Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:37, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена изучению антимонопольной деятельности в сфере банковского сектора. В данной работе будет рассматриваться история возникновения антимонопольной деятельности, ее основные понятия, особенности, сущность и какие виды существуют.
Выбранная мной тема очень актуальна в наше время.
ВВЕДЕНИЕ 4
1.Антимонопольное регулирование в РФ. 5
1.1.История создания антимонопольных ведомств. 5
1.2.Сущность антимонопольного регулирования. 7
1.3.Основные направления развития антимонопольного регулирования в РФ и РТ. 9
2.Монополизм в банковской сфере. 13
2.1.Банковские монополии. 13
2.2.Монополизм и соответствующая концентрация экономики. 15
2.3.Создание банковской системы рыночного типа 18
2.4.Пути повышения конкурентоспособности российских коммерческих банков 21
3.Проблемы и перспективы развития антимонопольного регулирования25
3.1.Необходимость улучшения антимонопольного регулирования. 25
3.2.Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
- Банковские тресты - форма объединения, при которой собственность входящих в нее банков объединяется и деятельность подчиняется единой власти. Возникает в результате поглощения одним банком-гигантом своих конкурентов или слияния нескольких банков. Все эти формы типичны для США и Великобритании.
- Банковские концерны - объединения
многих банков, формально сохраняющих
самостоятельность, под
1. между немонополизированными банками;
2. между банковскими монополиями и банками-аутсайдерами;
3. между самими банковскими монополиями;
4. внутри банковских монополий.
В своей борьбе с банками-аутсайдерами банковские монополии прибегают к такому методу, как переманивание у них клиентуры с помощью рекламы, открытия своих филиалов в районе деятельности аутсайдеров и привлечения клиентов путем предоставления им тех или иных льгот. Банки-монополисты требуют от своих вкладчиков и заемщиков не вести никаких дел с банками-аутсайдерами. Часто банковские монополии лишают аутсайдеров самостоятельности, скупая их акции.
Между самими банковскими
монополиями ведется
Развертывается также борьба между банками-монополистами за контроль над предприятиями, в которых они участвуют. Если, например, акциями промышленной компании владеют два или несколько крупных банков, то каждый из них стремится захватить контрольный пакет акций.
Наконец, сами банки играют
активную роль в образовании и
развитии промышленных монополий. Объединение
ряда кредитуемых предприятий в
монополистический союз выгодно
для банка, так как уменьшает
риск банкротства предприятий-
Процесс монополизации имеет
позитивные и негативные последствия.
Позитивным является то, что у гигантских
предприятий и их объединений
больше возможностей развивать современное
производство, финансировать крупные
научно-исследовательские
Отрицательной чертой монополизации экономики является прежде всего практика установления монопольных цен. Покупатели вынуждены покупать товары по завышенным ценам, поскольку крупные компании изготовляют подавляющую массу продукции. Монополия тормозит научно-технический прогресс. Это происходит потому, что монополизация производства и сбыта дает возможность крупным компаниям получать определенное время высокие прибыли, даже не внедряя новые достижения науки и техники в производственный прогресс.
Из выше сказанного можно
сделать вывод о том, что монополия,
сама по себе, является негативным процессом
для развития экономики любой
страны. Конкуренция идет уже не
между сотнями отдельных
Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на состояние конкуренции в банковском секторе, является концентрация капитала. Рост экономической концентрации может ослабить конкурентную борьбу как непосредственно вследствие уменьшения числа конкурентов, так и косвенно - в результате увеличения вероятности оставшихся после концентрации организаций открыто или тайно координировать свои действия. Затронутые этим процессом организации могут находиться в одном или нескольких регионах страны или даже в других государствах.
Значительное увеличение
финансовых возможностей объединенных
организаций может обеспечить им
более широкую сферу действий
и средств воздействия в
Что касается России, то здесь
становление рыночной экономики
столкнулось и продолжает сталкиваться
с особой концентрацией производства
товаров и услуг. Она сформировалась
в нерыночной среде и по своему
происхождению существенно
Монополизм и соответствующая концентрация экономики в нашей стране сложились как результат огосударствления народного хозяйства с присущей ему административно-командной системой управления. В отличие от рыночных монополий в западной экономике так называемые административные монополии создавались по инициативе государства. Эти монополии в липе союзных и республиканских министерств, а также Госбанка СССР концентрировали власть и ресурсы на всех уровнях и направлениях управления экономикой.
