Шпаргалка по "Управлению, хранению документов"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 19:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Управлению, хранению документов".

Вложенные файлы: 1 файл

1..docx

— 58.76 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие «управление архивным делом» в современных условиях.

Управление – это организация  деятельности по выполнению его работниками  задач и функций архива.

Основные факторы, воздействующие на современное состояние  архивного дела в России:

- законодательное   регулирование   архивного  дела  страны,   смежных, 
соприкасающихся  и  пересекающихся  с  ним  сфер  жизнедеятельности 
личности, общества, государства;

  • политическая перестройка жизнедеятельности российского общества;
  • социальные перемены жизнедеятельности российского общества;
  • экономические изменения в российском обществе.
  • Но архивное дело представляет собой сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов: муниципальные образования имеют свои архивы, и естественно возникла необходимость урегулирования вопросов хранения ими документов.
  • Государственная политика реализуется через нормативные акты, и принятие федеральных законов является важнейшей частью государственной политики в соответствующих сферах. Принятие в 2004 году Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» ознаменовало собой новый этап развития российского общества. Одной из особенностей нового Федерального Закона является форма документа. В законе детально проработаны вопросы организации архивной работы по всем направлениям. О хранении, комплектовании, учете и использовании архивных документов в Закон входят три самостоятельных раздела: «Хранение и учет архивных документов», «Комплектование архивов архивными документами», «Доступ к архивным документам и их использование».
  • Вопросы управления архивным делом в Российской Федерации регламентируются третьей главой структура, которой выглядит следующим образом:

1. Создание архивов.

2. Организация управления архивным  делом в Российской Федерации.

3. Финансовое и материально-техническое  обеспечение архивного дела.

4. Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации.

6.Взаимодействие ФАА  РФ  с органами управления архивным  делом в субъектах федерации.

Говоря об органах управления архивным делом субъектах РФ, следует обратить внимание на то, что они не имеют  сейчас характерного для советского периода единообразия статуса и  наименований есть архивные отделы, есть управления, есть комитеты. Объясняется  это тем, что в соответствии с  действующим законодательством  субъекты федерации самостоятельно решают вопросы архивного дела, кроме  тех, которые отнесены к исключительному  ведению РФ или совместному.

2.Понятие «экономика  архивного дела»

Организация и экономика архивного  дела базируется на соответствующих  юридических и экономических дисциплинах.

Основные черты и  тенденции в финансировании архивного  дела в России XX века:

- Декрет СНК от 1.06.1918 г, "О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР" как первый правовой акт, закрепивший самостоятельность бюджетов архивных учреждений;

  • переход архивных учреждений  в ведение НКВД и улучшение их экономического положения;
  • создание  ГАУ  при  СМ  СССР  с возложением на  него  функций самостоятельного    накопления    бюджетных    средств    и    частичного централизованного их распределения;

- принцип остаточного финансирования архивного дела;

- введение финансирования архивного дела самостоятельной строкой в Закон о бюджетной классификации;

- закрепление тенденции к стабилизации финансирования архивного дела.

Основные источники  финансирования государственных и  муниципальных архивных учреждений в современных условиях:

  • бюджетное финансирование - текущее, программное;
  • внебюджетные поступления;

- средства, получаемые в виде грантов зарубежных и научных фондов; благотворительная (спонсорская, меценатская) помощь;

- средства,  получаемые  за  исполнение  отдельных  видов  социально-правовых, генеалогических запросов физических лиц и отдельных видов тематических запросов юридических лиц;

- поступление от зарубежных физических и юридических лиц в порядке компенсации за хранение архивов, перемещенных на территорию России в результате Второй мировой войны.

Основные   источники   финансирования   негосударственный   архивных учреждений:

  • средства собственников, владельцев и распорядителей негосударственных архивных учреждений;
  • средства, получаемые за счет договоров в виде грантов, за использование различного вида запросов физических и юридических лиц;
  • средства, поступающие из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации в порядке попечительства над негосударственными архивами.

Организация    экономической    деятельности    в    государственном    и муниципальных архивах:

  • анализ экономической ситуации;
  • планирование бюджетных и внебюджетных поступлений;
  • контроль за своевременностью и полнотой бюджетных и внебюджетных 
    поступлений и их использованием;
  • обеспечение строгой документации экономической деятельности архива в 
    соответствии с действующими нормативно-методическими документами и 
    оперативное отслеживание всех изменений в них;

обеспечение достоверной  и своевременной отчетности об экономической деятельности архива,

3.Современная  законодательная база архивного  дела в России.

  Основные современные законодательные  акты появились в 90-х годах  XX века.

