Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:15, доклад
Международное библиографическое сотрудничество осуществляется через участие
разных стран в работе соответствующих международных межправительственных и
неправительственных организаций, которые осуществляют разработку и внедрение
международных библиографических программ и систем. Становление
международного сотрудничества претерпело следующие этапы: 1) становление
сотрудничества – конец 19-начало 20 века; 2) возникновение библиографических
объединений и проведение первых совместных исследований – начало 20 века до
1939 года; 3) сотрудничество в рамках международных и региональных организаций
и осуществление крупнейших международных программ. Первый этап
характеризуется большим количеством издательства международных
библиографических указателей («Международная библиография журнальных
статей»).
Особое значение имеет четкое распределение библиографических функций, как
между отделами библиотеки, так и внутри их. Организационные особенности
библиографической работы в
специальных библиотеках
разнообразием и функционированием некоторых из них в составе органов
информации. В структуре
крупных научных и научно-
самостоятельное библиографическое подразделение. В библиотеках, объединенных
с органами информации, научно-исследовательских институтов часть
библиографических процессов
выполняется совместно с
подразделением органов информации. Совместная работа позволяет обеспечить
надежность СБА и повысить качество библиографического обеспечения
управленческой, научной, производственной и коммерческой деятельности
обслуживаемых коллективов. В библиотеках с небольшим штатом сотрудников
должность библиографа отсутствует, и вся библиографическая работа ведется
библиотекарями. Библиографическое информирование и справочно-
библиографическое обслуживание
в таких библиотеках
их скромных возможностей. Большое влияние на организацию библиографической
работы оказывает
библиографических указателей,
библиографическое
библиографическое обслуживание осуществляются с помощью компьютеров и
других технологий. В результате меняется и содержание труда библиографа.
«Россика» - современное состояние
Библиографический учет зарубежных документов о России – библиография россики
– является самостоятельным звеном системы ретроспективных пособий
национальной библиографии. Особое внимание уделяется теме русского зарубежья.
РГБ ведет традиционные картотеки по россике; создана БД Rossika (1995) с
универсальной тематикой по каталогам отдела литературы русского зарубежья и
текущим поступлением в РГБ; на ее основе предлагаются следующие услуги:
распечатка по запросам, передача фрагментов БД на дискетах и др. К 50-летию
Победы РГБ подготовила первый выпуск библиографического каталога «Великая
Отечественная война» (в составе цикла «Вторая мировая война в работах
зарубежных авторов), который отражает книги из фондов Отдела литературы
русского зарубежья (1996). Большое внимание уделялось разработке
библиографических пособий о Москве, созданию пособий «Россия в лицах»,
посвященных деятелям науки и культуры, писателям. РНБ на основе изучения
уникальной коллекции книг о России на всех языках, имеющейся в ее фондах, ведет
исследования и БД в библиотеках-депозитариях; описание тематических коллекций и
личных собраний из фонда «Россика», в которой хранится не менее 90%
дореволюционной иностранной литературы о России; продолжает работу над
библиографическими
и справочникам по россике. Другие библиотеки федерального и регионального
уровней тоже участвуют в создании библиографических пособий по россике. Напр.,
Госуд. публичная историческая б-ка России (ГПИБР) – планирует выпуски
библиографических пособий о государственных деятелях России (указатель Николай
Михайлович Карамзин: указ. трудов, лит. о жизни и творчестве, 1883-1992).
Ретроспективные пособия национальной библиографии создаются в печатной или
электронной форме – БД, доступные пользователям через информационную сеть,
электронные издания, компакт-диски.
Система документальных коммуникаций
Система документальных коммуникаций
(система «документ –
информации»), есть система функционирования документов в обществе. Документ –
материальный носитель, на
котором человеком
Функционирование документов в обществе – это единство покоя (хранения) и
движения (распространения и использования) той информации, которая
опосредуется через систему документальных коммуникаций. Документальные
коммуникации – процессы или способы распространения (передачи) информации в
обществе, осуществляемые с помощью документов. Система документальных
коммуникаций (СДК) обслуживает все без исключения сферы человеческой
деятельности. В систему входит целый ряд общественных институтов: редакционно-
издательское дело, книжная торговля, библиотечное дело, архивное дело, научно-
информационная деятельность
и библиографическая
или система «книга - читатель»
- это исторически
развитая и распространенная форма существования СДК. Книга – неотъемлемый и с
течением времени все более значительный фактор социального прогресса.
Произведения печати были, остаются и будут главным компонентом всей СДК.
Общий объем произведений печати, которым располагает сегодня человечество,
достиг поистине грандиозных масштабов. Но наши физические возможности
воспринимать информацию весьма ограничены. Человек нуждается в
квалифицированной помощи, обеспечивающей нахождение и точный выбор
необходимых источников информации. Следовательно, возникает потребность в
специальных посредниках между документами и потребителями, содействующих
наиболее рациональному и эффективному использованию накопленных обществом
документальных ресурсов.
К их числу относится и
особенность библиографического посредничества, его общее коренное своеобразие,
относящееся как к каталожным, так и некаталожным формам библиографической
информации состоит в том, что в его ходе организуется движение к потребителям не
самих документов, а лишь сведений о них. Всем трудностям в СДК
противопоставляются такие
упорядоченные и
документах, которыми можно пользоваться отдельно и независимо от самих
документов. Отсюда, действия человека, отчуждающего сведения о документе от
самого документа, - есть исторически и логически исходный пункт всякой
библиографической деятельности. Такого рода сведения о документах и
фиксируются в понятии «библиографическая информация».
