Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 15:33, курсовая работа
Если сравнивать банковские карточки с депозитными счетами, как механизм привлечения средств населения, то карточки менее эффективны, потому что процентная ставка на остаток по карточному счету может быть значительнее ниже, чем процентная ставка по депозиту. Но интерес к карточкам все равно сохраняется, так как он обусловлен не столько процентами, сколько другими факторами: удобство пользования, автоматическое предоставление банковского кредита, возможность отсрочить погашение долга, регулярное получение полной информации о произведенных операциях.
Введение расчетной системы на основе банковских карточек имеет преимущества и для банка:
- преодоление пространственных ограничений по привлечению и обслуживанию клиентуры;
- привлечение новых корпоративных и частных клиентов;
- увеличение оборотных средств;
Введение ………………………………………………………………….. 3
I. Теоретические основы использования пластиковых карт
1.1 История возникновения пластиковых карт……………………………...7
2.1 Виды пластиковых карт …………………..…………………………….. 15
3.1 Мировой опыт использования пластиковых карт……………………... 29
4.1 Российский опыт использования пластиковых карт…………………...35
II. Операции Сбербанка с пластиковыми карточками
1.2 Виды пластиковых карт Сбербанка……………………………………..44
2.2 Операции с пластиковыми картами. ……………………………………..49
2.3 Особенности расчетов с пластиковыми картами…………………………... 52
III. Анализ работы Сбербанка с пластиковыми картами
3.1 Анализ работы Сбербанка с пластиковыми картами…………………. 62
3.2 Основные направления и перспективы развития отечественного рынка пластиковых карт……………………………………………………….. 75
Заключение ……………………………………………………………… 80
Приложение ………………………………………………………………83
Список литературы ……………………………………………………. 99
Большая работа проведена Тверским отделением Сбербанка России по расширению сети обслуживания держателей банковских карт с помощью банкоматов. По последним данным на начало 2005 года в Тверской области установлено 42 банкомата.[27]
Таким образом, Тверское отделение Сбербанка России успешно функционирует в сфере банковских карт. Темпы внедрения карточных проектов, а также уровень развития сети эквайринга оставляют приятные впечатления и открывают широкие перспективы для более глубокого проникновения на рынок банковских карт в Тверском регионе.
3.2 Основные направления и перспективы развития отечественного рынка пластиковых карт.
На основании анализа
систем расчетов пластиковыми карточками
Сберегательного банка
По данным Центробанка РФ, рынок эквайринга карт за прошлый год превысил 1 млрд долл. Это свидетельствует о том, что растет не только количество, но и качество. Люди стали пользоваться картами каждый день, они расплачиваются ими за товары и услуги... В Москве еще 5-6 лет назад держатели пластиковых карт пользовались только банкоматами. Сейчас такая картина наблюдается в регионах, где карты являются средством выдачи зарплаты. Но идет постепенное смещение: "зарплатные" карты становятся платежным средством. Для этого перехода важны 2 вещи. Во-первых, у нас еще недостаточно развита инфраструктура приема карт... еще не везде принимают карты. Это связано с тем, что большинство мелких точек не показывают безналичные обороты, не хотят лишний раз светиться. Многие точки регистрируются как ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица) и работают по упрощенной бухгалтерии. Во-вторых, до 1 января 2004 года существовал налог с продаж, который также взимался при расчетах с использованием пластиковых карт, как и с наличных денег, брали налог с продаж. Это дестимулировало развитие рынка пластиковых карт. Однако сейчас ситуация существенно отличается от той, которая была 5-6 лет назад, когда карточки были уделом дорогих элитных магазинов и бутиков, самых дорогих супермаркетов. Сейчас это вполне демократичный инструмент...
2003 г. - это год старта
активного потребительского
Ко-брэндовые проекты - это один из приоритетных путей развития пластиковых карт для "добровольных" клиентов. Человек приобретает такую карту не потому, что на нее начисляют зарплату, а с целью ее активного использования, с возможностью получать при этом какие-то преимущества в виде дисконтов, бонусов. Как правило, самые успешные ко-брендовые проекты делаются торговыми сетями... Но активное развитие дисконтных карт, которые выпускали практически все сети, постепенно идет на убыль. Сейчас в России практически все выдают дисконтные карты, и лояльность покупателей к этому продукту постепенно снижается. В этой связи в последнее время торговые сети приходят к мысли, что карточка должна быть не чисто дисконтной, а скорее бонусной и должна быть соединена с каким-то функционалом, желательно платежно-кредитным. В этом случае увеличивается покупательная способность клиентов, так как это связано с кредитными лимитами, которые банки готовы предоставить держателям таких карт.
