Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 17:24, реферат
Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, А.Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения.
По словам Вихровой Н.Н., Шариковой Н.Н., Осиповой В.В. особенность творческого рассказывания в том, что ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему свой прошлый опыт и облекая его в связное повествование.
Введение…………………………………………………………………………...31.
Творческое рассказывание- это …………………………………….…………4
2. Приёмы обучения творческому рассказыванию…………………….……….6
2.1 Традиционные приемы………………………………………………….……6
2.2 Сочинение сказок…………………………………………………………….8
2.3 Творческое описание природы……………………………………………..11
2.4 Творческое рассказывание по сюжетной картине………………………11 3. Требования к методике обучения творческому рассказыванию…………..17 Заключение………………………………………………………………………22Список использованной литературы…………………………………………...23
Введение…………………………………………………………
2. Приёмы обучения творческому рассказыванию…………………….……….6
2.1 Традиционные приемы………………………………………………….……6
2.2 Сочинение сказок…………………………………………………………….
2.3 Творческое описание природы……………………………………………..11
2.4 Творческое рассказывание по сюжетной
картине………………………11
Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, А.Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения.
По словам Вихровой Н.Н., Шариковой Н.Н., Осиповой В.В. особенность творческого рассказывания в том, что ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему свой прошлый опыт и облекая его в связное повествование [2,26].
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире. У них возникает возможность действовать по замыслу. По определению Л.С. Выготского их воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.
Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.
Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.
1. Творческое рассказывание - это …….
Творческое рассказывание детей
рассматривается как вид деятельности,
который захватывает личность ребенка
в целом: требует активной работы воображения,
мышления, речи, проявления наблюдательности,
волевых усилий, участия положительных
эмоций. Среди всех видов связной монологической
речи творческое рассказывание является
наиболее сложным. Современная педагогика
называет творческими такие рассказы
детей, в которых ими придуманы, вымышлены
определенные образы или действия. Подобные
рассказы составляются на основе детского
воображения, которое, по данным психологов,
предполагает значительную аналитико-синтетическую
деятельность мозга.
Словесное творчество выражается в различных
формах рассказов, сказок, стихов, загадок,
небылиц, словотворчестве. От детей требуется
умение выбрать отдельные факты, внести
в них элементы фантазии и составить творческий
рассказ. Термин «творческие рассказы»
– условное название рассказов, которые
дети придумывают сами, т.к. элемент творчества
есть в любом детском рассказе.
Особенности творческого рассказывания
заключаются в том, что ребенок должен
самостоятельно придумывать содержание
(сюжет, воображаемые действующие лица),
опираясь на тему и свой прошлый опыт,
и облекать его в форму связного повествования.
Требуется также умение придумывать завязку,
ход события, кульминацию и развязку. Не
менее сложная задача – точно, выразительно
и занимательно передавать свой замысел.
Творческое рассказывание в какой-то степени
родственно настоящему литературному
творчеству. От ребенка требуется умение
выбрать из имеющихся знаний отдельные
факты, внести в них элемент фантазии и
составить творческий рассказ.
Словесное творчество О.С.Ушакова рассматривает
как деятельность, возникающую под влиянием
произведений искусства и впечатлений
от окружающей жизни и выражающуюся в
создании устных сочинений-рассказов,
сказок, стихов (восприятие произведений
художественной литературы, устного народного
творчества, в том числе и малых фольклорных
форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы)).
Возможность развития творческой речевой
деятельности возникает в старшем дошкольном
возрасте, когда у детей появляется достаточно
большой запас знаний об окружающем мире.
У них возникает возможность действовать
по замыслу. По определению Л.С. Выготского
их воображение из репродуктивного, механически
воспроизводящего действительность превращается
в творческое. Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов,
С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец рассматривают
творческое воображение как сложный психический
процесс, неразрывно связанный с жизненным
опытом ребенка. Творческое воображение
в дошкольном детстве обладает наибольшей
пластичностью и наиболее легко поддается
педагогическим воздействиям.
