Анализ работы Сбербанка с пластиковыми картами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Если сравнивать банковские карточки с депозитными счетами, как механизм привлечения средств населения, то карточки менее эффективны, потому что процентная ставка на остаток по карточному счету может быть значительнее ниже, чем процентная ставка по депозиту. Но интерес к карточкам все равно сохраняется, так как он обусловлен не столько процентами, сколько другими факторами: удобство пользования, автоматическое предоставление банковского кредита, возможность отсрочить погашение долга, регулярное получение полной информации о произведенных операциях.
Введение расчетной системы на основе банковских карточек имеет преимущества и для банка:
- преодоление пространственных ограничений по привлечению и обслуживанию клиентуры;
- привлечение новых корпоративных и частных клиентов;
- увеличение оборотных средств;

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
I. Теоретические основы использования пластиковых карт
1.1 История возникновения пластиковых карт……………………………...7
2.1 Виды пластиковых карт …………………..…………………………….. 15
3.1 Мировой опыт использования пластиковых карт……………………... 29
4.1 Российский опыт использования пластиковых карт…………………...35
II. Операции Сбербанка с пластиковыми карточками
1.2 Виды пластиковых карт Сбербанка……………………………………..44
2.2 Операции с пластиковыми картами. ……………………………………..49
2.3 Особенности расчетов с пластиковыми картами…………………………... 52
III. Анализ работы Сбербанка с пластиковыми картами
3.1 Анализ работы Сбербанка с пластиковыми картами…………………. 62
3.2 Основные направления и перспективы развития отечественного рынка пластиковых карт……………………………………………………….. 75
Заключение ……………………………………………………………… 80
Приложение ………………………………………………………………83
Список литературы ……………………………………………………. 99

Вложенные файлы: 1 файл

ьезнал.docx

— 357.79 Кб (Скачать файл)

Под рентабельностью в  нашем случае следует понимать: отношение  всех доходов, ко всем расходам некапитального характера, полученных и произведенных  при использовании системы банковских карт за единицу времени.

Для любого руководителя должно быть понятно, что, зная уровень рентабельности операции или программы, можно легко  отвечать на многие управленческие вопросы, производить расчеты сроков окупаемости  программ, видеть перспективы дальнейшего  развития. Руководитель отдела пластиковых  карт должен иметь ответ на самый  главный вопрос: сколько это стоит  и когда окупится? Итак, чтобы  рассчитать рентабельность системы  банковских карт  необходимо:

1.  Рассчитывать все, прямые и косвенные доходы, возникающие при работе системы.

2.  Выделять и рассчитывать все расходы, имеющие некапитальный характер.

К расходам некапитального характера относятся именно те расходы, которые ложатся на себестоимость  системы банковских карт , т.е. те прямые и косвенные расходы, возникающие при ежедневной эксплуатации системы банковских карт. Именно они определяют уровень затрат организации на ее содержание и определяют конкретную сумму затрат за определенный временной интервал. На практике наиболее подходящий временной интервал для расчетов себестоимости и рентабельности берется в I, 3, 6 и 12 месяцев.

Часто, в ходе проведения экономических расчетов в различных  организациях и подразделениях имеют  место попытки включения расходов капитального характера в себестоимость. Данная ошибка происходит, как правило, от непонимания сути экономических  процессов. Ибо, отношение величины капитальных затрат к уровню рентабельности показывает срок окупаемости всего  проекта, оборудования и других капитальных  вложений.

Существуют различные  методы расчета себестоимости, которые  могут применяться для расчета  себестоимости системы банковских карт, например, через произведенные  затраты на:

–  выплату заработной платы сотрудникам;

-  амортизационные отчисления;

-  обеспечение процессинга и технической поддержки;

-  проведение инкассации;

-  аренды канала связи;

-  пересчет купюр работниками кассы;

-  арендные платежи за место установки банкомата и другие.

Другим путем является применение методики расчета величины накладных расходов организации на одного среднестатистического сотрудника и приведение показателя к числу сотрудников банка, обслуживающих систему банковских карт.

