Творческое рассказывание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 17:24, реферат

Краткое описание

Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, А.Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения.
По словам Вихровой Н.Н., Шариковой Н.Н., Осиповой В.В. особенность творческого рассказывания в том, что ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему свой прошлый опыт и облекая его в связное повествование.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...31.
Творческое рассказывание- это …………………………………….…………4
2. Приёмы обучения творческому рассказыванию…………………….……….6
2.1 Традиционные приемы………………………………………………….……6
2.2 Сочинение сказок…………………………………………………………….8
2.3 Творческое описание природы……………………………………………..11
2.4 Творческое рассказывание по сюжетной картине………………………11 3. Требования к методике обучения творческому рассказыванию…………..17 Заключение………………………………………………………………………22Список использованной литературы…………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 38.84 Кб (Скачать файл)

Планирование творческого рассказа 
От успеха работы на данном этапе зависит достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается 
• в трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания, обсуждении замысла, 
• выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории), 
• составлении «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемых ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания), 
• построении плана изложения (можно в графическом варианте), 
• установлении объекта для прямой речи, 
• придумывании заголовка к рассказу.

При планировании рассказа взрослый вначале объясняет ребенку задачу изменения сюжета картины (она может заключаться в добавлении последующих событий, замене объекта, изменении времени действия и пр). 
Полезно, если до составления творческого рассказа ребенок придумает для него свое название, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием. 
Если планируемый рассказ оказывается слишком объемным для запоминания, можно предложить ребенку составить его графический план (изобразить с помощью рисунков-символов основные этапы повествования). 
Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств

Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием 
• точных слов, 
• образных сравнений, 
• грамотных, четких предложений, 
• связей предложений и частей рассказа, 
• выразительности, 
• интонирования, 
• акцентирования наиболее значимых слов, 
• плавности речи, 
• фонетической четкости каждой фразы.

Существуют следующие приемы творческого рассказывания по сюжетной картине.                                                                                                                                       -   Придумывание рассказа от имени какого-нибудь живого предмета, от первого лица. (н-р: составить рассказ от имени  кошки. Представьте, что вы кошка. Расскажите о себе, что видите, что чувствуете, как себя ведёте.). 
-  Придумывание рассказа от имени неживого предмета (оживление неживого предмета). 
Рассказ ведётся от имени кресла, корзины. Представьте, что вы кресло. Опишите, что вы видите перед собой, что чувствуете, что можете сказать о себе и окружающем.                                                                                                                                       - Придумывание сказки (кантоминация). 
Н-р: «Если бы я была феей» 
-Придумывание рассказа по пословице и картине. 
Примерные темы: 
-«Дерево дорого плодами, а человек- делами». 
-«Жизнь дана на добрые дела». И т.п.  
Сначала проводится работа по осознанию смысла пословицы, затем данный смысл применяется к картине и составляется рассказ. 
-Придумывание эмоционально окрашенных рассказов. 
Предварительно нужна работа по формированию представлений об эмоциональных состояниях. 
-Придумывание смешной истории. 
-Придумывание печальной истории. 
Сочиняя печальную историю, нужно помнить: история должна иметь счастливый конец. 
 -Придумывание рассказа с недостающим предметом. (рассказ-рассуждение, доказательство своего мнения). На картине закрывают какой-то предмет (важный для понимания ситуации), и педагог предлагает детям догадаться, что это за предмет, и доказать своё мнение.                                                                       - Составление рассказа с введением в повествование нового предмета или персонажа. 
-Составление рассказа с разрешением проблемной ситуации. 
Проблемная ситуация – это сложный вопрос, на который нет видимого решения. 
-Составления рассказа – инсценировки. 
Среди детей распределяются роли, определяются реплики персонажей, их действия, слова автора берёт на себя педагог. 
-Составление рассказа-небылицы. 
Н-р: «Как кошка Мурка кормила девочку Машу». 
-Сочинение стихотворения по картине.

