Банковская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 20:52, реферат

Краткое описание

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Вложенные файлы: 1 файл

Банковская система.docx

— 69.96 Кб (Скачать файл)

Основные функции Центрального банка :

В экономической литературе в течение многих лет функции центрального банка формулируются почти неизменно:

·      монополия денежной эмиссии;

·      функции банка правительства (в частности, исполнение бюджета и управление государственным долгом);

·      банка банков (расчетный центр, кредитор последней инстанции);

·      проводник официальной денежно-кредитной и валютной политики;

·      орган надзора за банками и финансовыми рынками.

Однако роль, которую играют центральные банки в национальной экономике, значительно шире.

Роль ЦБ в экономике :

Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системой страны, они призваны регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и  занятости, стимулировать рост национальной экономики  на здоровой финансовой основе. Центральный банк выступает  в качестве агента правительства. В этом случае он консультирует правительство в таких областях, как  управление национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика. Кроме того он является представителем   правительства  в финансовых операциях последнего. Основная функция банка разрабатывать и проводить кредитно-денежную политику. Это самая важная его функция.

Основными инструментами кредитно-денежной политики являются :

·   Официальная учетная ставка - относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.

·   Обязательные резервы - часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.

·    Операции на открытом рынке - операции ЦБ по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

· Моральное воздействие - рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.

· Разумный банковский надзор - различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов.

·   Контроль за рынком капиталов - порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и др.

·  Допуск к рынкам - регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.

·    Специальные депозиты - часть прироста депозитов или кредитов КБ, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.

· Количественные ограничения - потолки ставок, прямое ограничение кредитования,   периодическое “замораживание” процентных ставок.

·  Валютные интервенции - купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.

· Управление госдолгом. Эмиссия гособлигаций нейтрализует ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабы госдолга, техника его эмиссии, форма размещения имеют большое значение для контроля за денежным обращением.

· Таргетирование - установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

· Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи.

·   Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

Все эти инструменты могут быть эффективными только в условиях тесной увязки с фискальной       политикой и законодательством. 

 

5.    Центральные Банки различных стран :

Система Банков Федерального Резерва США была создана в начале века. В 1913 году в США был принят Закон о Федеральном резерве. Цель закона определялась так : «Создание банков Федерального резерва, обеспечения устойчивой денежной системы, получение средств переучета ценных бумаг, создание более эффективного надзора за банковским делом в Соединенных Штатах». Для этой цели создавалась система Федерального резерва (СФР).

Надо заметить, что с самого начала были созданы двенадцать БФР, определены двенадцать городов и округов Федерального резерва. Границы округов менялись, но незначительно, а города остались те же, также в количестве двенадцати.

Банк Федерального резерва представляет собой акционерную корпорацию, среди первоначальных пайщиков БФР было правительство Соединенных Штатов. Однако когда система окрепла необходимость в этом отпала.

Управление в БФР осуществляется Советом директоров численностью девять человек. Совет директоров состоит из трех классов ( все данные должности выборные):

А – три члена от банковских кругов,

В – три члена от представителей торговли, с/х и промышленности,

С – три члена, назначаемые Советом управляющих СФР.

Директорами класса А не могут быть сенаторы и конгрессмены, класса В и С ? должностные лица, директора и служащие банков.

Вся система Федерального резерва управляется с помощью трех органов:

·  Совета управляющих СФР

· Федерального консультативного совета

· Федерального комитета по операциям на открытом рынке.

Центральный банк США в лице СФР выполняет все функции, свойственные, как правило, любому Центральному банку. Прежде всего - эмиссия денег. Банкноты, выпущенные каждым БФР, должны быть обеспечены на всю сумму ценными бумагами, ? простыми векселями, долговыми обязательствами, переводными векселями, банковскими акцептами, золотыми сертификатами или сертификатами СДР, гарантированными обязательствами США или активами, которые БФР может купить и хранить у себя.

Каждый БФР обязан открывать счета в других БФР для осуществления межбанковских операций. По указанию Совета управляющих СФР такие банки должны также открывать счета в иностранных государствах, определять банки-корреспонденты или создавать представительства за границей для упорядочивания системы международных расчетов США.

Законодательством США не предусмотрено прямое предоставление кредитов правительству. Все государственные расходы, как и доходы, регулируются бюджетом, составляемым министерством финансов. Министерство финансов само изыскивает недостающие средства и часто прибегает к выпуску облигаций и векселей через Казначейство. Банки Федерального резерва участвуют в распродаже таких бумаг.

Для системы банков Федерального резерва США важную роль играет служба инспекций. Она производит контроль федеральных резервных банков. В нее регулярно поступают сведения об инспекционных операциях аудиторских служб самих банков Федерального резерва, имеющих право проводить инспекции в отношении всех своих членов и подконтрольных этим членам банков, кроме национальных.