Но будет правильнее рассчитывать базовые экономические показатели всеми возможными и доступными методами для получения более всесторонней оценки. И, если и в том и в  другом случаях получены одинаковые результаты, то их можно более обоснованно  применять в дальнейших расчетах. Надо понимать, что снижение показателя себестоимости будет наблюдаться  с вводом в эксплуатацию большего числа "рабочих точек" без существенного увеличения штатной численности обслуживающего персонала, т.к. основные накладные расходы, как доказано на практике, ложатся на фонд заработной платы. В различных организациях затраты на одни и те же статьи могут иметь существенные различия (величина заработной платы, например, или количество задействованных сотрудников на условную единицу действующей СБК и др.), что в конечном счете сведет на нет вес экономические оценки из-за не учета многих из этих важных особенностей. Существует также понятие "критическая масса" системы банковских карт, когда из убыточной она перерастает в доходную систему.

Доходы, получаемые организацией или банком в системе банковских карт  подразделяются на прямые и косвенные.

Косвенными доходами считаются  те, которые получены в результате опосредованных операций банка, в которых  принимает участие (делает свой вклад  система банковских карт). Как было сказано выше, денежная наличность держателя банковской карты используется банками в ресурсной базе для  получения прибыли при проведении активных операций. Поэтому задача по расчету косвенных доходов - задача более широкая и не только отдела пластиковых карт, а всего банка, его конкретного подразделения, производящего совокупный анализ.

Например, для расчета  косвенных доходов, полученных банком от использования остатков средств  на карточных счетах клиентов, используются методы расчета доходности рубля  и иностранной валюты в ходе экономического анализа эффективности работы всего  банка за определенный период. Данные расчеты, как правило, проводятся специалистами  аналитических служб по своим  внутренним методикам. Эти расчеты  определяют, какой доход имел банк на 1 рубль (на один доллар США) за период расчета экономической эффективности  системы. Одновременно, за средства, которые  находятся в банке на карточных  счетах, банк несет процентные расходы  в виде начисленных процентов  на остатки этих средств, которые  также должны учитываться в расчетах. К косвенным доходам могут  относиться различные виды скрытого кредитования, например, при использовании  времени прохождения платежей и  получения слипов, когда клиентом покупка уже сделана, а его  средства в банке еще не списаны. В косвенных расходах, например, должны учитываться объемы отвлечения денежной наличности для заправки банкоматов, которые не участвуют в его ресурсной базе и др. Достаточно часто важное значение для банков имеют расчеты "экономики политических аспектов", когда услуги крупным клиентам по банковским картам предоставляются бесплатно, но при этом скрупулезно и досконально просчитываются другие опосредованные виды доходов банка при работе с этим клиентом.

Прямые доходы и расходы это те, которые банк получает или платит в виде процента от денежного оборота, комиссии от покупки в магазине, от снятия наличности клиентом через банкомат, за конвертацию валют, платежи за процессинг и т.д. Другими словами, это все те расходы и доходы, которые имеют прямое отношение к системе банковских карт и отражаются на специальных субсчетах доходов и расходов.

Расчет оценочной величины возможной дополнительной выгоды для  банка от использования остатков средств клиентов в его ресурсной  базе на самом деле относится к  категории одних из самых сложных  экономических задач, связанных  с управлением ресурсами всего  банка, когда приходится учитывать  множество ключевых факторов, позволяющих  получить обоснованную оценку. Как правило, расчеты имеют следующую последовательность;

1.  Проводится анализ среднехронологических или среднестатистических остатков на лицевых, расчетах и текущих счетах организации за определенный период.

Далее, из полученной величины остатков необходимо вычесть долю остатков на отвлечение средств в неработающие активы:

2.  В фонд обязательных резервов в Центральный Банк РФ.

3.  В кассу банка.

4.  На корреспондентский счет банка в ЦБ РФ.

5.  На страхование (хеджирование) банковских рисков.

