Анализ работы Сбербанка с пластиковыми картами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Если сравнивать банковские карточки с депозитными счетами, как механизм привлечения средств населения, то карточки менее эффективны, потому что процентная ставка на остаток по карточному счету может быть значительнее ниже, чем процентная ставка по депозиту. Но интерес к карточкам все равно сохраняется, так как он обусловлен не столько процентами, сколько другими факторами: удобство пользования, автоматическое предоставление банковского кредита, возможность отсрочить погашение долга, регулярное получение полной информации о произведенных операциях.
Введение расчетной системы на основе банковских карточек имеет преимущества и для банка:
- преодоление пространственных ограничений по привлечению и обслуживанию клиентуры;
- привлечение новых корпоративных и частных клиентов;
- увеличение оборотных средств;

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
I. Теоретические основы использования пластиковых карт
1.1 История возникновения пластиковых карт……………………………...7
2.1 Виды пластиковых карт …………………..…………………………….. 15
3.1 Мировой опыт использования пластиковых карт……………………... 29
4.1 Российский опыт использования пластиковых карт…………………...35
II. Операции Сбербанка с пластиковыми карточками
1.2 Виды пластиковых карт Сбербанка……………………………………..44
2.2 Операции с пластиковыми картами. ……………………………………..49
2.3 Особенности расчетов с пластиковыми картами…………………………... 52
III. Анализ работы Сбербанка с пластиковыми картами
3.1 Анализ работы Сбербанка с пластиковыми картами…………………. 62
3.2 Основные направления и перспективы развития отечественного рынка пластиковых карт……………………………………………………….. 75
Заключение ……………………………………………………………… 80
Приложение ………………………………………………………………83
Список литературы ……………………………………………………. 99

Вложенные файлы: 1 файл

ьезнал.docx

— 357.79 Кб (Скачать файл)

Суперсмарт-карты. Примером может служить многоцелевая карта фирмы Toshiba, используемая в системе VISA. В дополнение ко всем возможностям обычной микропроцессорной карты, эта карта также имеет небольшой дисплей и вспомогательную клавиатуру для ввода данных. Эта карта объединяет в себе кредитную, дебетовую и предоплатную карты, а также выполняет функции часов, календаря, калькулятора, осуществляет конвертацию валюты, может служить записной книжкой и т.д. Из-за высокой стоимости, суперсмарт-карты не имеют сегодня широкого распространения, но их использование будет, вероятно, расти.

В 1981 году Дж. Дрекслером была изобретена оптическая карточка. Карты оптической памятиимеют большую емкость, чем карты памяти, но данные на них могут быть записаны только один раз. В таких картах используется  WORM-технология (однократная запись - многократное чтение). Запись и считывание информации с такой карты производится специальной аппаратурой с использованием лазера (откуда другое название - лазерная карта). Технология, применяемая в картах, подобна той, которая используется в лазерных дисках.  Основное преимущество таких карточек - возможность хранения больших объемов информации. Такие карточки в банковских технологиях распространения пока не получили вследствие высокой стоимости как самих карточек, так и считывающего оборудования[14].

1.3    Мировой опыт использования пластиковых карт.

Третья финансовая революция  началась в США, в 1950 году, когда компания “Diners Club” ввела в обращение,  как средство безналичных расчетов, платежные карточки, принимаемые в оплату за обслуживание в ресторанах, отелях и туристических агентствах. Впоследствии они получили названия карточек туризма и развлечений. Эта была, по существу, первая полномасштабная схема трехстороннего соглашения  с участием эмитента карточки, торговых предприятий и держателей карточек. К 1957г. в  США было уже 26 банков-эмитентов,  в программах которых участвовало 754 тыс. держателей карточек  и около 11 тыс. торговцев. Объем платежей составлял 400 млн. долл. в год.

1 октября 1958 года была  выпущена первая карта «American Express ». Уже через год эта компания насчитывала 32 000 предприятий и более 475 000 держателей карточек. Такой успех American Express  объясняется прежде всего тем, что компания приобрела «Юниверсал Трэвел Кард», выпускавшуюся Ассоциацией американских отелей. Но главной причиной была уже существовавшая разветвленная международная сеть обслуживания дорожных чеков «American Express » и огромные финансовые средства, позволившие кредитовать клиентов.

