Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:15, доклад
Международное библиографическое сотрудничество осуществляется через участие
разных стран в работе соответствующих международных межправительственных и
неправительственных организаций, которые осуществляют разработку и внедрение
международных библиографических программ и систем. Становление
международного сотрудничества претерпело следующие этапы: 1) становление
сотрудничества – конец 19-начало 20 века; 2) возникновение библиографических
объединений и проведение первых совместных исследований – начало 20 века до
1939 года; 3) сотрудничество в рамках международных и региональных организаций
и осуществление крупнейших международных программ. Первый этап
характеризуется большим количеством издательства международных
библиографических указателей («Международная библиография журнальных
статей»).
указатель «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам», который
выходит в сериях «Правоведение, Политология, История, Археология, Этнология,
Религоведение, Экономика» и отражает отечественную и зарубежную литературу,
поступающую в Федеральную библиотеку общественных наук. По тем же
тематическим направлениям ИНИОН издается реферативный журнал «Социальные
и гуманитарные науки», а
также РЖ «Востоковедение и
«Китаеведение» по зарубежной литературе. Библиографические БД ИНИОН по
социальным и гуманитарным наукам ведутся с 1980 г. БД ИНИОН доступны в режиме
on-line (бесплатно) и на компакт-дисках. В них включаются аннотированные описания
книг и статей из журналов и сборников на 140 языках мира, поступивших в
библиотеку ИНИОН. Описания снабжены ссылками на полные тексты источников.
ИНИОН генерирует библиографические БД по экономике и демографии, философии
и социологии, истории, археологии и этнологии, языковедению, литературоведению,
науковедению, государству и праву, религоведению. Ведутся БД, отражающие
депонированные рукописи и редкую книгу. С 1994 года ИНИОН выпускает CD-ROM с
библиографией по социальным и гуманитарным наукам. Производится 2 вида дисков:
текущие (за 1-2 года) и ретроспективные (за 10-15 лет). В обслати экономики
наиболее полным является
библиографический указатель «
социальным и гуманитарным наукам. Экономика». В нем отражается свыше 16 тыс.
документов в год – книг, сборников статей, авторефератов, статей и рецензий из
журналов и сборников, материалов конференций, отчетов и докладов ведомств,
учебников, справочных изданий.
Часть библиографических
1980 г. указатель имеет
машиночитаемый
«Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература.
Экономика» отражает около 4% важнейших публикаций из всего массива,
библиографируемого в указателе, содержит расширенные рефераты с подробным
изложением авторских
концепций. ИНИОН выпускает проблемно-
сборники: «Экономические проблемы Европы», «Россия и современный мир».
ИНИОН обеспечивает сетевой поиск в своих базах данных, а с 2000 года
распространяет их на CD-ROM по подписке и через электронный магазин.
Основные этапы подготовки рекомендательных БП
Составление библиографических пособий – одно из важнейших направлений
деятельности библиотек по библиографированию документов. Составление научно-
вспомогательных библиографических пособий складывается из следующих этапов:
подготовительного, основного и заключительного. Подготовительный этап включает
в себя выбор и изучение темы, разработку плана-проспекта, выявление литературы
по теме пособия. Выбор и изучение определяются прежде всего актуальностью и
социально-общественной значимостью будущего пособия, потребностями читателей
в литературе по конкретной
теме, возможностями
Выбранная тема требует содержательного изучения, продолжительность которого
определяется объективными факторами (сложностью, новизной, степенью
разработанности, документальной обеспеченностью) и субъективными
(профессиональным уровнем библиографов, опытом составительской деятельности,
материальными и техническими
возможностями
Разработка плана-проспекта необходима при подготовке крупных по объему и
сложных по структуре библиографических пособий. План-проспект содержит
обоснование актуальности и новизны темы, определение целевого и читательского
назначения будущего пособия.
В нем обязательно
документов, территориальные и языковые границы отбора документов, структура
библиографической записи, способы группировки документов, условный
предполагаемый объем пособия, основные этапы создания, круг участников-
составителей и их обязанности, сроки завершения работы. Выявление документов –
завершающая операция подготовительного этапа. Результатом этой деятельности
является создание массива библиографических записей по теме пособия.
Выявлению массива документов предшествует определение круга основных и
дополнительных источников информации. При подготовке рекомендательных
пособий в качестве основных источников выявления книг используют документы
органов массовой библиографической информации (Книжное обозрение), а для
статей – небольшой круг основных периодических изданий по теме пособия.
Библиотечные каталоги и картотеки служат основными источниками выявления
литератур при составлении рекомендательных пособий малых форм (списки, планы
чтения, памятки). На этом этапе составляются картотеки: служебная и картотека
основного массива. Основной этап составления пособия включает 2 подэтапа:
аналитический и синтетический. Аналитический подэтап предполагает: общий анализ
документов; уточнение библиографических описаний; аннотирование или
реферирование; индексирование и предметизацию; оформление библиографической
записи. Анализ документов предполагает ознакомление библиографа с содержанием
и формой документов, оценку их научной новизны и значимости, типологических,
стилевых и жанровых особенностей, целевого и читательского назначения, уровня
художественного оформления, издательских особенностей. При анализе изучается
титульный лист, аннотация, издательские сведения, оглавление, примечания и
комментарии. Уточнение библиографических описаний – процесс, при котором
происходит проверка правильности составления библиографических описаний.