Для того чтобы успешно конкурировать с международными платёжными системами на равных, россиянам необходимо объединяться. Идея, предусматривающая создание единой национальной платёжной системы, уже обсуждается более 10 лет. Её выгодность вполне очевидна, поскольку объединение должно повысить доходность пластикового бизнеса в России как за счет валового объёма комиссионных от резкого роста транзикаций, так и за счёт отказа от их дележа с международными платежными системами.
Для россиян владение карточкой,
принадлежащей отечественной
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ завершила анализ рынка пластиковых карт в России. Согласно данным службы, лидером среди платежных систем на отечественном рынке является Viza, доля которой по объему совершенных операций по итогам 2004 года составляет 40,25 %, по количеству выпущенных карт – 36,89%. Платежная система Сбербанка «Сберкарт» занимает 20,53 % и 10,84 %, MasterCard – 6,94% и 22,76% соответственно.
Доля международных платежных систем на рынке пластиковых карт РФ по объемам совершенных в 2004 году операций и количеству карт составляет 47,32 % и 59,8 % соответственно. Среди международных платежных систем в России по итогам 2004 года лидером является Viza, далее следует MasterCard .
В России в количественном выражении безусловно наиболее популярны карты категории Electron/Plus. Такую карту любой банк готов выдавать практически каждому обратившемуся. Риск по этой карте минимален, овердрафт практически невозможен. Если по категории Classic/Mass хотя бы минимальная проверка клиента необходима, то по Electron этого не надо делать. Карту Electron можно получить в момент обращения. Такие карты и в дальнейшем будут превалировать. Человек с невысоким доходом, зарплатник, как правило, пользуется картами категории Visa Electron и Cirrus/Maestro. Люди с более высокими доходами, работники крупных предприятий, менеджеры среднего звена, те, кто ездит за границу, пользуются картами категории Classic/Mass. С ними проще получить визу, арендовать машину, забронировать гостиницу и авиабилет... За счет развития сегмента кредитных карт в 2004 г, давление на рынок выросло, в результате чего цена на кредиты упала. Вырос также объем платежей, соответственно вырос и сам рынок.
Перспективы рынка карт в стране в целом эксперты справедливо связывают с доверием к банкам-эмитентам, с устойчивостью банковской системы в целом.В то же время, как московских, так и региональных банкиров беспокоит слабая законодательная база, регулирующая отношения в сфере пластиковых карт как отечественных, так и международных. Это является одной и причин, согласно которой российские граждане предпочитают международные карты, эмитируемые зарубежными банками (доля таких карт по различным оценкам достигает не менее ½ от общего количества карт, обращающихся на российском рынке).
Те темпы роста, которые рынок демонстрирует сейчас, будут сохраняться и развиваться вместе с темпами экономического роста. Увеличение количества карт будет достигать 100% в год, а обороты по картам возрастать на 50-60%. Карточный бизнес будет развиваться, если будет расти потребительский рынок.
Заключение
Подводя итоги исследованиям в области развития карточного бизнеса и отслеживании тенденций в развитии одного из самых молодых карточных рынков – российском, в том числе изучения состояния работы на этом направлении в самом крупном банке страны – Сбербанке РФ, можно сделать ряд выводов.
Во-первых, следует отметить, что рынок банковских услуг в целом претерпел значительные изменения и выжившие в условиях финансовых кризисов, наиболее жизнеспособные банки вынуждены развернуть между собой борьбу за привлечение наиболее выгодных, наиболее богатых клиентов. Одним из важных составляющих этой борьбы является расширение спектра предоставляемых услуг, в том числе и за счет операций с магнитными карточками. При этом, с учетом международного опыта, неизбежным представляется развитие тенденции к объединению первоначально разрозненных систем многих банков и фирм в единую универсальную платежную систему. Учитывая специфику положения на финансовом рынке Сбербанка России именно ему удобнее и выгоднее всего выступить в качестве координатора этой системы. Причем и всем остальным участникам будет наиболее удобно и выгодно, если эти функции останутся за Сбербанком России.
Во-вторых, в силу конкурентной борьбы за клиентов участники систем карточных расчетов неизбежно будут стремиться к снижению стоимости своих услуг, удешевлению стоимости карточек для клиентов и расширению спектра применяемых финансовых схем (в том числе и схем кредитования с использованием банковских карт).
В-третьих, развитие инфраструктуры рынка банковских карт (сети торговых и сервисных точек, принимающих к оплате банковские карты, банкоматов, расчетных центров и т.п.) не отстает от темпов выпуска банковских карточек.
В-четвертых, специфика российского рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80% всех выпущенных карт.