К 2001 году состояние правового регулирования  архивного дела далеко не во всем отвечало современным реалиям. 25 октября 2004 года вступил в действие Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации». В отличие от Основ законодательства, являющихся по своей форме сводом наиболее общих правовых установок, в новом законе более детально и технологично отражены вопросы организации архивной работы по всем ее направлениям. Закон не отменяет права субъектов Российской Федерации принимать в пределах предоставленной им компетенции собственные архивные законы. Серьезно расширена сфера действия закона, регулирующего отношения по организации хранения, комплектования, учета, использования не только документов Архивного фонда Российской Федерации (т. е. подлежащих постоянному хранению), но и других архивных документов (с временными сроками хранения). Нормы закона тщательно состыкованы с действующим законодательством. Закон де-юре закрепляет сложившееся в стране фактическое разделение архивных фондов, т. е. федеральной собственностью объявляются архивные документы, хранящиеся в федеральных архивах, содержание которых полностью обеспечивает федеральный бюджет. В собственности субъектов Российской Федерации остаются все документы, хранящиеся в региональных государственных архивах, которые финансируются из средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В закон включена новая для архивного права норма: территориальные организации федеральных органов государственной власти могут сдавать свои документы в региональные архивы на договорной основе. Следующая новация закона - норма о том, что документы Архивного фонда России, поступившие на хранение в государственные и муниципальные архивы, не входят в состав их имущества. Своеобразным дополнением к Гражданскому кодексу России является статья закона "Обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по комплектованию государственных и муниципальных архивов", которая подробно объясняет, как поступать с архивными документами при реорганизации (в том числе путем преобразования, разделения или выделения) или ликвидации юридических лиц различных форм собственности.

  Абсолютно новой является  статья об особенностях гражданского  оборота документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности. Закон сохраняет установившиеся после распада СССР и оправдавшие себя демократичные нормы доступа к открытой архивной информации, учитывает конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни. В настоящее время стране действует не менее 50 законодательных актов, прямо или косвенно регулирующих вопросы архивной сферы, к которым относятся законодательные акты о культуре; информационных технологиях и защите информации; государственной тайне; службе внешней разведки; оперативно-розыскной деятельности; авторском праве; и многие другие. Условно специалисты разделяют их на три группы:

  1)акты фундаментального характера,  регламентирующие весь комплекс вопросов отнесенных к компетенции архивной сферы;

  2) акты, регламентирующие процессы  комплектования, хранения, учета архивных документов;

  3) акты регламентирующие доступ  к архивным документам и их использование.

  В принятом новом Кодексе  об административных нарушениях  появились статьи об ответственности за хранение использование документов(ст.13.20).

4.Нормативная и методическая  база, регулирующая экономические  основы деятельности архивов.

5.Взаимодействие  ФАА РФ  и федеральных архивов.

Федеральное архивное агентство (Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела.

В непосредственном подчинении ФАА  РФ(в результате осуществления административной реформы 2004 г.) находятся федеральные архивы (15), Объединение по эксплуатации и техническом обслуживанию федеральных архивов (ОЭТО) и Всероссийский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД). Федеральное архивное агентство создало, поддерживает и развивает отраслевой портал «Архивы Росси», на котором все федеральные архивы имеют свои страницы; одновременно Росархив и 7 федеральных архивов имеют собственное представительство в сети Интернет в виде сайта.

9.Система  органов  управления  архивным делом и  архивов в России.

Государственное управление архивным делом в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, правительствами республик в составе Российской Федерации, органами исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов и районов через образуемые ими органы управления архивным делом.

Ведение архивного дела возлагается  на центральный орган исполнительной власти РФ в области архивного  дела – Федеральное архивное агентство  России, ее органы и учреждения.

В систему ФАА России входят:

  • государственные органы управления архивных делом республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов;
  • архивные учреждения: федеральные государственные архивы и центры хранения документации, центральные государственные архивы и центры хранения документации республик в составе РФ, государственные архивы и центры хранения документации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов;
  • научно-исследовательские учреждения и другие организации и предприятия, обеспечивающие ее деятельность.

В связи с проводимой в России административной реформой, произошли изменения и в организации управления архивном делом в стране. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная архивная служба России переименована в Федеральное архивное агентство в составе Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ

от 17 июня 2004 года № 290 было утверждено Положение «О Федеральном архивном агентстве». По этому положению Федеральное архивное агентство утрачивает функции нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев,

установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.   Современная система архивов России представлена четырьмя типами:

государственные архивы, ведомственные  архивы, негосударственные архивы, муниципальные архивы. Каждый из этих типов архивов в свою очередь представлен неким множеством, составляющие которого формально и неформально имеют не только общие черты, но и существенные различия.

  Государственные архивы представлены  двумя видами: архивы федерального уровня и архивы субъектов Российской Федерации. Федеральные государственные архивы включают исторические, т.е.

некомплектующиеся архивы и комплектующиеся специализированные архивы. Государственные архивы субъектов Федерации в целом также представлены аналогичными подвидами архивов.

  Ведомственные архивы оформились  в три вида: текущие архивы собственно ведомств, текущие архивы учреждений, организаций, предприятий,    входящих    в    состав   ведомственных    систем,     и

специализированные отраслевые ведомственные  фонды с централизованной организацией хранения исторических и оперативных документальных комплексов.

Государственные архивы — это специализированные государственные учреждения, основное звено системы учреждений архивной службы России.

В целях постоянного (вечного) хранения вверенной им государственной части Архивного фонда Российской Федерации они осуществляют учет архивных документов, обеспечивают их сохранность, комплектуются документами государственных организаций и передаваемыми им документами негосударственных организаций и физических лиц; создают и совершенствуют научно-справочный аппарат к архивным документам и информационные технологии; обеспечивают условия для использования архивных документов юридическими и физическими лицами, осуществляют

информационное обслуживание органов  государственной власти и самостоятельное использование архивных документов в интересах укрепления российской государственности, обеспечения общественных потребностей в ретроспективной документной информации. Формируя, храня и организуя использование архивных документов, государственные архивы тем самым участвуют в сборе, обработке, накоплении, хранении, поиске и распространении архивной информации.

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению, хранению документов"