Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:37, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена изучению антимонопольной деятельности в сфере банковского сектора. В данной работе будет рассматриваться история возникновения антимонопольной деятельности, ее основные понятия, особенности, сущность и какие виды существуют.
Выбранная мной тема очень актуальна в наше время.
ВВЕДЕНИЕ 4
1.Антимонопольное регулирование в РФ. 5
1.1.История создания антимонопольных ведомств. 5
1.2.Сущность антимонопольного регулирования. 7
1.3.Основные направления развития антимонопольного регулирования в РФ и РТ. 9
2.Монополизм в банковской сфере. 13
2.1.Банковские монополии. 13
2.2.Монополизм и соответствующая концентрация экономики. 15
2.3.Создание банковской системы рыночного типа 18
2.4.Пути повышения конкурентоспособности российских коммерческих банков 21
3.Проблемы и перспективы развития антимонопольного регулирования25
3.1.Необходимость улучшения антимонопольного регулирования. 25
3.2.Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Антимонопольное законодательство,
как правило, включает в себя нормы,
определяющие ограничения при образовании
различного типа хозяйственных объединений,
принципы ведения конкурентной борьбы
на рынке и заключения договоров
по продаже товаров и услуг, а
также полномочия государственных
органов по надзору за соблюдением
соответствующих
1) обеспечение благоприятных
условий и стимулов для
2) снятие всех преград
на пути активизации
3) определение правового
режима регулирования
4) защита интересов малого
и среднего
5) создание условий для
развития национальной
Во многих развитых странах
законодательно установлены допустимые
уровни монополизации конкретного
рынка товаров и услуг. Указанные
критерии не являются абсолютными -- концентрация
или централизация капитала могут
в отдельных случаях приводить
к повышению предельных значений
доли рынка одной корпорации, если
при этом обеспечиваются высокие
темпы научно-технического прогресса,
более высокое удовлетворение потребностей
населения, существенное снижение издержек
производства, повышение качества продукции.
Антимонопольное
История антимонопольного
регулирования также знает
попытки предотвращать
Считается, что
основной задачей
Современные антимонопольные
законодательства, хотя и различаются
в разных странах, имеют два
принципиальных направления
– контроль за ценами и за
слияниями компаний. Антимонопольное
законодательство в первую
Антитрестовское (антимонопольное) регулирование (от англ. antitrust adjustment) - деятельность государства, направленная на защиту прав потребителей, предотвращение монополизации отдельными предприятиями (или их объединениями) тех или иных видов производства. Представляет собой комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.
В зарубежной законотворческой практике, как правило, наблюдается оформление антимонопольного регулирования в виде отдельных законодательных актов.
Как известно, правовое регулирование
конкуренции на товарном рынке и
рынке финансовых услуг имеет
существенные различия. Почему российское
нормотворчество в сфере
В Российской Федерации антимонопольное
регулирование на финансовом рынке
развивалось в особенных
Таким образом, до вступления
в силу в 1999 году Федерального закона
"О защите конкуренции на рынке
финансовых услуг", финансовые рынки
не подвергались системному контролю
и надзору со стороны антимонопольных
органов. В тот период (1991-1998гг.) антимонопольное
регулирование ограничивались фрагментарным
применением соответствующих
Развитие правоприменительной
практики в течение нескольких лет
после вступления в силу Федерального
закона "О защите конкуренции
на рынке финансовых услуг" позволило
создать систему
Несмотря на указанные
сложности, законодатель, опираясь на
общие правовые принципы, лежащие
в основе антимонопольного регулирования
на товарном и финансовом рынках, схожий
режим контроля соблюдения правовых
норм и на близкий по охвату перечень
действий экономических субъектов,
подлежащих запрету, сумел разработать
единый федеральный закон о
Сговоры между участниками рынка - одна из наиболее опасных форм ограничения конкуренции, негативно влияющая на стимулы и, как следствие, на производственную деятельность, эффективность размещения ресурсов, связанных с практикой фиксирования цен и раздела рынка. Согласно некоторым оценкам, выгоды от фиксирования цен как одной из форм сговора составляют 10% продажной цены, в то время как в других исследованиях приводятся еще большие цифры. В частности, медианное значение надбавки картеля над конкурентной ценой составляет 25%, а для картеля, включающего международных участников, -- 32%. Аналогичная надбавка для картеля, действующего на внутреннем рынке, равна 18%. В период своего расцвета картели устанавливают надбавки, вдвое превышающие медианные величины.
