Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:24, дипломная работа
Контроль — это одна из основных функции управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений.
При помощи контроля руководство организации определяет правильность своих решений и устанавливает потребность в их корректировке.
Введение 3
Глава 1. Методологические основы системы контроля в организации 6
1.1. История возникновения контроля в России 6
1.2. Контроль как функция социального управления 7
1.3. Цель и принципы контроля, и основные требования, предъявляемые к нему 15
1.4. Правовое обеспечение контроля 20
1.5. Управленческий контроль. Сущность контроля в условиях организации 21
1.6. Процесс осуществления организационного контроля 35
Глава 2. Сущность системы контроля и оценка ее эффективности на примере Администрации ГО Первоуральск 41
2.1. Специфика системы контроля в Администрации ГО Первоуральск 41
2.2. Анализ и оценка эффективности системы контроля в контрольно-организационном отделе Администрации ГО Первоуральск 43
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения 51
Указанные задачи контроля определяют и три основных направления работы по контролю в организациях:
а) контроль соответствия деятельности аппарата, его структурных подразделений, отдельных работников определенным функциям и функциональным обязанностям;
б) контроль соответствия деятельности аппарата складывающейся в оперативной обстановке, его практическим возможностям (силам и средствам);
в)
контроль эффективности деятельности
аппарата, правильности расстановки сил
и средств, использования рекомендаций
науки управления и передовой практики.
1.3.
Цель и принципы контроля,
и основные требования,
предъявляемые к нему
Принципы контроля - это научно разработанные и апробированные практикой организационно-правовые и нравственные основы организации контроля, обеспечивающие его эффективность.
Контрольная деятельность организуется и осуществляется на основе соблюдения следующих принципов:
1. Принцип законности выражается в требовании к руководителям органов управления, к специальным контрольным органам и должностным лицам не только проверять соблюдение законодательства подконтрольными им учреждениями, но и самим строго выполнять требования законов, нормативных актов, действовать в пределах предоставленных им полномочий. Особое значение реализации принципа законности имеет для контрольной деятельности, осуществляемой в органах внутренних дел, основной целью которых является поддержание к укреплению законности и правопорядка в стране;
2. Принцип гласности контроля заключается в доведении результатов проверки до заинтересованных лиц, в огромной его воспитательной роли в борьбе против несоответствующего выполнения поставленных задач, злоупотреблении служебным положением и т.п. Объективность контроля обеспечивается:
Практика показывает, что объективность контроля обеспечивается также за счет деятельности специальных контрольных аппаратов (сотрудников), не заинтересованных в тех или иных результатах проверки и не зависящих от проверяемых ими учреждений. Контроль может дать полезную информацию при условии тщательной подготовки проверяющих к этой работе, внимательного, скрупулезного, всеобъемлющего изучения всей деятельности проверяемого органа, всех актов и документов, их научного анализа и оценки. Заслушивания объяснений проверяемых и других заинтересованных лиц, выяснения общественного мнения о деятельности проверяемого органа, тщательного изучения причин выявленных недостатков и упущений (Торозова, 2006).
1. Повсеместность контроля означает необходимость проверки не только отстающих в работе аппаратов, но и имеющих положительные результаты, с тем, чтобы своевременно обнаружить положительный опыт и предупредить возможные ошибки. Поэтому контроль должен быть глубоким, охватывать наиболее важные вопросы, решение которых позволяет организацию деятельности всего аппарата. Проверки должны не фиксировать лежащие на поверхности факты, а вскрывать глубокие причины тех или иных явлений, сопоставлять деятельность проверяемых органов за 3-5 и более лет;
2. Действенность и результативность контроля - достижение положительных результатов подконтрольными органами в реализации ими своих функций, она обеспечивается конкретными мерами, направленными на устранение обнаруженных недостатков и дальнейшее совершенствование деятельности проверяемых органов и конкретных исполнителей. Контроль не может ограничиваться только выявлением фактического положения дел. Практическая помощь проверяемому органу и его сотрудникам оказывается в различных формах. Одной из них является разработка плана работы по устранению недостатков. Намеченные в плане мероприятия должны носить комплексный характер и способствовать улучшению работы всей системы подвергнутого контролю выявляются резервы и пути совершенствования деятельности проверяемой службы, подразделения органов внутренних дел;
3. Конкретность контроля состоит в том, что контролирующий должен разобраться с каждым мероприятием, предусмотренным планом, приказом в отдельности, определить качества выполняемой работы, а если она не выполнена, то установить виновных и причины, принять меры к их устранению. Кроме того, по каждому невыполненному мероприятию должен быть установлен новый срок выполнения, чтобы иметь возможность в будущем провести дополнительную проверку;
4. Комплексность контроля вытекает из сложности исполнительно-распорядительной деятельности, многоаспектности организационных и регулятивных связей между различными службами органов внутренних дел, осуществляющими борьбу с преступностью. Она позволяет глубже и всесторонне исследовать, вскрыть причины и условия, имеющихся недостатков в работе, более правильно определить и обосновать меры по их устранению.