Такое разнообразие приемов при минимальном изменении условий составлении рассказа можно использовать при обучении детей творческому рассказыванию с использованием сюжетной картины. 
     Взрослый может  записывать рассказ ребенка, чтобы затем обсудить и оценить его. При записи рассказа взрослый не должен подменять речь ребенка своими словами. Вначале следует исправить ошибки ребенка, устранить неточности высказываний, добиться правильного построения фраз и только затем записывать их. 
Прежде всего, следует уточнить слова, с которых ребенок начнет рассказ (Однажды... Как-то раз... В один летний день и пр.). Затем необходимо обсудить финальные слова, в которых отразятся мораль либо основной смысл высказывания. 
При работе над связностью детского рассказа взрослому желательно уточнить слова для связи предложений (потом, теперь, в это время), имена детей, местоимения и пр. Следует помнить высказывание Ф. А. Сохина: «Связность речи это связность мыслей!». 
В случаях, когда ребенок совсем не может составить творческий рассказ, взрослый зачитывает ему образец, данный в приложении в конце пособия. После прослушивания рассказа ребенок воспроизводит его самостоятельно. 
Анализ и оценка творческого рассказа 
Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах. 

 

3.Требования к  методике обучения творческому  рассказыванию

Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. От детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ

Термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т.к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Словесное творчество О.С.Ушакова рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов (восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы)).

Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются:

1. обогащение опыта детей  впечатлениями из жизни;

2. обогащение и активизация  словаря;

3. умение детей связно  рассказывать, владеть структурой  связного высказывания;

4. правильное понимание  детьми задания придумать.

Н.А. Ветлугина в формировании детского художественного творчества выделила три этапа [1,345]

На первом этапе происходит накопление опыта: педагог организует получение жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество, учит образному видению окружающего, важна роль искусства.

Второй этап - собственно процесс детского творчества (возникает замысел, идут поиски художественных средств). Важна установка на новую деятельность (придумаем рассказ, творческие задания). Наличие замысла побуждает детей к поискам композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.

На третьем этапе появляется новая продукция (ее качество, ее завершение, эстетическое удовольствие). Анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.

Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

Условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.

Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

Еще одно условие - правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Варианты творческого рассказывания по Логиновой В.И., Максакову А.И., Поповой Н.И. и другим [3,126] :

1. придумывание предложения  и завершение рассказа ( воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;

2. придумывание рассказа  или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в  развитии содержания), Пеньевская Л.А. предлагает составлять план в естественной разговорной форме;

3. придумывание рассказа  по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает  автором, выбирает содержание и  форму, тема должна эмоционально  настраивать, некоторые рассказы  могут объединяться в серию  по темам.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

По рекомендации Коротковой Э.П. дети учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать концовку рассказа.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Заключение  

 Таким образом, творческое  рассказывание  детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. 
    В кратком изложении последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:  
• ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается воспитателем; 
• предлагаются конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;  
• конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа; 
• ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, воспитателем задается тема рассказа: например, "Весенняя сказка”; 
• и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа. 
    Представленные в данной работе приемы позволяют повысить эффективность как коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, так и могут использоваться в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к творческому рассказыванию и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.  

 

                        Список использованной литературы

1. Алексеева М.М., Яшина  В.И. Методика развития речи и  обучения родному языку дошкольников - М.: Академия, 1998 - 400с.

2. Вихрова И.Н., Шарикова Н.Н., Осипова В.В. Коррекция речи и мелкой моторики через рисование штрихом // Дошкольная педагогика, 2005 - №2 -24-28с.

3. Логинова В.И., Максаков  А.И., Попова М.И. и др.Развитие речи детей дошкольного возраста - под ред. Ф.А.Сохина - М.: Просвещение, 1984 - 223с.

4. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи - М.: Академия, 2004 - 304с.

Информация о работе Творческое рассказывание