Антимонопольное регулирование банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена изучению антимонопольной деятельности в сфере банковского сектора. В данной работе будет рассматриваться история возникновения антимонопольной деятельности, ее основные понятия, особенности, сущность и какие виды существуют.
Выбранная мной тема очень актуальна в наше время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.Антимонопольное регулирование в РФ. 5
1.1.История создания антимонопольных ведомств. 5
1.2.Сущность антимонопольного регулирования. 7
1.3.Основные направления развития антимонопольного регулирования в РФ и РТ. 9
2.Монополизм в банковской сфере. 13
2.1.Банковские монополии. 13
2.2.Монополизм и соответствующая концентрация экономики. 15
2.3.Создание банковской системы рыночного типа 18
2.4.Пути повышения конкурентоспособности российских коммерческих банков 21
3.Проблемы и перспективы развития антимонопольного регулирования25
3.1.Необходимость улучшения антимонопольного регулирования. 25
3.2.Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

ДКБ КУРСОВАЯ 3 семестр.docx

— 131.87 Кб (Скачать файл)

Антимонопольное законодательство, как правило, включает в себя нормы, определяющие ограничения при образовании  различного типа хозяйственных объединений, принципы ведения конкурентной борьбы на рынке и заключения договоров  по продаже товаров и услуг, а  также полномочия государственных  органов по надзору за соблюдением  соответствующих законоположений. Основные задачи антимонопольного законодательства:

1) обеспечение благоприятных  условий и стимулов для развития  конкуренции и предпринимательства  в национальной экономике;

2) снятие всех преград  на пути активизации конкуренции  на правовой основе, позволяющее  исключить монопольные действия  субъектов рынка, центральных  органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;

3) определение правового  режима регулирования ответственности  за монопольные действия и  нарушения правил честной конкуренции;

4) защита интересов малого  и среднего предпринимательства  от произвола крупного бизнеса;

5) создание условий для  развития национальной экономики.

Во многих развитых странах  законодательно установлены допустимые уровни монополизации конкретного  рынка товаров и услуг. Указанные  критерии не являются абсолютными -- концентрация или централизация капитала могут  в отдельных случаях приводить  к повышению предельных значений доли рынка одной корпорации, если при этом обеспечиваются высокие  темпы научно-технического прогресса, более высокое удовлетворение потребностей населения, существенное снижение издержек производства, повышение качества продукции. Антимонопольное законодательство обычно запрещает заключение корпорациями соглашений о разделе рынков и  согласовании цен.

   История антимонопольного  регулирования также  знает  попытки предотвращать  ценовую  дискриминацию, когда при  определенных  условиях возможно продавать   один и тот же товар различным   группам потребителей по различным   ценам, но, с развитием сферы  сервиса, эти законы ушли в  историю. Сейчас ценовая дискриминация  стала  явлением повсеместным, когда существуют дорогие магазины  и торговые центры.

    Считается, что  основной задачей антимонопольного  законодательства является не  защита интересов отдельных компаний, а  предотвращение ухудшений  условий  конкуренции.

    Современные антимонопольные  законодательства, хотя и различаются  в разных странах, имеют два  принципиальных направления   – контроль за ценами и за  слияниями  компаний. Антимонопольное  законодательство в первую очередь  запрещает соглашения по ценам.  Незаконным является любой   сговор между фирмами в целях   установления цен. Также законом   преследуется демпинговая практика  продаж, когда фирма умышленно   устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из  отрасли  конкурентов.

Антитрестовское (антимонопольное) регулирование (от англ. antitrust adjustment) - деятельность государства, направленная на защиту прав потребителей, предотвращение монополизации отдельными предприятиями (или их объединениями) тех или иных видов производства. Представляет собой комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.

 

    1. Основные направления развития антимонопольного регулирования в РФ и РТ.

 

 

В зарубежной законотворческой практике, как правило, наблюдается  оформление антимонопольного регулирования  в виде отдельных законодательных  актов.

Как известно, правовое регулирование  конкуренции на товарном рынке и  рынке финансовых услуг имеет  существенные различия. Почему российское нормотворчество в сфере антимонопольного регулирования пошло по пути объединения  норм различных законов в единый законодательный акт, посвященный  вопросам защиты конкуренции на всех рынках, включая и рынок финансовых услуг.

