Развитие международного сотрудничества в области библиографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:15, доклад

Краткое описание

Международное библиографическое сотрудничество осуществляется через участие
разных стран в работе соответствующих международных межправительственных и
неправительственных организаций, которые осуществляют разработку и внедрение
международных библиографических программ и систем. Становление
международного сотрудничества претерпело следующие этапы: 1) становление
сотрудничества – конец 19-начало 20 века; 2) возникновение библиографических
объединений и проведение первых совместных исследований – начало 20 века до
1939 года; 3) сотрудничество в рамках международных и региональных организаций
и осуществление крупнейших международных программ. Первый этап
характеризуется большим количеством издательства международных
библиографических указателей («Международная библиография журнальных
статей»).

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие международного сотрудничества в области библиографии.docx

— 149.89 Кб (Скачать файл)

Особое значение имеет  четкое распределение библиографических функций, как

между отделами библиотеки, так и внутри их. Организационные  особенности

библиографической работы в  специальных библиотеках обусловлены  их

разнообразием и функционированием  некоторых из них в составе  органов

информации. В структуре  крупных научных и научно-технических  библиотек имеется

самостоятельное библиографическое  подразделение. В библиотеках, объединенных

с органами информации, научно-исследовательских  институтов часть

библиографических процессов  выполняется совместно с соответствующим

подразделением органов  информации. Совместная работа позволяет  обеспечить

надежность СБА и повысить качество библиографического обеспечения

управленческой, научной, производственной и коммерческой деятельности

обслуживаемых коллективов. В библиотеках с небольшим  штатом сотрудников

должность библиографа отсутствует, и вся библиографическая работа ведется

библиотекарями. Библиографическое  информирование и справочно-

библиографическое обслуживание в таких библиотеках осуществляется в пределах

их скромных возможностей. Большое влияние на организацию  библиографической

работы оказывает автоматизация  библиографических процессов. Составление

библиографических указателей, библиографическое информирование и справочно-

библиографическое обслуживание осуществляются с помощью компьютеров  и

других технологий. В результате меняется и содержание труда библиографа.

«Россика» - современное состояние

Библиографический учет зарубежных документов о России – библиография россики

– является самостоятельным  звеном системы ретроспективных  пособий

национальной библиографии. Особое внимание уделяется теме русского зарубежья.

РГБ ведет традиционные картотеки по россике; создана БД Rossika (1995) с

универсальной тематикой  по каталогам отдела литературы русского зарубежья и

текущим поступлением в РГБ; на ее основе предлагаются следующие услуги:

распечатка по запросам, передача фрагментов БД на дискетах и др. К 50-летию

Победы РГБ подготовила  первый выпуск библиографического каталога «Великая

Отечественная война» (в составе  цикла «Вторая мировая война  в работах

зарубежных авторов), который  отражает книги из фондов Отдела литературы

русского зарубежья (1996). Большое  внимание уделялось разработке

библиографических пособий  о Москве, созданию пособий «Россия  в лицах»,

посвященных деятелям науки и культуры, писателям. РНБ на основе изучения

уникальной коллекции  книг о России на всех языках, имеющейся  в ее фондах, ведет

исследования и БД в  библиотеках-депозитариях; описание тематических коллекций и

личных собраний из фонда  «Россика», в которой хранится не менее 90%

дореволюционной иностранной  литературы о России; продолжает работу над

библиографическими указателями  о русских прозаиках и поэтах советского периода

и справочникам по россике. Другие библиотеки федерального и регионального

уровней тоже участвуют в  создании библиографических пособий  по россике. Напр.,

Госуд. публичная историческая б-ка России (ГПИБР) – планирует выпуски

библиографических пособий  о государственных деятелях России (указатель Николай

Михайлович Карамзин: указ. трудов, лит. о жизни и творчестве, 1883-1992).

Ретроспективные пособия  национальной библиографии создаются  в печатной или

электронной форме – БД, доступные пользователям через  информационную сеть,

электронные издания, компакт-диски.