На первом этапе развития банки рассматривали карточки как  дополнительную услугу клиентам и не видели  тех огромных потенциальных возможностей, которые открывали карточки в сфере расчетов и кредитования.

Принципиально новый период в развитии карточного бизнеса начался, когда в него вступили первый и  второй по величине американские банки: “Bank of America” и Чейз Манхэттен Бэнк. Это произошло так же в 1958 году.

Чейз Манхэттен Бэнк к концу первого года карточной программы имел 350 000 держателей карточек и привлек 5300 предприятий розничной торговли. К 1960 году объем карточных операций вырос до 25 миллионов долларов. Но одновременно число держателей карточек уменьшилось до 160 000, операционные расходы и не возврат кредитов увеличивались, и программа в целом стала убыточной. В январе 1962 года банк продал ее за 9 миллионов долларов компании Юни-Серв, которая начала выпускать на ее основе карточку «Юни-Кард». Удивительна и драматична судьба этой программы: на некоторое время она стала частью American Express , затем в 1969 году ее вновь выкупил уже за 50 миллионов долларов ее инициатор — Чейз Манхэттен Бэнк. Но и вторая попытка этого банка оказалась неудачной: программа приносила ежегодный убыток в 1 миллион долларов и в январе 1972 года опять была продана ассоциации Нэшнл БэнкАмерикард.

С аналогичными трудностями  сталкивались и другие банки, но тем не менее рос успех «БэнкАмерикард», выпускаемой  «Bank of America». Главное преимущество этого банка заключалось в большой сети отделений в штате Калифорния с ее богатой клиентурой.

Первой массовой кредитной  карточкой, предоставляющей возможность  продленного кредита, была выпущенная в 1958г. банком “Bank of America”, ныне “Visa”. Объем операций с “Bank of America” возрос  в 1961-67г.г. с 75 до 335 млн. долл., количество держателей карточки – с 1 до 2,7 млн. человек, число участвовавших в программе торговцев с 35 до 83 тыс.

В то же время на северо-востоке  США ряд крупных банков испытал  неудачи с введением собственных  карточек. Причина заключалась в  неразвитости сети отдельных банков этого региона, что тормозило  развитие операций с частными лицами и препятствовало внедрению карточек в платежный оборот.

По мере роста карточных  программ большинство банков столкнулось  с главным препятствием — локальностью сети обслуживания своих карточек.

В 1966г. произошло событие, оказавшее серьезное влияние  на весь последующий ход развития карточных систем. “Bank of America” учредил отдельную организацию – “Bank Americard Service Co”,  в которой сосредоточились все операции с карточками этого банка. Но самым важным  было то, что новая компания начала продавать лицензии на выпуск карточек другим банкам, что дало возможность тысячам мелких банков приобщиться к карточному бизнесу. Они получали ноу-хау и необходимые технические средства, но вынуждены были поставить свои карточные операции под жесткий контроль “Bank Americard Service Co”, которая устанавливала стандарты и определяла правила обращения с карточками. К 1970г. уже 3 300 банков стали участниками новой системы. К ней примкнули и некоторые зарубежные банки, например, “Barclay’s Bank” (Великобритания).

Однако, “Bank of America” не удалось монополизировать операции с карточками на внутреннем и международных рынках. На востоке и северо-востоке США в 60-х годах возник ряд региональных ассоциаций по выпуску карточек. На их основе в 1967г. была учреждена  “Interbank Card  Association” (ICA), которая объединила множество банков и стала второй (наряду с “Bank Americard Service Co”) крупнейшей ассоциацией банковских карт. Эту ассоциацию отличало то, что ее участники на первых порах обладали самостоятельностью в решении оперативных вопросов. На их карточках принадлежность к ассоциации обозначалось буквой “i”. Затем последовала неизбежная стандартизация и централизация контроля. Банки перешли к выпуску единой карточки “Master Charge”. К 1970г. три четверти участников ICA  выпускало эту карточку.