В Российской Федерации антимонопольное  регулирование на финансовом рынке  развивалось в особенных условиях становления и формирования рыночной структуры банковского и страхового секторов экономики, рынков ценных бумаг  и иных видов финансовых услуг. Фактически большинство субъектов финансового  рынка, как и вся его инфраструктура, создавались заново. По этим причинам первый российский антимонопольный  закон (Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках") предусматривал исключение из применения этого закона для отношений, связанных с монополистической  деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг.

Таким образом, до вступления в силу в 1999 году Федерального закона "О защите конкуренции на рынке  финансовых услуг", финансовые рынки  не подвергались системному контролю и надзору со стороны антимонопольных  органов. В тот период (1991-1998гг.) антимонопольное  регулирование ограничивались фрагментарным  применением соответствующих норм банковского законодательства (ст. 32 Федерального закона "О банках и банковской деятельности") и  подзаконных нормативных правовых актов.

Развитие правоприменительной  практики в течение нескольких лет  после вступления в силу Федерального закона "О защите конкуренции  на рынке финансовых услуг" позволило  создать систему антимонопольного регулирования на финансовом рынке  и подготовить условия для  инкорпорирования норм этого закона в единый законодательный акт, посвященный  вопросам защиты конкуренции на всех рынках, включая и рынок финансовых услуг. Разработка и принятие нового закона о конкуренции (Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ "О защите конкуренции") - явление знаковое для финансового рынка. И дело здесь не только в том, что новый закон во многом изменил правовой режим в этой сфере. Вопрос первоначально стоял по-другому. Считалось, что из-за имеющихся различий в подходах к правовому регулированию отношений, влияющих на конкуренцию на товарном рынке и рынке финансовых услуг, объединение в одном правовом акте норм двух законов о конкуренции -- задача, с юридико-технической точки зрения, трудновыполнимая. К этому следует добавить и существенные различия, относящиеся к экономической природе товарного и финансового рынков, что в немалой степени усложняло выбор и унификацию средств правового регулирования.

Несмотря на указанные  сложности, законодатель, опираясь на общие правовые принципы, лежащие  в основе антимонопольного регулирования  на товарном и финансовом рынках, схожий режим контроля соблюдения правовых норм и на близкий по охвату перечень действий экономических субъектов, подлежащих запрету, сумел разработать  единый федеральный закон о конкуренции. При этом следует отметить, что  разработчиками в процессе законотворчества, по возможности, были учтены особенности  подлежащих регулированию рынков, в  том числе и финансового.

Сговоры между участниками рынка - одна из наиболее опасных форм ограничения конкуренции, негативно влияющая на стимулы и, как следствие, на производственную деятельность, эффективность размещения ресурсов, связанных с практикой фиксирования цен и раздела рынка. Согласно некоторым оценкам, выгоды от фиксирования цен как одной из форм сговора составляют 10% продажной цены, в то время как в других исследованиях приводятся еще большие цифры. В частности, медианное значение надбавки картеля над конкурентной ценой составляет 25%, а для картеля, включающего международных участников, -- 32%. Аналогичная надбавка для картеля, действующего на внутреннем рынке, равна 18%. В период своего расцвета картели устанавливают надбавки, вдвое превышающие медианные величины.

Не случайно данная форма  монополистической деятельности квалифицируется  как одно из наиболее серьезных нарушений  антимонопольного законодательства и  запрещается как таковая, то есть к подобным соглашениям между  участниками рынка неприменимо  правило разумности (rule of reason). Поэтому, согласно Федеральному закону № 45-ФЗ "О  внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденному Президентом Российской Федерации 9 апреля 2007 г. и вступившему  в силу в середине мая, предполагается существенное ужесточение наказания  за нарушение антимонопольного законодательства.

В первую очередь это касается введения оборотных штрафов за злоупотребление  доминирующим положением и участие  в сговорах. В отличие от прежних  административных штрафов, максимальный размер которых составлял 500 тыс. руб., величина оборотного штрафа может доходить до 15% оборота по товару (товарной группе), производство и реализация которого осуществлялись в рамках сговора, что при прочих равных условиях заметно повышает ожидаемые издержки нарушения антимонопольного законодательства.