Так же в старшем дошкольном возрасте
оказываются, в основном, сформированными,
фонетическая и грамматическая стороны
языка и речи. Помимо речевой готовности
к словесному творчеству, в возрасте 5-6
лет у дошкольника формируются определенные
психологические предпосылки: возрастают
активность, интеллектуальность и внутренняя
опосредованность внимания (по Р.С.Немову);
произвольность и образность памяти; логика
и понятийность мышления; управляемость
воображения и др. Перечисленные психические
процессы не только служат базой для порождения
полноценного творческого рассказа, но
и в ходе его составления сами заметно
совершенствуются.
2. Приёмы обучения творческому рассказыванию
Приемы обучения творческому
рассказыванию зависят от
2.1 Традиционные приемы
В старшей группе
в качестве подготовительного
этапа можно использовать
С целью развития творческих умений рекомендуется
такой прием, как придумывание детьми
продолжения авторского текста. Так, после
чтения и пересказывания рассказа Л. Толстого
«Сел дед пить чай» педагог предлагает
продолжить его. Показывает, как можно
придумать окончание, давая свой образец.
В подготовительной к школе группе задачи
обучения творческому рассказыванию усложняются
(умение четко выстраивать сюжетную линию,
использовать средства связи, осознавать
структурную организацию текста). Используются
все виды творческих рассказов, разные
приемы обучения с постепенным усложнением.
Как и в старшей группе, работу с детьми
начинают с придумывания реалистических
сюжетов. Наиболее легким принято считать
придумывание продолжения и завершения
рассказа. Воспитатель дает образец, который
содержит завязку и определяет пути развития
сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать
детей, знакомить с главным героем и его
характером, с обстановкой, в которой происходит
действие. Е. И. Тихеева рекомендовала
давать такое начало, которое бы предоставляло
простор для воображения детей и давало
возможность для развития сюжетной линии
в разных направлениях.
Вспомогательные вопросы, по мнению Л.
А. Пеньевской, являются одним из приемов
активного руководства творческим рассказыванием,
облегчающим ребенку решение творческой
задачи, влияющим на связность и выразительность
речи.
План в виде вопросов помогает сосредоточить
внимание детей на последовательности
и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно
использовать 3 – 4 вопроса, большее их
количество ведет к излишней детализации
действий и описания, что может тормозить
самостоятельность детского замысла.
В процессе рассказывания вопросы задаются
очень осторожно. Можно спросить, что случилось
с героем, о котором ребенок забыл рассказать.
Можно подсказать описание героя, его
характеристику или как закончить рассказ.
Более сложный прием – рассказывание
по сюжету, предложенному педагогом. Например,
воспитатель напоминает, что скоро 23 февраля.
Все дети будут поздравлять своих пап,
дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня
будем учиться придумывать рассказ про
то, как Маша и Коля готовили подарок папе
к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок
папе». Лучшие рассказы мы запишем». Педагог
поставил перед детьми учебную задачу,
мотивировал ее, предложил тему, сюжет,
назвал основных персонажей. Дети должны
придумать содержание, оформить его словесно
в форме повествования, расположить события
в определенной последовательности. В
конце такого занятия можно нарисовать
поздравительные открытки для пап.
Э. П. Короткова разработала систему занятий
по обучению рассказыванию по готовым
сюжетам. Она предлагает серию сюжетов
по близкой и доступной детям тематике,
интересные приемы, активизирующие воображение:
описание персонажа, опора на образ главного
героя при составлении рассказа (полнее
обрисовать его и ситуации, в которых он
участвовал) и др.
Придумывание рассказа на самостоятельно
выбранную тему – самое трудное задание.