Особенность и преимущество контроля состоит в том, что он предполагает глубокий и всесторонний анализ всех участков и линий работы служб и подразделений, решающих единую для всех проблему:
Основная цель контроля, добиться такой организации деятельности служб и подразделений, которая позволила бы в каждом конкретном случае рассматривать взаимодействующие органы, как целостную систему, а их деятельность - как единый процесс.
Критерии эффективности контроля пока еще в достаточной мере не исследованы в нашей литературе. Вместе с тем, работа в этом плане уже проводилась. Анализ наиболее распространенных точек зрения и общетеоретических положений позволяет к критериям эффективности контроля отнести:
Цель контроля - это идеальный образ ожидаемого результата. В каждом конкретном случае она должна быть конкретна. Её определение зависит от предмета, процесса, явления, на которые направлен контроль. Цель одновременно имеет значение организующего и направляющего стержня контрольной деятельности. Например, контроль и оценка проекта управленческого решения преследует цель вскрыть имеющиеся в нем недостатки и за счет их устранения добиться оптимизации решений. Рост какого-либо вида преступлений ставит контролем цель вскрыть причинно-следственные связи, вызвавшие этот процесс (Афанасьев, 2000)
Правильно поставленная цель влияет на выбор средств, с помощью которых она может быть достигнута.
Средства должны быть адекватны цели. При определении средств важное значение имеет соблюдение принципа достижения максимальных результатов при наименьших затратах.
И, наконец, третий критерий - достигнутый результат. Контролирующие должны стремиться к сближению цели и результатов контроля. В то же время, конечный результат зависит и от других факторов, от других мер, принимаемых по итогам контроля.
Эффективными мы можем считать те действия, по осуществлению контроля, которые в полном объеме свидетельствуют о выполнении следующих функций:
После проведенной проверки и результатов рекомендаций, проверяющих уместно будет отметить, что контроль должен быть:
1.4.
Правовое обеспечение
контроля
Термин "обеспечение " собирательный. Применительно к обеспечению контрольной деятельности Администрации города Первоуральск следует говорить об их правильном, организационном и техническом обеспечении.
Управление в правовом обществе находится в неразрывном единстве с правом. Как указал С.С. Алексеев: "Право - это конструкционный компонент управления в обществе, его необходимый инструмент".
Правовыми основами организации контроля Администрации ГО Первоуральск являются положение об Администрации ГО Первоуральск, а также Устав городского округа Первоуральск, регулирующий вопросы организации местного самоуправления на территории муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Свердловской области.
Разработка нормативных актов, регламентирующих деятельность Администрации, является важной задачей. Чем выше уровень нормативных актов, тем полнее они отражают достижения науки и передового опыта, чем детальнее и предметнее регламентируется в них работа подчиненных органов, тем эффективнее функционирует система.
Правовые
и установленные законом
Чтобы системы контроля были эффективными, в организации на всех уровнях должны понимать, что они в большой степени способствуют достижению корпоративных целей. Они не должны восприниматься как системы, которые существуют для того, чтобы ограничивать сотрудников или вводить бюрократические регламентации.
Вопросы
контроля должны постоянно быть в
поле зрения руководителей. Только при
такой организации можно добиться эффективности
контрольной деятельности (Шелякин, 2001).
1.5.
Управленческий контроль.
Сущность контроля в
условиях организации
Практически все исследователи организаций считают, что контроль над поведением членов организации — одна из важнейших функций управления. Контроль можно определить как деятельность, направленную на обнаружение и ликвидацию отклонений от принятых целей и норм (технологических, поведенческих и др.) организации.
На практике контроль
1) оценка существующего объекта и сравнение его с эталоном (например, с нормативным или плановым показателем);
2)
применение санкций,
Современные исследования в области управленческого контроля в организациях базируются на системном подходе. При этом изучается контроль внутри организации (которая в данном случае представляет собой закрытую систему) и внешний контроль, осуществляемый по отношению к основным подсистемам организации (организация рассматривается как открытая система). Американский исследователь организаций Р. Эдвардс разработал типологию управленческого контроля, в соответствии с которой выделяются следующие виды контроля:
- простой — осуществляемый на личностном уровне, где главную роль выполняют межличностные отношения;
- структурный — осуществляемый на уровне системных ролевых отношений, основой которого являются формальные институционализованные связи, основанные на интернализованных нормах, характерных для данной организации и данной корпоративной культуры;
- технически — осуществляемый в ходе выполнения определенного вида деятельности в соответствии с определенными управленческими, информационными или социотехническими технологиями;
- бюрократический — основанный на безличных формальных отношениях, т.е. на правилах, инструкциях и распоряжениях, определяемых существующей иерархией данной организации.
В
ходе функционирования каждой организации
возникает культурно одобряемая
система управленческого и
Информация о работе Система контроля в организации и оценка ее эффективности