пособия. Выбор и изучение определяются прежде всего актуальностью и
социально-общественной значимостью будущего пособия, потребностями читателей
в литературе по конкретной
теме, возможностями
Выбранная тема требует содержательного изучения, продолжительность которого
определяется объективными факторами (сложностью, новизной, степенью
разработанности, документальной обеспеченностью) и субъективными
(профессиональным уровнем библиографов, опытом составительской деятельности,
материальными и техническими
возможностями
Разработка плана-проспекта необходима при подготовке крупных по объему и
сложных по структуре библиографических пособий. План-проспект содержит
Информация о работе Развитие международного сотрудничества в области библиографии