Использование этого приема возможно
при наличии у детей элементарных знаний
о структуре повествования и средствах
внутри текстовой связи, а также умения
озаглавить свой рассказ. Педагог советует,
о чем можно придумать рассказ (об интересном
случае, который произошел с мальчиком
или девочкой, о дружбе зверей, о зайце
и волке). Предлагает ребенку придумать
название будущего рассказа и составить
план («Сначала скажи, как твой рассказ
будет называться, и коротко – о чем ты
будешь рассказывать сначала, о чем в середине
и о чем в конце. После этого расскажешь
все»).
Обучение умению придумывать
сказки начинается с введения
элементов фантастики в
Например, воспитатель дает начало рассказа
«Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа
подарил велосипед «Орленок». Малышу он
так понравился, что даже приснился ночью.
Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать
на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша
и что он там увидел, должны придумать
дети. Этот образец в виде начала рассказа
можно дополнить пояснениями: «Во сне
может произойти что-то необыкновенное.
Андрюша мог поехать в разные города и
даже страны, увидеть что-нибудь интересное
или смешное».
Сказки на первых порах лучше ограничивать
сюжетами о животных: «Что случилось в
лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк
и заяц». Ребенку легче придумать сказку
о животных, так как наблюдательность
и любовь к животным дают ему возможность
мысленно представить их в разных условиях.
Но необходим определенный уровень знаний
о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому
обучение умению придумывать сказки о
животных сопровождается рассматриванием
игрушек, картин, просмотром диафильмов.
Чтение и рассказывание детям небольших
рассказов, сказок помогает обратить их
внимание на форму и структуру произведения,
подчеркнуть интересный факт, раскрытый
в нем. Это положительно влияет на качество
детских рассказов и сказок.
Развитие словесного
творчества детей под влиянием
русской народной сказки
1-й этап - активизируется
запас известных сказок в речевой деятельности
дошкольников с целью усвоения их содержания,
образов и сюжетов.
2-й этап - под
руководством воспитателя осуществляется
анализ схемы построения сказочного повествования,
развития сюжета (повторность, цепная
композиция, традиционный зачин и концовка).
Детей побуждают использовать эти элементы
в их собственных сочинениях. Воспитатель
обращается к приемам совместного творчества:
выбирает тему, называет персонажей –
героев будущей сказки, советует план,
начинает сказку, помогает вопросами,
подсказывает развитие сюжета.
3-й этап - активизируется
самостоятельное развитие сказочного
повествования: детям предлагается придумать
сказку по готовым темам, сюжету, персонажам;
самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей.
Одним из приемов развития навыка творческого
рассказывания является обучение детей
составлению сказок по силуэтным изображениям.
В качестве элементов модели ребенку предъявляются
силуэты животных, растений, людей или
природных явлений (снег, дождь и т.п.) Воспитатель
задает начало сказки и предлагает продолжить
ее, опираясь на силуэтные изображения.
В темном лесу, в самой его глубине, есть
солнечная полянка. В центре полянки растет
цветок… (затем дети выбирают силуэты
других героев и заканчивают сказку). Особенность
данных элементов в том, что силуэтные
изображения, в отличие от картинного
материала, задают определенный обобщенный
образ, не раскрывая его смыслового содержания.
Определение характера, настроения, даже
внешнего вида героя – прерогатива самого
ребенка. Дети наделяют силуэты предметов
определенными смысловыми качествами.
На последующих этапах ребенок сам придумывает
сюжет сказки по заданной теме, выбирая
силуэты для модели в соответствии со
своим замыслом.
По мере овладения навыком моделирования
дети используют вместо развернутой предметной
модели обобщенную, содержащую только
ключевые моменты. Происходит свертывание
модели, переход ее в заместитель.
Элементами модели-заместителя являются
схематичные зарисовки, сделанные детьми
по ходу слушания рассказа. Количество
элементов модели сначала определяется
воспитателем, а затем, по мере усвоения
навыка, самим ребенком – осуществляется
переход от подробного пересказа к краткому.
Модель-заместитель служит также планом
при составлении творческого рассказа.
• пересказ – слушание текста - составление
модели - пересказ текста по модели;
• творческий рассказ – составление модели
рассказа – рассказ по модели.