Аннотирование или реферирование – процессы, направленные на расширение и
углубление содержательной характеристики документа. Синтетический подэтап
включает: отбор документов; группировку библиографических записей. Отбор –
ограничение массива включаемой в пособие информации в соответствии с
намеченными качественными критериями. Он делится на ограничительный
(формальный и содержательный) и качественный. Формальные ограничения при
отборе могут быть пространственными (фонд библиотеки), формально-
издательскими (вид издания, тираж, объем), хронологическими (время написания) и
др. Содержательные ограничения, когда содержание направлено на определенную
читательскую аудиторию. Качественный отбор – исключение документов, не
соответствующих конкретному читательскому назначению. Группировка
библиографических записей помогает читателю лучше ориентироваться в пособии.
Она включает 3 основные операции: разделение всего массива записей на
определенные группы по избранному признаку; определение последовательности
разделов, подразделов, рубрик; выбор способа расположения записей внутри
рубрик. Различают 3 способа группировки: формальный (по внешним признакам),
содержательный (по тексту) и рекомендательный. Содержательная группировка
бывает систематической, тематической и предметной. При систематической
группировке материал располагается по схеме классификации (ББК, УДК). При
тематической – по названиям разделов и подразделов. При предметной – по
предметным рубрикам. В зависимости от внутренней структуры пособия различают
простую и сложную группировку. При простой все записи располагаются в какой-то
одной последовательности, а членение материала на разделы отсутствует. Сложная
группировка предусматривает распределение описаний по разделам,
подразделениям, рубрикам. Заключительный этап включает в себя подготовку
справочного аппарата, редактирование и оформление библиографического пособия.
В состав справочного аппарата входят: предисловие, вступительная статья,
вспомогательные указатели, приложения, оглавление, методические советы.
Новые технологии и формы библиографического сотрудничества
Информационные технологии и компьютерные сети кардинально изменили
деятельность библиотек и в области международного сотрудничества. При их
помощи осуществляется поиск и предоставление информационных ресурсов
библиотек других стран мира. Поиск сетевых версий библиографических ресурсов
осуществляются через поисковые машины по наименованию организаций-
держателей баз данных, а менее точно – по ключевым словам или типу источника
информации. Для облегчения поиска релевантных материалов в сети Интернет
появились интеллектуальные поисковые работы, так называемые
«автоматизированные библиографы». Интеллектуальный поисковый робот «More
Like This» осуществляет поиск наиболее релевантных документов, которые
ежедневно поставляются на веб-страницу пользователя. Для поиска зарубежных
библиографических ресурсов целесообразно обращаться к электронным каталогам
Библиотеки Конгресса США и экономических колледжей ведущих университетов
мира, в отделах справочной литературы которых легко найти библиографические
источники по той или иной проблеме. Самые широкие возможности доступа к
мировым информационным ресурсам российские ученые имеют через
Международную сеть «Scientific and Technical Information Network». Научно-
техническая информационная сеть STN International является международной
формой сотрудничества 3-х крупнейших фирм Германии, США и Японии.
Пользователи этой сети имеют доступ более чем к 200 библиографическим
полнотекстовым, справочным и числовым базам данных по науке, технике,
промышленности, зарубежным рынкам и фирмам. Наиболее полно представлены:
биологические науки, вычислительная техника, геология, медицина и
здравоохранение, металлы, полимеры, нефть, охрана окружающей среды, сельское
хозяйство, строительство, химия, фармакология, физика, электроника и др.
Обеспечивается доступ к наиболее крупным в мире базам данных, таким как BIOSIS
(область биологических наук с тематическим охватом от космической биологии до
зоологии), «MEDLINE»(информация по всем областям медицины) и другие. С целью
расширения использования БД сети STN в России открыты специальные учебно-
информационные центры (в Московском Международном центре научной и
технической информации, Санкт-Петербургском, Томском, Пермском, Ярославском,
Иркутском и др. ЦНТИ). Российским потребителям предоставлена также возможность
перевода на русский язык рефератов и полных текстов документов, найденных в БД
STN, используя доступ к
специальному серверу
Основные общественные
функции библиографической
Основные общественные функции библиографической информации – это поисковая,
коммуникативная и оценочная. Разграничение основных общественных функций
библиографической информации позволяет осознать неоднородность принципов,
лежащих в основе библиографического обеспечения общества. Ценностное
отношение к документу
характеризует оценочную
коммуникативная функции связаны с формальной и содержательной
упорядоченностью документов. Последовательность основных общественных
функций библиографической информации – поисковая, коммуникативная и
оценочная – отражает переходы от простого к более сложному. Поисковая функция
обладает относительной независимостью. Она может реализовываться
специальными средствами, которые преследуют только поисковые цели. Поисковая
функция осуществляется на базе
конкретного документального
Коммуникативное и оценочное воздействие библиографической информации
завершается на поисковом уровне, когда нужный документ найден и попал в руки
читателя. Коммуникативная функция включает в себе возможности поисковой. Она
реализуется определенным кругом имеющихся в фонде документов. Средства
реализации оценочной функции включают поисковые и коммуникативные
возможности. Нельзя создать
такое библиографическое
только оценочным и несло бы в себе никаких поисковых и коммуникативных начал. В
библиографическом процессе каждая основная общественная функция может
обнаруживаться без
предыдущей. Основные общественные функции как теоретические понятия
абстрактны и просты. Каждая имеет строго определенное значение. Поисковая
функция связана только с пространственным рассеиванием документов, их
идентификацией и
отражением развития во времени содержания и формы документов. Оценочная –
только с целенаправленной оценкой документов по различным критериям. Изучение
общественных функций начинается с потребностей. Не исследовав потребностей,
нельзя сказать ничего определенного о функциях. Существует 3 уровня
документальных потребностей: основной (общий), групповой (частный) и
индивидуальный (единичный).
Основными документально-
потребностями являются потребности в поиске документов, информации о них и их
оценке. В ответ на основные потребности возникает 3 типа соответствий:
Информация о работе Развитие международного сотрудничества в области библиографии