Все последующее развитие карточного бизнеса в США (и в  других странах) происходило в условиях жесткой конкуренции “Visa” и “Master Charge”; последняя в 1979г. была переименована в “MasterCard”. Число карточек “Visa” в 1980г. достигло 73 млн., а годовой объем операций – 1 млрд. долл. К  1998 году в обороте находились 1022 млн.  карточек “Visa”, 79% из которых – “Visa Electron”,  а объем операций достиг 171 млрд. долл. Быстрыми темпами росли и масштабы операций “MasterCard”: в 1980г. – 55 млн. карточек, объем операций – 10,4 млрд. долл., в середине 90-х – 90 млн. карточек и 99 млрд. долларов.

Параллельно с развитием  американского рынка шла и  интернационализация карточных  операций. Она началась еще в 1951 году, когда Diners Club дала первую лицензию на использование своего имени и схемы в Великобритании.

Примерно в это же время  Британская ассоциация отелей и ресторанов начала выпускать кредитную карту  «BHR», которая, не являясь банковской, была все же универсальной карточкой. В 1965 году эта система, объединившись  со своим шведским конкурентом Rikskort, владельцем которой являлась семья Валленбергов, учредила компанию Интернэшнл Euro card International со штаб-квартирой в Швеции. Eurocard расширяя свое сотрудничество с “MasterCard”, по мере появления новых технологий заключила соглашения с компаниями Cirrus and Maestro, что позволило расширить ассортимент предлагаемых клиентам видов услуг за счет карточек для получения наличных в банкоматах.

Развитие карточных операций в Европе повторяет процесс становления  американской системы карточек, когда  безналичные платежи, по имеющимся  оценкам, составляют почти 100% от суммы  всех операций.

Так, в Великобритании первая кредитная карточка – “Barclaycard” была выпущена в 1965г.  В 1966 “Barclay’s bank” заключил  соглашение с “Bank of America” о сотрудничестве, что позволило использовать инфраструктуру американской ассоциации для введения “Barclaycard”  в международный оборот.

В начале 70-х другие банки страны – “N Westminster”, “Llojd”s” и “Midlendbank”, обеспокоенные успехами “Barclay’s bank”, приступили к организации второй общенациональной сети платежных карточек. Учрежденная ими  “Joint Credit Card Company Ltd” выпустила в 1972г. карточку “Access”. Немного позднее, этой компанией было заключено соглашение с “MasterCard” в Великобритании, а “Access” стала приниматься в торговых учреждениях-контрагентах “MasterCard” во многих странах мира.

Конкурентная борьба между  платежными системами разворачивалась  не только в Европе. В Японии, например, несмотря на активные попытки завоевания этого рынка “Visa” » и “MasterCard” , они проигрывали карточкам JCB. Общее количество держателей этих карточек в 1980 году было почти в два раза больше, чем выпущенных в Японии «Visa» и «MasterCard», вместе взятых.

Однако, именно американским эмитентам карточек “Visa” и “MasterCard” удалось превратиться в ассоциации всемирного масштаба. О размахе их экспансии можно судить по данным, приведенным  компанией  “MasterCard International” в марте 1999г: карточки “MasterCard” выпускают и обслуживают 21,7 тыс. банков и финансовых организаций во всех частях мира[15].

Количество ассоциированных  торговых предприятий и учреждений сервиса, принимающих карточки ассоциаций “MasterCard” и “Europay”, достигает 12 млн. (в Европе – 3 млн.). Общий годовой объем операций составил в 1999г. 320,6 млрд. долл., а количество карточек в обращении – 227,9 млн. (из них около 100 млн. – карточки системы “Europay”).

Ассоциация “MasterCard” явилась  разработчиком ряда технических и организационных мероприятий, которые были впоследствии переняты другими компаниями банковских карточек. В частности, она первой в 1983 году поместила на карточке лазерную голограмму, что затруднило подделку и существенно повысило надежность карточек. В 1984 году  ассоциация ввела в эксплуатацию две мощные коммуникационные системы, обеспечивающие обмен информацией и осуществление расчетов: “Banknet” - авторизация и денежные расчеты для 5 млн. торговых предприятий и “MAPP” (“Master Card Point-of-Sale-Programm”) – сеть электронных терминалов в торговых точках с мощностью 11 млн. операций в день. В 1987 году ассоциация купила крупнейшую в Северной Америке сеть банкоматов “Cirrus”.

В 1988г. “MasterCard International” подписал соглашение о сотрудничестве с “Eurocard International”, переименованной в последствии в “Europay International”. Этот шаг позволил “MasterCard” значительно расширить количество участников системы и сферу применения карточек, что усилило ее конкурентные позиции в европейском регионе и других частях мира.