Вместе с тем новый  закон вносит в статью 14.32 пункт  об условиях освобождения от административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в форме участия  в сговоре, что является смысловым  ядром программы ослабления наказания. В их числе:

- заявление в Федеральную  антимонопольную службу о факте  сговора и его участниках или  совершения недопустимых по российскому  антимонопольному законодательству  согласованных действий;

- предоставление информации  о сговоре или согласованных  действиях;

- отказ от участия в  сговоре или осуществления согласованных  действий.

Основная цель ослабления (или освобождения от) наказания  за нарушение антимонопольного законодательства - улучшение соблюдения его норм. Такого рода программы существуют в  странах как с развитой, так  и с развивающейся рыночной экономя (Австралия, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Канада, Китай Латвия, США, Япония и др.)

Изменения в системе санкций  за нарушение антимонопольного законодательства - важнейшее условие обеспечения результативности данной программы, поскольку в противном случае хозяйствующие субъекты в своих решениях могли бы вообще не учитывать ожидаемые издержки нарушений установленных правил конкуренции. Вместе с тем перечисленные условия, создавая необходимые рамки, не являются достаточными. Чтобы указанный пункт статьи заработал, решить немало теоретических и практических вопросов, наиболее существенные из которых будут рассмотрены ниже.

Важно также отметить одну особенность формулировки статьи 14.32, в соответствии с которой возможность  освобождения от ответственности распространяется на участника не только сговора, но и согласованных действий. С нашей  точки зрения, данная норма может  быть применена только к сговору, в то время как правомерность  положения ее к согласованным  действиям вызывает большие сомнение (особенно в части возможностей злоупотребления  правом как способом недобросовестной конкуренции). Возможность согласованных  действий (или молчаливого сговора) - настоящее проклятие антимонопольных органов, поскольку в этом случае никакие свидетельства не служат достаточным основанием для фальсификации гипотезы об отсутствие указанных действий, как и для верификации их наличия. Вот почему далее будет рассматриваться исключительно вопрос об ослаблении наказания за участие в сговоре.

 

Вывод

 

 

Антимонопольное регулирование - деятельность государства, направленная на защиту прав потребителей, предотвращение монополизации отдельными предприятиями (или их объединениями) тех или  иных видов производства. Представляет собой комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для  рыночной конкуренции и не допустить  чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного  механизма.

Антимонопольное законодательство - комплекс законов и правительственных  актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание  конкурентной среды в различных  сферах предпринимательской деятельности, противодействие монополизму и  противодействие монополизму и  недобросовестной конкуренции, на ограничение  и запрещение монополий, препятствующих созданию монопольных структур и  объединений, монополистических действий.

Основные задачи антимонопольного законодательства:

1) обеспечение благоприятных  условий и стимулов для развития  конкуренции и предпринимательства  в национальной экономике;

2) снятие всех преград  на пути активизации конкуренции  на правовой основе, позволяющее  исключить монопольные действия  субъектов рынка, центральных  органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;

3) определение правового  режима регулирования ответственности  за монопольные действия и  нарушения правил честной конкуренции;

4) защита интересов малого  и среднего предпринимательства  от произвола крупного бизнеса;

5) создание условий для  развития национальной экономики.

 

 

 

  1. Монополизм в банковской сфере.

    1. Банковские монополии.

 

 

Банковские монополии - крупнейшие банки их объединения, господствующие в проведении банковских операций и  на этой основе извлекающие монопольно высокие прибыли.

Монополии подавляют конкуренцию - важную движущую силу экономического прогресса.

В банковском деле проявляется  та же закономерность, что и в  промышленности: свободная конкуренция  ведет к концентрации, а концентрация, достигнув высшей ступени развития, порождает монополию. Существуют следующие  основные формы банковской монополии:

- Банковские картели - соглашения банков, в известной  мере ограничивающие их самостоятельность  и свободную конкуренцию между  ними путем установления единообразных  процентных ставок, проведения одинаковой  дивидендной политики и т.п.

- Банковские синдикаты,  или консорциумы, - соглашения между  несколькими банками для совместного  проведения крупных и выгодных  финансовых операций (обычно по  выпуску ценных бумаг), которые  не в состоянии осуществить  один банк.

Информация о работе Антимонопольное регулирование банковской деятельности