Не случайно данная форма
монополистической деятельности квалифицируется
как одно из наиболее серьезных нарушений
антимонопольного законодательства и
запрещается как таковая, то есть
к подобным соглашениям между
участниками рынка неприменимо
правило разумности (rule of reason). Поэтому,
согласно Федеральному закону № 45-ФЗ "О
внесении изменений в Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях",
утвержденному Президентом
В первую очередь это касается введения оборотных штрафов за злоупотребление доминирующим положением и участие в сговорах. В отличие от прежних административных штрафов, максимальный размер которых составлял 500 тыс. руб., величина оборотного штрафа может доходить до 15% оборота по товару (товарной группе), производство и реализация которого осуществлялись в рамках сговора, что при прочих равных условиях заметно повышает ожидаемые издержки нарушения антимонопольного законодательства.
Вместе с тем новый закон вносит в статью 14.32 пункт об условиях освобождения от административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в форме участия в сговоре, что является смысловым ядром программы ослабления наказания. В их числе:
- заявление в Федеральную
антимонопольную службу о
- предоставление информации о сговоре или согласованных действиях;
- отказ от участия в
сговоре или осуществления
Основная цель ослабления (или освобождения от) наказания за нарушение антимонопольного законодательства - улучшение соблюдения его норм. Такого рода программы существуют в странах как с развитой, так и с развивающейся рыночной экономя (Австралия, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Канада, Китай Латвия, США, Япония и др.)
Изменения в системе санкций за нарушение антимонопольного законодательства - важнейшее условие обеспечения результативности данной программы, поскольку в противном случае хозяйствующие субъекты в своих решениях могли бы вообще не учитывать ожидаемые издержки нарушений установленных правил конкуренции. Вместе с тем перечисленные условия, создавая необходимые рамки, не являются достаточными. Чтобы указанный пункт статьи заработал, решить немало теоретических и практических вопросов, наиболее существенные из которых будут рассмотрены ниже.
Важно также отметить одну
особенность формулировки статьи 14.32,
в соответствии с которой возможность
освобождения от ответственности
Вывод
Антимонопольное регулирование - деятельность государства, направленная на защиту прав потребителей, предотвращение монополизации отдельными предприятиями (или их объединениями) тех или иных видов производства. Представляет собой комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.
Антимонопольное законодательство
- комплекс законов и правительственных
актов в странах с рыночной
экономикой, направленных на поддержание
конкурентной среды в различных
сферах предпринимательской
Основные задачи антимонопольного законодательства:
1) обеспечение благоприятных
условий и стимулов для
2) снятие всех преград
на пути активизации
3) определение правового
режима регулирования
4) защита интересов малого
и среднего
5) создание условий для
развития национальной
Банковские монополии - крупнейшие банки их объединения, господствующие в проведении банковских операций и на этой основе извлекающие монопольно высокие прибыли.
Монополии подавляют конкуренцию - важную движущую силу экономического прогресса.
В банковском деле проявляется та же закономерность, что и в промышленности: свободная конкуренция ведет к концентрации, а концентрация, достигнув высшей ступени развития, порождает монополию. Существуют следующие основные формы банковской монополии:
- Банковские картели -
соглашения банков, в известной
мере ограничивающие их
- Банковские синдикаты,
или консорциумы, - соглашения между
несколькими банками для
Информация о работе Антимонопольное регулирование банковской деятельности