В-пятых, большинство как российских, так и зарубежных банков идут по пути диверсификации своего карточного бизнеса путем присоединения к международным системам расчетов, членстве в российских системах и развития собственных карточных программ. Однако такая стратегия развития содержит в себе потенциальную опасность приобретения оборудования для обслуживания карточек устаревших международных систем, что может послужить в будущем тормозом во внедрении более современных ЧИП-технологий.
В-шестых, российские банки
– эмитенты банковских карт в большинстве
своем выпускают в обращение
дебетовые карточки в связи с
особенностями экономической
В-седьмых, большинство карточек, эмитируемых в России являются магнитными вследствие относительно низкой себестоимости их производства. При этом банки вкладывают огромные средства в создание дорогостоящей инфраструктуры для обслуживания этих карт. Но основным фактором, препятствующим сегодня западным странам быстро перейти к электронным картам, является развитая инфраструктура для обслуживания магнитных карт. Им нужны огромные средства для переоборудования существующих систем. Россия и ее банки сегодня обладают уникальной возможностью перешагнуть через этап развития традиционных, но устаревших платежных схем. И в этом отношении знаменателен факт появления на российском рынке современных микропроцессорных карточек, которые выходят на передовые рубежи не только отечественной, но и зарубежной систем расчетов.
Темпы развития карточного бизнеса в Сберегательном банке РФ, его ориентация на новейшие достижения в этой области позволяет с оптимизмом смотреть на будущее безналичных расчетов в России. Причем чем более широкие слои населения охватит карточная программа Сбербанка, тем больше выгод она принесет как самому банку, так и его клиентам и финансовой системе всего государства.
Однако, стимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух условий:
1. механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств.
2. пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.
Как утверждают сами экономисты: «Будущее банковских услуг - за пластиковыми картами». И это действительно так, - несмотря на целый ряд проблем, российский рынок пластиковых карт развивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие надежды.
Приложение 1.
Карточная система
Схема 1.1
Приложение 2
Банки – участники системы “MasterCard - Europay”
Таблица 1.1
Район |
количество банков |
Канада Европа Латинская Америка Средний Восток / Африка Азия / Океания |
626 7 691 339 96 314 |
ИТОГО: |
21 747 |
Приложение 3
Таблица 2.1
Приложение 4
Виды пластиковых карт.
Схема 2.1
Приложение 6
Микропроцессорные банковские карты СБЕРКАРТ
Таблица 2.2
Наименование карточного продукта |
Тариф | |||
За первый год обслуживания |
За каждый последующий год обслуживания | |||
по основной карте |
по каждой дополнительной карте |
по основной карте |
по каждой дополнительной карте | |
1. Годовое обслуживание счета банковской карты1 | ||||
Карта СБЕРКАРТ “Личная” |
250 руб. |
250 руб. |
125 руб. |
125 руб. |
Карта СБЕРКАРТ “Зарплатная” |
на договорной основе1A |
250 руб. |
на договорной основе1A |
125 руб. |
Для всех карточных продуктов Сбербанка России на основе микропроцессорных карт СБЕРКАРТ
2. Первоначальный взнос на счет банковской карты |
не предусмотрен |
3. Неснижаемый остаток на счете банковской карты |
не предусмотрен |
4. Зачисление средств на счет банковской карты |
бесплатно |
5. Обслуживание банковской
карты на предприятиях |
бесплатно |
6. Приостановка операций по счету банковской карты в случае её утраты |
125 руб. |
7. Выпуск новой карты взамен утраченной/ технически неисправной карты2 |
бесплатно |
8. Проведение операции авторизации банковской карты |
бесплатно |
9. Проведение операции
отражения средств на |
|
- с использованием междугородней телефонной связи3 |
50 руб. |
за исключением: - проведения операции отражения средств в филиале (его внутреннем структурном подразделении), выдавшем карту |
бесплатно |
- проведения операции отражения средств между филиалами и внутренними структурными подразделениями одного территориального банка. |
бесплатно |
- с использованием внутренней корпоративной коммуникационной сети банка4 |
бесплатно |
10. Выдача наличных денежных средств по банковской карте через кассу5 в пределах системы Сбербанка России |
1% от суммы |
за исключением - выдачи наличных денежных средств в филиале Сбербанка России6, в котором карта была выдана |
бесплатно |
- выдачи наличных денежных средств в других филиалах Сбербанка России, обслуживаемых территориальным банком, в котором карта была выдана |
бесплатно |
11. Выдача наличных денежных
средств по банковской карте
через банкомат Сбербанка |
1% от суммы |
за исключением - выдачи наличных денежных средств в филиале Сбербанка России8, в котором карта была выдана |
бесплатно |
- выдачи наличных денежных средств в других филиалах Сбербанка России, обслуживаемых территориальным банком, в котором карта была выдана |
бесплатно |
Информация о работе Анализ работы Сбербанка с пластиковыми картами