Система документальных коммуникаций

Система документальных коммуникаций (система «документ – потребитель

информации»), есть система  функционирования документов в обществе. Документ –

материальный носитель, на котором человеком зафиксирована  информация.

Функционирование документов в обществе – это единство покоя (хранения) и

движения (распространения  и использования) той информации, которая

опосредуется через систему  документальных коммуникаций. Документальные

коммуникации – процессы или способы распространения (передачи) информации в

обществе, осуществляемые с помощью документов. Система документальных

коммуникаций (СДК) обслуживает  все без исключения сферы человеческой

деятельности. В систему  входит целый ряд общественных институтов: редакционно-

издательское дело, книжная  торговля, библиотечное дело, архивное дело, научно-

информационная деятельность и библиографическая деятельность. Книжное дело,

или система «книга - читатель» - это исторически первоначальная, наиболее

развитая и распространенная форма существования СДК. Книга – неотъемлемый и с

течением времени все  более значительный фактор социального  прогресса.

Произведения печати были, остаются и будут главным компонентом  всей СДК.

Общий объем произведений печати, которым располагает сегодня  человечество,

достиг поистине грандиозных  масштабов. Но наши физические возможности

воспринимать информацию весьма ограничены. Человек нуждается в

квалифицированной помощи, обеспечивающей нахождение и точный выбор

необходимых источников информации. Следовательно, возникает потребность  в

специальных посредниках между документами и потребителями, содействующих

наиболее рациональному  и эффективному использованию накопленных обществом

документальных ресурсов. К их числу относится и библиография. Основная

особенность библиографического посредничества, его общее коренное своеобразие,

относящееся как к каталожным, так и некаталожным формам библиографической

информации состоит в  том, что в его ходе организуется движение к потребителям не

самих документов, а лишь сведений о них. Всем трудностям в  СДК

противопоставляются такие  упорядоченные и целенаправленные сведения о

документах, которыми можно пользоваться отдельно и независимо от самих

документов. Отсюда, действия человека, отчуждающего сведения о  документе от

самого документа, - есть исторически  и логически исходный пункт всякой

библиографической деятельности. Такого рода сведения о документах и

фиксируются в понятии  «библиографическая информация».

Роль библиотек  в Консорциуме Европейских научных  библиотек

Для всех библиотек, обладающих ценными коллекциями старопечатных  книг на

русском и европейских языках, актуальны проблемы расширения доступа к этим

фондам и составления  сводных каталогов национального  и международного

уровней. В 1992 году крупнейшие научные библиотеки Европы объединились, чтобы

создать единую базу старопечатных  книг (Hand Press Book Database, т.е. книги

ручного пресса). Объединение  получило название «Консорциум европейских

научных библиотек». В настоящее  время в него входит более 70 библиотек  из 16

европейских стран, в том  числе Российская национальная библиотека (РНБ) с 194

года. Консорциум Европейских  научных библиотек (CERL) был учрежден по

инициативе Базарской государственной библиотеки и Британской библиотеки.

Задачей консорциума на первом этапе было создание единой базы данных записей

всех книг, начиная с 1450 года (времени появления первых европейских  изданий) и

до 1830 года. Предполагалось, что БД обеспечит универсальность  доступа ученых к

описаниям европейских книг определенного периода, на основе информации о

библиотеках, в которых они хранятся и тем самым стимулировать научные

исследования. Цель консорциума  – обеспечение ученых библиографической

информацией в машиночитаемой форме о многоязычной печатной культуре Европы.

Партнерство, экспертная поддержка и размещение БД консорциума обеспечивается

группой научных библиотек  США. Программа загрузки в БД началась в 1996 году и

содержит свыше миллиона записей на книги эпохи ручного  пресса библиотек

Германии, Франции, Италии, Великобритании, Швеции и других европейских стран. С

2001 года начался ввод  записей на книги, изданные  в России в 1700-1800 годы,

хранящиеся в РНБ. В БД появились книги на кириллице, что представляет интерес

для ученых, изучающих историю европейской печати.

Особенности современного управления БДБ

Современная библиотека представляет собой сложную систему, развивающуюся  под

воздействием многих внутренних и внешних факторов. Библиотграфическая служба

выступет в ней в качестве одной из важных подсистем, характерной особенностью

которой является организационная  расчлененность, что затрудняет управление ею.

