Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:59, курсовая работа
В курсовой работе освещено историческое развитие складывания текстового документа, а именно требования к оформлению основных реквизитов XVIII - XX вв. Отдельные документы состоят из ряда информационных элементов, которые называются реквизитами: наименование вида, автор, адресат, текст, дата, подпись и т.д. Различные документы имеют разный набор реквизитов. Число реквизитов, характеризующих документы, определяется целями создания документа, способом документирования. Совокупность реквизитов, определенное их расположение в документе составляет формуляр-образец документа.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Филиал РГГУ в г. Саратове
Горбачева Елена Вячеславовна
Курсовая работа студентки 1 курса заочного отделения специальности
«Документоведение и архивоведение»
на тему « Развитие формуляра XIX
- начала XX вв.
по дисциплине «Документоведение»
В курсовой работе
освещено историческое
В данной работе
можно познакомиться с
При раскрытии и
изучении данной темы были
использованы следующие
Учебное пособие подготовлено на кафедре документоведения и организации государственного делопроизводства Московского ордена "Знак Почета" государственного историко-архивного института. В нем освещено в историческом развитии складывание формы текстового документа и требований к оформлению основных реквизитов в различные эпохи.
Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М.; Высшая школа, 1963. Предлагаемое учебное пособие определяет предмет, задачи и значение сфрагистики и геральдики, дает представление о их развитии как вспомогательных исторических дисциплин, знакомит с основными типами печатей и гербов. Сфрагистика и геральдика являются вспомогательными историческими дисциплинами, поэтому изложение их дается в связи с историей развития Русского государства. Эволюцию изображений на печатях авторы рассматривают в ограниченной связи с общественным и государственным развитием. Это облегчает ориентировку во всем многообразии печатей и гербов. Эта книга была использована при описании такого реквизита, как удостоверение документа.
Также были использованы и другие источники, которые помогли изучить тему данной курсовой работы.
Тема курсовой работы имеет
особую актуальность. На сегодняшний
день много литературы по теме делопроизводство,
так как оно развивается и
материала по нему появляется все
больше и больше. Управление неразрывно
связано с получением информации,
на базе переработки
которой принимается
Объект исследования – документ.
Предмет исследования - формуляр документа XVIII по XX вв.
Таким образом, целью
данной курсовой работы
Определить круг источников и литературы, отобрать нужный материал для работы.
Познакомиться с развитием документа и его формуляра.
Изучить историческое развитие реквизитов с XVIII по XX вв.
Понять при изучении
как менялось оформление
Формуляр документа XVIII в.
В XVIII в. происходят
изменения в формуляре
Вид документа.
В XVIII в. все документы себя называют. Наименование вида оформляется в отдельный реквизит и обозначалось сначала вместе с заголовком к тексту: "Ведомость о годовых строениях" или вместе с адресатом: " Правительственному Сенату от военной коллегии рапорт". К концу XVIII в. возникло большое количество новых документов. Старые виды документов получили новые наименования. Законодательные и распорядительные акты представлялись указами, инструкциями, регламентами, протоколами, резолюциями, приговорами. Переписка оформлялась несколькими видами документов, которые определялись соподчиненностью учреждений или лиц. Так, сообщение нижестоящего учреждения или должностного лица высшему оформлялось рапортом. Вышестоящее учреждение или должностное лицо посылали требования. Сообщение одного учреждения другому, не связанного соподчиненностью, называлось ведением.
Появились такие виды
как диплом - документ, удостоверяющий
принадлежность лица к
Челобитные назывались нередко прошениями вплоть до 80-х гг. когда Екатерина II издает указ - "вместо челобитен подавать жалобницы или прошения".1
Грамота сохранялась
лишь как документ, обращенный
к иностранным государствам. В
Генеральном регламенте была
названа изобразительная
Можно сказать, что изменение общественно-экономического уклада определяло изменение видов и форм документов, переход одного вида документа в другой. Это можно увидеть на примере учетной документации. В первой четверти XVIII в. вместо приказных и расходных книг появляются приходно-расходные книги. К 70-м гг. XVIII в. учет приходов и доходов, денежный счет давались уже в балансовой форме с указанием в левой стороне источников доходов, в правой - всех видов расходов и целей расхода (в денежном счете указывались оправдательные документы расхода). Эти документы свидетельствовали о появлении бухгалтерского учета.
Табличную форму учетные документы приобретают в XVIII в. Появляются книги, отражающие организацию труда крепостных и административно-полицейский режим - штрафные журналы; записные книги мирских старост, фиксировавших сборы на мирские нужды. В XVIII в. наметился формуляр подворной описи.
Автор документа.
Оформлению автора
документа был посвящен
В указах автор обозначался
вслед наименованию вида
В документах XVIII в. автор отделяется от текста. Обычно автор указывался дважды: в подписи при указании должности и в начале текста вслед за обозначением адресата - наименования учреждения. Например, в указах
автор обозначался в начале текста "Божий милостью Петр I, первый царь и самодержец всероссийский и прочая и протчая и протчая…", в челобитной в начале текста после адресата, отделяясь от него, и от текста: "Бьет челом Первого Московского полка прапорщик Григорий Бражников…"4. В подписи указывались фамилия, имя, отчество автора.
Адресат документа.
Произошли изменения
и в адресате документа. В
начале 1700 г. издается специальный
указ "О неподаче просьб мимо
присутственных мест государю, кроме
великих государственных дел".
Документы должны адресоваться
в конкретное учреждение. На имя
государя могли подаваться
Адресат выделялся
в отдельную строку над
Дата документа.
В документах обычно
указывалась дата их
К середине XVIII в. дата написания документа отделяется от текста и ставится под текстом с левой стороны: "Января 19 дня 1775 года". Обозначение дат имеется в отметках об отправлении: "Послано из местечка Горок, июля 11 день 1708 г. с прапорщиком Никитою Молявиным". Дата получения и регистрации проставлялась по верхнему полю документа на лицевой стороне первого листа.
Удостоверение документа.
В оформлении состава
удостоверения также произошли
большие изменения. Прежде
подписывать акты, исходящие от верховной власти. В документах указывалось, что подпись Петра I была "собственноручною".
Все документы от
указа до письма и челобитной
имели авторскую подпись. В
указе подпись оформлялась
Стремясь повысить ответственность за принимаемое решение, Петр I предписывает в 1707 г. Боярской коллегии непременно подписывать протоколы всеми ее членами и "без того никакого дела не определяли, ибо сим всякого дурость явлена будет"6.
Указом от 4 апреля 1714 г. отменялся прежний способ удостоверения документов: "Секретарям и дьякам, под смертною казнью никаких указов о решении дел не крепить одним по приказу своих принципиалов как прежде бывало, не крепить после всех…"7.
Правила удостоверения
документов были подробно
Указом 30 декабря 1701 г.
было запрещено подписываться
уничижительными именами (
В состав подписи
документов, направленных царю, входила
формула: "Раб твой…", "Вашего
величества нижайший раб…". В
письмах к вышестоящим
Указом Екатерины II
предписывалось изменить
При Екатерине II, а затем и Павле I было запрещено подавать челобитные "скопом и заговором", прошения, подписанные многими лицами, не принимались8.