6.  На корсчета банков-участников клиринга по межбанковским расчетам, в том числе, в системе банковских карт , и другие неработающие активы.

После этого, необходимо учесть накладные расходы банка, которые  ложатся на каждый рубль его ресурсной  базы:

7.  На обеспечение резерва под ссудную задолженность и обесценение ценных бумаг.

8.  На содержание обеспечивающих служб.

9.  На членские взносы в Ассоциации и Системы пластиковых карт, а также в другие организациях для работы на финансовых рынках.

10.  На не возврат средств при проведении активных операций.

11.  На расходы по фондам Банка при проведении различных программ, внедрении новых технологий, капитальное строительство и т.д., что также сокращает его ресурсную базу.

На следующем этапе  проводится расчет и анализ чистой процентной маржи (СПРЭДА), которая  учитывает накладные расходы  банка, а также проценты, начисляемые  по остаткам на карточных счетах клиентов.

На заключительном этапе  рассчитывается прибыль, полученная банком на рубль привлеченных ресурсов от конкретной организации. И, только после  этого, можно приступить к оценке тактики работы с клиентом, но уже учитывая прогноз развития тех рынков, которые могут повлиять на баланс ставок по всему комплексу услуг, предоставляемых данной организации.

Как пример одной их методик  рассмотрим алгоритм первоначальной оценки возврата денежных ресурсов, необходимых  для реализации карточного проекта  в Тверской области.

Тверской банк Сбербанка  России последовательно развивает  систему безналичных расчетов с  использованием пластиковых карточек. На практике  были разработаны и опробованы различные технологии. На первом этапе предвиделось  использование карты с магнитной полосой – фактически планировалось заменить традиционные сберегательные книжки. Эффективность их применения заключалась преимущественно в ускорении обслуживания клиентов, отсутствии необходимости сличения подписи на расходном ордере с имеющимся образцом, обеспечения для клиента возможности получения и внесения средств на счет в любом филиале отделения независимо от места открытия счета. Низкая стоимость карточек,  быстрота изготовления, оперативность замены, высокая безопасность – все это, однозначно, получило бы  высокую оценку у клиентов банка.

Однако, внедрение данной системы наряду с достоинствами, имело и ряд существенных недостатков, например, она не являлась, как таковой, системой расчетов; с использованием данной карточки невозможно получить наличные деньги в банкомате и, самый  главный недостаток – планируемая  автоматизированная система  предполагала действовать в рамках отдельных ОСБ, то есть, даже в пределах одного территориального банка клиент не смог  бы получить свои средства в Московском отделении Сбербанка, если счет был открыт в Лихославльском ОСБ.

В 1996г. с началом жесткой  централизации всех вопросов деятельности  в центральном офисе, Сбербанк России начал активный поиск единой платформы для развития карточного бизнеса, обязательной к применению во всех своих территориальный подразделениях, в том числе и в Тверском банке. Именно к этому периоду относится начало разработки и развития в Тверском банке системы карточных расчетов на основе ЧИП-технологий.

За два неполных года Тверской Сбербанк эмитировал до 35 000  карточек, причем, все первоначальные капитальные вложения в карточный проект окупились спустя  9 месяцев после начала инвестиций. Экономический эффект от внедрения системы пластиковых карт на конец 2002г. составил порядка 7 991,5 тыс руб.

С самого начала Тверской банк СБ РФ не ставил своей целью накопление  средств на карт-счетах населения. Внедрить систему безналичных  расчетов в регионе – вот основная цель  нашего  карточного проекта, исходя из которой и по сей день строится маркетинговая политика банка, предусматривающая в перспективе скидки на любой расчет пластиковой картой.

Очень привлекательным является и то, что на остатки денежных средств на карт-счетах  (независимо от того, где находятся деньги – на счете или карточке) начисляются  ежедневные проценты с ежемесячной капитализацией, и нет никаких ограничений в сроках  использования “электронных денег” -  limit дневного расходования с карточки очень высок: до 15 млн. руб. на сегодняшний день (минимум  вообще не ограничен).  То есть, та же категория населения, которая имеет возможность “хранить” деньги, может открыть в банке вклад до востребования с повышенным процентом; причем, депозиты, валютные счета и международные карты Тверской Сбербанк предоставляет только владельцам рублевых пластиковых карт.