Каждая социальная система  состоит из 2-х самостоятельных, но взаимосвязанных

систем – управляемой (объект управления) и упраляющей (субъект управления). К

управляемой системе относятся  все элементы и подсистемы, обеспечивающие

непосредственный процесс  создания материальных благ или оказания услуг. К

управляющей системе относятся  все элементы и подсистемы, обеспечивающие

процесс управления. Управляемой  системой в библиотеке являются все

подразделения, которые так или иначе связаны с оказанием услуг читателям. В

качестве управляющей системы выступают дирекция библиотеки и руководители

подразделений, т.е. лица, осуществляющие целенаправленное воздействие на

коллективы сотрудников, занятых в управляемой системе. Важнейшие черты

управления – принятие управленческих решений. Управление неразрывно связано с

информацией. Управленческие воздействия могут формироваться  только на основе

результатов анализа информации о том, как реализованы предыдущие указания

(команды). Наряду с информацией  о производственной деятельности  подразделений

(внутренняя информация) управляющая  система получает информацию  внешнюю

(информация со стороны  однотипных систем). На деятельность  библиотеки

оказывают воздействие не только вышестоящий орган управления, но и библиотеки

других ведомств. Процесс  управления вызван необходимостью обеспечить

целенаправленность и  согласованность работы членов соответствующего

коллектива. Основная функция  управления состоит в том, чтобы  воздействовать на

организованную систему  как объект управления с целью  получения желаемого

результата. Одним из принципов  управления является принцип демократического

централизма, который предполагает сочетание единоначалия и коллегиальности,

централизованного руководства  и самостоятельности коллективов  предприятий,

учреждений в решении  стоящих перед ними экономических, социальных и других

задач, развития инициативы всех сотрудников. Следующий принцип  – научность

управления. Он требует использования  новейших достижений теории управления,

современных технических  средств. Другой наиболее важный принцип  – принцип

маркетинга. Он используется для того, чтобы наиболее полно  удовлетворить

информационные потребности  людей. Принципы управления тесно связаны  с

методами. В теории управления выделяются 3 группы методов: организационно-

распорядительные (административные), экономические и социально-

психологические. Организационно-распорядительным методам свойственен прямой

характер воздействия: любой  административный акт подлежит обязательному

выполнению. Эти методы подразделяются на: организационно-стабилизирующие

(положение о библиотеке), распорядительные (приказы, указания) и дисциплинарные

(материальные и моральные). С помощью экономических методов осуществляется

материальное стимулирование как производственных коллективов, так и отдельных

работников. К социальным методам относятся различные  способы и приемы

воздействия на процесс формирования и развития коллектива, а к психологическим –

регулирование взаимоотношений  между людьми. К функциям управления относятся:

планирование, организация, контроль, учет и регулирование. В теории и практике

управления выделяется еще одна важная составляющая системы управления – ее

организационная структура. В результате развития управленческой деятельности

сложились различные типы структур управления – линейная, функциональная и

смешанный тип – линейно-фунцкиональная. При линейной структуре все функции

управления сосредоточены  в руках руководителя (например, управление небольшой

библиотекой). Функциональная структура предполагает выполнение функций

управления несколькими  руководителями (рядовые сотрудники, нижестоящие

линейные руководители подчинены  нескольким функциональным руководителям). В

практике чаще встречается  смешанный тип, в том числе  и в крупных библиотеках.

Например, при дирекции библиотеки создаются советы по отдельным направлениям

работы библиотеки, и линейные руководители (заведующие отделами)

согласовывают действия по управлению своим подразделением с функциональными

руководителями.

Деятельность ИНИОН  РАН

Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, создан в

1969 году. Он является крупнейшим  центром научной информации в  области

социальных и гуманитарных наук. ИНИОН выпускает широкий  круг

библиографических изданий  по различным направлениям социальных и

гуманитарных наук. Среди них важнейшим представляется библиографический

Информация о работе Развитие международного сотрудничества в области библиографии