Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:59, курсовая работа
В курсовой работе освещено историческое развитие складывания текстового документа, а именно требования к оформлению основных реквизитов XVIII - XX вв. Отдельные документы состоят из ряда информационных элементов, которые называются реквизитами: наименование вида, автор, адресат, текст, дата, подпись и т.д. Различные документы имеют разный набор реквизитов. Число реквизитов, характеризующих документы, определяется целями создания документа, способом документирования. Совокупность реквизитов, определенное их расположение в документе составляет формуляр-образец документа.
Другой вид бланка
состоял из обозначения
На бланках писали обычно письма, иногда на бланках писали и отпуски (черновики) писем. В этом случае на левом поле документа указывалось, кто подписывал документ ("подписал", "скрепил").
Указы, журналы, протоколы, записки и др. писались на чистых листах бумаги, без бланков. В "Положении о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве" указывалось, что на бумаге без бланка пишутся "всеподданнейшие" рапорты и прошения.
3. Дата документа.
Дата составления документов
обозначалась по-разному для
В письмах дата составления
документа обозначалась
4. Адресат документа.
Обозначение адресата в XIX в. имелось на сношениях, прошениях, жалобах, отзывах. Правила его написания определялись соподчиненностью учреждений. В сношениях равных учреждений и низших с высшими адресат начинался с предлога "в": "В Правительствующий сенат", "В Палату гражданского суда","В Калужское губернское правление". В отношениях высших присутствующих мест с низшими адресат писался в дательном падеже, что означало: такому-то присутственному месту что-то предписывается или предлагается. Например: "Уездному суду", "Губернскому правлению","Калужскому губернскому правлению". Равные друг с другом и нижестоящие, обращаясь в вышестоящие инстанции, использовали предлог "в".
Если документ адресовался конкретному лицу и нижестоящий обращался к вышестоящему, в состав адресата включалось обращение, соответствующее титулу: "его превосходительству", "его благородию". При общении равных должностных лиц и вышестоящих с нижестоящими титул опускался.
При анализе "сношений" следует иметь в виду, что на одних документах наименование вида обозначалось, а в других "беззаглавных" оно отсутствовало. Его можно определить, зная соподчиненность автора и адресата.
В проектах рационализации делопроизводства во второй половине XIX - начале XX вв. адресованию документов уделялось особое внимание. Так, "Положением о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве" 1911 г. предусматривалось направление документа непосредственно к исполнителю.
Всеобщее употребление конвертов относится к первой четверти XIX в. На них повторяли адресат документа.
5 .Удостоверение документа.
Правила подписания
документа по-прежнему
Законы повторяли
В законе XIX в. подчеркивалось, что справки, сведения, записки, переводы подписывались теми, "коими они были составлены".22
Особое внимание обращалось на оформление выписок и копий. В конце их указывалось, кто подписал подлинник: "Подлинный подписали…" или "На
подлинном надписано". Заверяли копии должностные лица: "Верно: вице-директор…".
Более детально определяется порядок скрепления документов. Указы Сенату скреплялись председателем Совета Министров. Документы, составлявшие переписку министра, скреплялись директором департамента, в котором они готовились, и подписывались министром. Документы, исходившие из департаментов, скреплялись начальником отделения и подписывались директором департамента, исходившие из отделения - соответственно столоначальником и начальником отделения.
В регистрационных
журналах, описях документов, на
отпусках скрепу ставил
Для удостоверения
документов XIX в. употреблялись три
государственные печати: большая,
средняя и малая. Применение
их было строго
Кроме подписи и печати, некоторые виды документов утверждались. Отметка об утверждении на мнениях Государственного совета, например, писалась в конце текста документа: "Воспоследовавшее мнение в общем собрании Государственного совета утвердить соизволил и повелел исполнить".23
На документах начала XX в. отметка об утверждении делается после заголовка над текстом документа. На его копии отмечалось: "На подлинном собственною е. и. в. рукой подписано: "Быть по сему". Эта запись скреплялась государственным секретарем.
Отметка об утверждении
делалась на уставах ("
В начале XX в. акт утверждения документа оформляется специальным грифом. Так, на документе 1915 г. об условиях выдачи ссуд эвакуируемым
предприятиям в левой верхней его части выделялась отметка об утверждении.
6. Резолюция
Резолюции имели конкретные указания по решению вопроса: "Разрешаю перевести в … класс гимназии без испытаний", или "К докладу со справкою". Для документов, не требующих ответа, писалось: "К сведению". Решением Совета министров Министерства, записанном в журнале, министр писал: "исполнить".25
Отметки на документе.
В XIX в. в правилах оформления документов большое место отводилось "особым отметкам". Они подчеркивали степень важности документа: "нужное", "весьма нужное", "секретное", "в собственные руки", "конфиденциально", "строго конфиденциально". Эти отметки делались на правой стороне страницы документа. Другого рода отметки фиксировали дату поступления документа и его регистрации. В конце документа, на последней его странице указывалось, когда и за каким номером документ был исполнен или ставилась отметка: "к делу".26
Форма документа.
Унификации формы документа
способствовала установление
В формуляре документа XIX в. ясно прослеживается стремление к формализации, определению четких правил расположения и оформления реквизитов .
На всем протяжении XIX в. активно развивались другие системы документации, в которых подробно регламентирован состав документов системы, правила их составления и оформления фиксировались в Уставах, в
которых помещались образцы форм документов. Например, вопросы бухгалтерского учета закреплены в "Общем счетном уставе" 1848 г., документирование прохождения государственной службы - в "Уставе о службе гражданской" 1832 г.
Таким образом, в XIX в. формуляр документа выдерживается более строго. В каждом документе имеются все его реквизиты, они получают определенное место.
Изобретение в последней
трети XIX в. пишущих машин, ротапринтов,
гектографов, ротаторов и их достаточно
широкое распространение и
Общегосударственные нормы
в делопроизводственной сфере, заложенные
в "Общем учреждении министерств",
требовали изменений и
Наиболее четко направления и способы совершенствования рационализации делопроизводства сформулированы в Положении о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве, изданном в 1911 г. Положение представляет собой типовую инструкцию по делопроизводству, разработанную военным ведомством для сети подведомственных военных учреждений разных уровней. Оно содержит рекомендации по составлению и оформлению документов, определяет порядок работы с ними, вводит в делопроизводство ряд прогрессивных технологий по передаче документов (телеграммы, телефонограммы), по их копированию и тиражированию.
На всем протяжении XIX в. издавались сборники образцов документов, называемые "письмовники", с целью помочь чиновникам и частным лицам составить документ в соответствии с существующими правилами.
В XIX в. начинается процесс формирования теории делопроизводства, который связан с именами Ф. Русанова, Н. Варадинова, К. Зосимского, В. Вельбрехта. В их трудах формулируются теоретические аспекты составления и оформления деловых бумаг, дается их классификация .
В начале XX в. Россия стояла на пороге новых преобразований в области делопроизводства. Однако смена государственного строя в результате Февральской буржуазно-демократической революции и Октябрьской социалистической революции привела к коренным изменениям в государственном устройстве России и организации делопроизводства.
Главная особенность делопроизводства XIX - начала XX в. заключалась в том, что и организация делопроизводственной службы, порядок оформления
документов и технология работы с ними прочно опирались на законодательную базу.
Государственный аппарат
требует постоянного
В данной работе
рассматривалась тема
В заключение работы
можно сделать следующие
Во-первых, был подобран
материал, связанный с данной
темой. Прочитав и
Во-вторых, был изучен каждый реквизит, что он представлял из себя, какова его роль в документе.
В-третьих, было изучено
историческое развитие