2.3 Творческое описание природы
Описание природы является
наиболее сложным видом детских сочинений.
Эффективной считается такая последовательность
обучения описанию природы:
1. Обогащение детских представлений и
впечатлений о природе в процессе наблюдений,
обучение умению видеть красоту окружающей
природы.
2.Углубление детских впечатлений о природе
путем рассматривания художественных
картин и сравнения красоты изображенного
с живой действительностью.
3. Обучение детей описанию объектов природы
по представлению.
4.Обучение умению описывать природу, обобщать
свои знания, впечатления, полученные
во время наблюдений, рассматривания картин,
слушания художественных произведений.
Интересны описания-миниатюры (О. С. Ушакова).
Например, после небольшой беседы о весне
и лексических упражнений детям предлагают
рассказать о природе весной.
Примеры упражнений: «Как можно сказать
о весне, какая весна? (Весна-красна, жарка,
весна-зелена, теплая, солнечная.) Какая
трава весной? (Зеленая, нежная трава-мурава,
травка шепчет, мягкая, травушка-муравушка,
росистая, трава-шелкова, мягкая, как одеяло)
Какая может быть яблонька весной? (Белоснежная,
душистая, цветущая, бледнорозовая, как
снег белая, нежная)».
2.4 Творческое рассказывание по сюжетной картине
Работа по обучению творческому
рассказыванию по сюжетной картине состоит
из 6 этапов.
Анализ содержания картины
Начальный этап работы по картине включает
в себя установление:
• места действия,
• времени действия,
• свойств объектов и предметов,
• целей действия каждого персонажа,
• причинно-следственных связей между
объектами и явлениями и пр.
Во время ответов на вопросы
взрослый следит за четкостью, аргументированностью,
полным и грамотным построением ребенком
всех предложений.
При необходимости взрослый исправляет
неточности высказываний ребенка, выражая
свое несогласие с ним как вариант ответа
(«А, может быть, так лучше?»). Активизация
психических процессов, необходимых для
творческого рассказывания
Большое значение для воспитания
навыков творческого рассказывания имеет
подготовка психологической базы, а именно
развитие:
• интереса,
• внимания,
• памяти,
• инициативности,
• воображения,
• мышления (в том числе критического)
и др.
Активизировать названные процессы
можно с помощью вопросов и заданий, причем,
помимо их содержания, важна форма, то,
как они предлагаются.
Известно, что во время индивидуальных
занятий ребенок, целиком ориентированный
на взрослого, невольно копирует его психологический
настрой. Поэтому педагогу или родителю,
особенно на данном этапе работы, желательно
самому проявить активность, собранность,
эмоциональность и заинтересованность.
Составление
исходного рассказа по картине
Цель данного этапа на доступном материале
выработать, закрепить либо улучшить у
ребенка навык составления связного рассказа,
чтобы затем перенести этот навык на творческий
рассказ. Благодаря наличию наглядной
опоры в виде сюжетной картины, ребенку
намного проще составить исходный рассказ,
чем творческий.
Перед составлением
рассказа взрослый объясняет ребенку,
что будет записывать каждое правильно
составленное им предложение в таблицу,
которая дана вместе с картиной. Получившуюся
историю можно будет прочитать родственникам,
друзьям и знакомым. Таким образом, запись
рассказа явится дополнительным источником
положительной мотивации для его составления.
При составлении рассказа ребенком взрослый
следит за его связностью, последовательностью,
объяснением причинно-следственных взаимосвязей
(не только что и когда происходит, но и
почему).
Во время формулирования предложений
рассказа взрослый при необходимости
помогает ребенку, исправляет неточности,
добавляет слова и выражения.
В случаях когда ребенок совсем не может
составить рассказ, взрослый составляет
его самостоятельно. После прослушивания
рассказа ребенок воспроизводит его целиком.
Однако следует помнить высказывание
Ф.А.Сохина о том, что «...образец дается
для обобщенного подражания, а не для простого
воспроизведения».