Отсутствие рыночных принципов управления и распределения ресурсов, централизованное распределение инвестиций привели к формированию своеобразного технологического монополизма. Подавляющее большинство хозяйственных связей складывалось директивно, носило неэкономический, а строго детерминированный организационный и технологический порядок. Монополизм и соответствующая концентрация производства товаров и услуг пронизывали все сферы и отрасли экономики, в том числе и финансово-кредитные отношения, что не могло не сказаться в последующем на процессах концентрации в банковской системе России, ставшей на путь рыночных преобразований.
Концентрация банковского
капитала - объективный процесс
В отличие от западных моделей
новая банковская система России
сложилась в исторически
Процесс отбора кредитных
организаций для обслуживания бюджетных
счетов не был урегулирован должным
образом нормативно-правовыми
Переход в 2000г. на казначейский
метод исполнения бюджетов, в основе
которого лежит контроль за движением
и расходованием средств со стороны
организаций Федерального казначейства,
сузил возможности «
В то время был провозглашен переход в их деятельности «от обслуживания бюджетных счетов к участию в конкретных городских программах и проектах, а также содействию в развитии реального сектора экономики», поэтому средства бюджета и внебюджетных фондов продолжают играть весьма значительную роль в работе некоторых банков (табл. 1).
Таблица 1 - Самые бюджетные банки России на 1 июля 2012 г.
Другими источниками быстрого наращивания капиталов банков явились их участие в так называемых залоговых аукционах, в проведении взаимозачетов для бюджетополучателей, в инвестиционных конкурсах, в конкурсах на обслуживание платежей по реструктурированным долгам развивающихся стран Советскому Союзу, а также реализация крупных государственных экономических реформ, например обслуживание фонда льготного кредитования АПК и др.
Однако и в этом случае юридические нормы до конца не были разработаны, и последнее слово оставалось за служащими аппарата соответствующего государственного органа. Введение же критерия допуска кредитных организаций к участию в конкурсах по величине уставного капитала сыграло отрицательную роль в деле создания условий для развития добросовестной конкуренции, поскольку роль критерия величины капитала была абсолютизирована. Вместе с тем, как показала практика, размер капитала коммерческого банка еще не является гарантией его финансовой стабильности. Здесь можно вспомнить примеры крушения в те годы таких крупных банков, как ММКБ, Тверьуниверсалбанк, «Восток», Кредобанк и последующие проблемы Инкомбанка, «Российского кредита», СБС-Агро, «Империала» и др. Банки, следовательно, не всегда должны стремиться к укрупнению и максимизации доли рынка, поскольку за определенным пределом это приводит к потере прибыльности и устойчивости.
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что монополизация приводит к захвату рынка и развитию недобросовестной конкуренции.
Концентрация капитала в российской действительности - это двойственное явление, содержащее в себе и положительные, и отрицательные стороны. Отношение к данному процессу зависит от ответов на следующие вопросы:
1. Формируются ли традиции
цивилизованного укрупнения
2. Соблюдаются ли правила конкурентной борьбы?
3. Разработана ли необходимая
правовая база, обеспечивающая защиту
от недобросовестной
К сожалению, в настоящее время односложно ответить на эти вопросы затруднительно. Вступивший и силу с 1 января 2000г. Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» свел отдельные положения по защите конкуренции в стройную систему и содержит новые правовые формы, что, несомненно, является шагом вперед. В то же время он не является настольной книгой каждого банкира, и конкурентная борьба продолжает вестись стихийно, принимая часто недобросовестные формы, как это, например, случилось весной - летом 2006 г. во время «кризиса доверия».
Если представители
Если же исходить из принципа
легкости управления системой, то, конечно,
удобнее иметь в стране всего
10 банков и с ними решать все вопросы.
Но этот путь логично ведет к
Поэтому при решении данных вопросов необходимо проводить взвешенную политику, ориентированную не только на банковских гигантов, но и на независимые средние и малые банки, которые обеспечивают добросовестную конкуренцию и развитие демократических принципов рыночной экономики. Очень многое здесь зависит от работы Центрального банка РФ по совершенствованию банковского надзора, по разработке оптимальных норм и нормативов деятельности коммерческих банков.
Центральный банк РФ под
девизом «размер имеет
Информация о работе Антимонопольное регулирование банковской деятельности