“Europay International” была образована в сентябре 1992 года в результате слияния трех компаний – “Eurocard International”, “Eurocheque International”, “Eurocheque  International Holdings”. В капитале компании участвуют финансовые институты 22 стран Европы. Она специализируется на предоставлении участникам платежных услуг по расчетам банковскими карточками и еврочеками.

Соглашение с “MasterCard” создало объединенную инфраструктуру, включающую банки, предприятия торговли, банковские автоматы и электронные терминалы.

Структура управленческих органов  международных карточных ассоциаций определяется масштабами их деятельности. Так, “Visa International” имеет несколько дирекций, каждая из которых отвечает за деятельность ассоциаций в определенном регионе мира: отдельную зону составляют США, еще одну – Европа, затем – Средний Восток и т.д. “MasterCard” имеет единый совет директоров, но треть мест в нем принадлежит иностранным финансовым институтам. Эта ассоциация располагает представительствами в семи европейских странах.

Следует отметить, что изначально в зарубежной классификации универсальные  карточки разделялись на карточки для  «путешествий и развлечений» (Travel and Entertainment — Т&Е) и чисто банковские. Первые выпускались компаниями Diners Club, American Express , Карт Бланш и предназначались главным образом для оплаты гостиниц, ресторанов, то есть преимущественно для путешествующих бизнесменов. Карточки же, вы пускаемые банками, имели более «потребительский» характер и предназначались для «обычных клиентов». К настоящему времени эти различия в значительной степени исчезли, и такое разделение является весьма условным.

1.4  Российский опыт использования пластиковых карт.

Как только мы вступаем на российскую почву, возрастает вероятность неточности информации. Это является, с одной  стороны, следствием многолетней закрытости нашего общества и недостоверности  рекламы. С другой стороны, объяснение кроется в молодости нашего карточного бизнеса, в том, что специалистов катастрофически не хватает, и любой успешный опыт в этой области считается коммерческой тайной, используемой как орудие конкурентной борьбы. Тем не менее я постараюсь опираться на твердо установленные факты.      

Строго говоря, карты международных  систем появились в СССР еще в 1969 году. Но это были карты, эмитированные  зарубежными компаниями и банками. Иными словами, в Советском Союзе  начала создаваться сеть предприятий, принимающих эти карты в качестве платежного средства. Именно в 1969 году было подписано первое соглашение такого рода с компанией Diners Club. В 1974 году на нашем рынке появилась «American Express », в 1975 году — «Viza» (тогда еще «Бэнк Америкард») и Eurocard, в 1976 — японская «Джей-Си-Би». С советской стороны все эти соглашения подписывались ВАО «Интурист», которое и организовывало расчеты по пластиковым карточкам в валютных магазинах «Березка» и гостиницах.

И до сегодняшнего дня значительная часть коммерческой сети по приему карточек международных платежных  систем (кроме «American Express ») обслуживается Компанией объединенных кредитных карточек (КОКК), для которой чаще используется английская аббревиатура UCS (United Card Service). Это, прямой наследник «Интуриста», а затем «Интуркредиткардт». Поскольку по правилам международных платежных систем эквайрингом должны заниматься банки («Интуркредиткард» в СССР был специальным исключением), такой «лакомый кусок» карточного бизнеса, как коммерческая сеть UCS, была и остается объектом серьезных интересов крупных банков. В 1992—1994 годах за контроль над компанией «воевали» Кредобанк, у ко торого был контрольный пакет акций, и Мост-банк — второй по величине акционер. В 1996 году в связи с трудностями Кредо банка его пакет акций был выкуплен ОНЭКСИМбанком, что вновь вызвало негативный резонанс в российских банковских кругах, причастных к карточному бизнесу, поскольку до этого момента Онэксимбанк не занимался карточками а на контрольный пакет или хотя бы часть акций UCS было немало претендентов из числа «банков-ветеранов». Тем не менее не без участия между народных платежных систем проблема была сглажена, так как их интерес заключался прежде всего в стабильности работы коммерческой сети, а ее дележ между эквайрерами явно этому не способствовал.

Информация о работе Анализ работы Сбербанка с пластиковыми картами