Роль библиотек
в Консорциуме Европейских
Для всех библиотек, обладающих
ценными коллекциями
русском и европейских языках, актуальны проблемы расширения доступа к этим
фондам и составления
сводных каталогов
уровней. В 1992 году крупнейшие научные библиотеки Европы объединились, чтобы
создать единую базу старопечатных книг (Hand Press Book Database, т.е. книги
ручного пресса). Объединение получило название «Консорциум европейских
научных библиотек». В настоящее время в него входит более 70 библиотек из 16
европейских стран, в том числе Российская национальная библиотека (РНБ) с 194
года. Консорциум Европейских научных библиотек (CERL) был учрежден по
инициативе Базарской государственной библиотеки и Британской библиотеки.
Задачей консорциума на первом этапе было создание единой базы данных записей
всех книг, начиная с 1450 года (времени появления первых европейских изданий) и
до 1830 года. Предполагалось, что БД обеспечит универсальность доступа ученых к
описаниям европейских книг определенного периода, на основе информации о
библиотеках, в которых они хранятся и тем самым стимулировать научные
исследования. Цель консорциума – обеспечение ученых библиографической
информацией в машиночитаемой форме о многоязычной печатной культуре Европы.
Партнерство, экспертная поддержка и размещение БД консорциума обеспечивается
группой научных библиотек США. Программа загрузки в БД началась в 1996 году и
содержит свыше миллиона записей на книги эпохи ручного пресса библиотек
Германии, Франции, Италии, Великобритании, Швеции и других европейских стран. С
2001 года начался ввод записей на книги, изданные в России в 1700-1800 годы,
хранящиеся в РНБ. В БД появились книги на кириллице, что представляет интерес
для ученых, изучающих историю европейской печати.
Особенности современного управления БДБ
Современная библиотека представляет собой сложную систему, развивающуюся под
воздействием многих внутренних и внешних факторов. Библиотграфическая служба
выступет в ней в качестве одной из важных подсистем, характерной особенностью
которой является организационная расчлененность, что затрудняет управление ею.
Каждая социальная система состоит из 2-х самостоятельных, но взаимосвязанных
систем – управляемой (объект управления) и упраляющей (субъект управления). К
управляемой системе относятся все элементы и подсистемы, обеспечивающие
непосредственный процесс создания материальных благ или оказания услуг. К
управляющей системе относятся все элементы и подсистемы, обеспечивающие
процесс управления. Управляемой системой в библиотеке являются все
подразделения, которые так или иначе связаны с оказанием услуг читателям. В
качестве управляющей системы выступают дирекция библиотеки и руководители
подразделений, т.е. лица, осуществляющие целенаправленное воздействие на
коллективы сотрудников, занятых в управляемой системе. Важнейшие черты
управления – принятие управленческих решений. Управление неразрывно связано с
информацией. Управленческие
воздействия могут
результатов анализа информации о том, как реализованы предыдущие указания
(команды). Наряду с информацией
о производственной
(внутренняя информация) управляющая система получает информацию внешнюю
(информация со стороны однотипных систем). На деятельность библиотеки
оказывают воздействие не только вышестоящий орган управления, но и библиотеки
других ведомств. Процесс управления вызван необходимостью обеспечить
целенаправленность и согласованность работы членов соответствующего
коллектива. Основная функция управления состоит в том, чтобы воздействовать на
организованную систему как объект управления с целью получения желаемого
результата. Одним из принципов управления является принцип демократического
централизма, который предполагает сочетание единоначалия и коллегиальности,
централизованного руководства
и самостоятельности
учреждений в решении стоящих перед ними экономических, социальных и других
задач, развития инициативы всех сотрудников. Следующий принцип – научность
управления. Он требует использования новейших достижений теории управления,
современных технических средств. Другой наиболее важный принцип – принцип
маркетинга. Он используется для того, чтобы наиболее полно удовлетворить
информационные потребности людей. Принципы управления тесно связаны с
методами. В теории управления выделяются 3 группы методов: организационно-
распорядительные (административные), экономические и социально-
психологические. Организационно-
характер воздействия: любой административный акт подлежит обязательному
выполнению. Эти методы подразделяются на: организационно-стабилизирующие
(положение о библиотеке), распорядительные (приказы, указания) и дисциплинарные
(материальные и моральные). С помощью экономических методов осуществляется
материальное стимулирование как производственных коллективов, так и отдельных
работников. К социальным методам относятся различные способы и приемы
воздействия на процесс формирования и развития коллектива, а к психологическим –
регулирование взаимоотношений между людьми. К функциям управления относятся:
планирование, организация, контроль, учет и регулирование. В теории и практике
управления выделяется еще одна важная составляющая системы управления – ее
организационная структура. В результате развития управленческой деятельности
сложились различные типы структур управления – линейная, функциональная и
смешанный тип – линейно-фунцкиональная. При линейной структуре все функции
управления сосредоточены в руках руководителя (например, управление небольшой
библиотекой). Функциональная структура предполагает выполнение функций
управления несколькими руководителями (рядовые сотрудники, нижестоящие
линейные руководители подчинены нескольким функциональным руководителям). В
практике чаще встречается смешанный тип, в том числе и в крупных библиотеках.
Например, при дирекции библиотеки создаются советы по отдельным направлениям
работы библиотеки, и линейные руководители (заведующие отделами)
согласовывают действия по управлению своим подразделением с функциональными
руководителями.
Деятельность ИНИОН РАН
Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, создан в
1969 году. Он является крупнейшим центром научной информации в области
социальных и гуманитарных наук. ИНИОН выпускает широкий круг
библиографических изданий по различным направлениям социальных и
гуманитарных наук. Среди них важнейшим представляется библиографический
Информация о работе Развитие международного сотрудничества в области библиографии