В настоящее время владелец пластиковой карты Тверского  банка СБ  РФ платит деньги банку только один раз – во время открытия карт-счета и приобретения самой карты (иногда еще  при замене в случае потери или кражи) – рублевый эквивалент –  ~$ 3,3. Годовое обслуживание карты, все операции по карт-счету производятся банком  для владельцев пластиковых карт АС “Сберкарт” бесплатно, это при том, что банк даже не устанавливает минимальный остаток на счете[22]!

Таким образом, данная методика первоначальной оценки возврата денежных ресурсов для реализации карточных  проектов и программ, внедренная Тверским банком СБ РФ, служит аналитическим инструментом, позволяющим постоянно отслеживать ход развития освоения банком рынка карточных продуктов в зависимости от изменяющейся обстановки, а также, инструментом оценки состояния, уровня и доли банков - конкурентов на каждом направлении рынка карточных продуктов.

Опыт Тверского Сбербанка  наглядно убеждает, что любой банк России может добиться больших результатов  в карточном бизнесе. Необходимо только на первом этапе внедрения  системы безналичных расчетов создать  наиболее выгодные условия для потенциальных  владельцев  пластиковых карт и установить наиболее простые правила “игры”. Люди не любят, когда меняются эти правила, следовательно стабильность действий банка – залог успеха карточного бизнеса.

Необходимо добавить, что  в настоящее время Тверским Банком  СБ РФ эмитируются карты международных платежных систем “Visa  International” “Europay International”, по которым можно получить наличные как в рублях, так и в иностранной валюте:

-  “Visa”, “Visa Electron”,  “Visa Bussiness”, “Visa Gold”;

-  “EC/MC Mass”, “EC/MC  Bussiness”, “EC/MC Gold”;

-  “Сбербанк – Cirrus/Maestro”.

 

 

  III. Анализ работы Сбербанка  с пластиковыми картами.

3.1  Анализ организации работы с пластиковыми карточками в Тверском СБ РФ.

Активное развитие бизнеса  пластиковых карт привело к тому, что карты становятся инструментом конкурентной борьбы банков не только за вкладчика, но и за заемщика. В  последнее время наряду с потребительским  экспресс-кредитованием многие банки стали активно предлагать своим клиентам кредитные карты. По мнению экспертов, в скором времени кредитные карты станут преобладать на рынке потребительского кредитования. Так, по данным ЦБ РФ, по итогам 2004 года объем эмиссии кредитных карт в России превысил 200 тыс., при этом эмиссия именно кредитных карт за прошедший год возросла в 4,3 раза, а объем транзакций — в 2,3 раза.

В обращении появились  не только традиционные продукты на основе карт Classic/Mass или Gold с овердрафтным режимом ведения счета, но и ряд новых кредитных продуктов от международных платежных систем, таких, как Viza  Electron Instant или MasterCard Electronic, которые ориентированы на массового потребителя.

Естественно предположить, что конкуренция на рынке пластиковых  карт в ближайшие годы ожесточится (учитывая, что операции по картам можно отнести в настоящее время к наиболее доходным видам банковской деятельности). Реализация зарплатных схем позволяет банкам получить доступ к дополнительным дешевым ресурсам, аналогичным расчетным счетам организаций, остатки по которым можно довольно точно прогнозировать. Издержки обслуживания карточных счетов достаточно низкие вследствие высокой степени автоматизации. Довольно существенны для банков и комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также эквайринговые поступления. С распространением кредитных карт банки получают больше процентных доходов по кредитам. А это в свою очередь означает, что банки заинтересованы в разностороннем развитии карточного бизнеса не меньше, чем пользователи карт.

Информация о работе Анализ работы Сбербанка с пластиковыми картами