Немецкий Федеральный банк (НФБ), выступает в качестве центрального банка ФРГ. Он был создан вскоре после второй мировой войны оккупационными властями западных зон в 1948 году. Законом о Немецком Федеральном банке, который был принят Бундесратом 26 июля 1957 г., проведено слияние Берлинского Центрального банка, центральных банков земель с Банком немецких земель. С очень незначительными изменениями Закон о НФБ действует и в настоящее время. НФБ имеет свои представительства в столицах земель, некоторое число главных филиалов (58) и филиалов (170) по всей территории ФРГ.

В соответствии с Законом НФБ является юридическим лицом публичного права. Его основной капитал принадлежит Федерации. Основной задачей банка считается регулирование денежного обращения и кредита в целях обеспечения устойчивости валюты. НФБ стремится к развитию банковского платежного оборота как в стране, так и с заграницей. Закон предоставляет банку право участвовать в Международном компенсационном банке, а с согласия федерального правительства и в других учреждениях, которые обслуживают межнациональную валютную политику, обеспечивают международный платежный и кредитный оборот.

Органами урпавления Немецкого Федерального банка являются :

·Центральный совет банка, который определяет денежную и кредитную политику НФБ,

·Директорат, который отвечает за реализацию этих решений,

·Правления в главных управлениях, находящихся в столицах земель, которые обозначаются как Центральный банк земли и ведут дела с землями и публичными органами управления в землях, совершают сделки с кредитными учреждениями своей сферы деятельности.

Первой задачей Немецкого федерального Банка в соответствии с Законом о НФБ является регулирование денежного обращения и кредита в стране, обеспечение платежного оборота в стране и с заграницей. Вторая задача, выполнение которой ставится в зависимость от решения первой, ? поддержание общей экономической политики правительства ФРГ.

Для осуществления воздействия на денежное обращение и состояние кредита НФБ использует как валютные полномочия, предоставленные ему законом, так и коммерческую политику, реализуемую через систему разнообразных банковских сделок.

НФБ вправе издавать обязательные для кредитных учреждений приказы и запрещения. В этом направлении особую роль играет политика минимальных резервов. Для оказания воздействия на денежное обращение и кредитование НФБ может требовать, чтобы кредитные учреждения обеспечивали определенный процент своих обязательств перед клиентурой помещением денежных средств на таро-счет в НФБ.

Коммерческая политика Центрального банка ФРГ многопланова и имеет различные конкретные проявления:

· политика открытого рынка,

· валютная политика,

· политика рефинансирования,

· дисконтная политика,

· ломбардная политика.

Политика открытого рынка осуществляется НФБ на рынке ценных бумаг. Продавая или покупая ценные бумаги на финансовом рынке, НФБ влияет на наличие денег в обращении, а также на степень платежеспособности кредитных учреждений. Если на денежном рынке наблюдается повышенный спрос. НФБ скупает ценные бумаги и тем самым в оборот поступают дополнительные денежные ресурсы. Продажу ценных бумаг НФБ производит при наличии повышенного предложения на денежном рынке. Этим достигается высокий уровень платежеспособности в коммерческой банковской деятельности.

Существенное значение в работе НФБ имеет дисконтная (учетная) политика. Гибкое применение учетной ставки дает возможность привлечения нового количества денег в оборот из банковской системы. Действует механизм рефинансирования. При неблагоприятных экономических процессах в период накопления денег и массового денежного спроса НФБ снижает учетную ставку и таким образом создает более выгодные условия для рефинансирования коммерческих банков. Одновременно снижаются процентные ставки по кредитам, делая их более дешевыми и доступными для развития экономики. В дальнейшем это приводит к росту спроса на кредиты, увеличению инвестиций в экономику.

Весьма эффективным средством поддержания платежеспособности и регулирования рентабельности банковской системы ФРГ является ломбардная политика НФБ. Ломбардная политика заключается в готовности НФБ предоставить коммерческим банкам кредиты под залог различных ценностей. Под залог векселей предоставляется заем в сумме не более девяти десятых номинала векселя. В таком же размере предоставляется заем под залог казначейских векселей. Заем может быть предоставлен под залог обязательств, которые выпущены федерацией или некоторыми центральными учреждениями (федеральными железными дорогами, федеральной почтой и др.) или одной из земель. В этих случаях размер займа не может превышать трех четвертей от курсовой стоимости закладываемых облигаций. Существуют и другие объекты залога в виде ценных бумаг, имеющих публично-правовой характер.

Ломбардная политика НФБ проводится через регулирование ломбардной ставки и установление ломбардных контингентов. Ломбардные контингенты ? возможный объем займов, предоставляемых кредитным учреждениям (в том числе главным образом коммерческим банкам).

Банк России. Уставный капитал и имущество БР являются федеральной собственностью. Банк России использует их на правах владения,  пользования и распоряжения. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, т.е. не финансируется.

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах,   необходимых для осуществления им своих функций.

БР, как и большинство центральных банков ведущих капиталистических стран, является юридическим лицом, он национализирован, его действия и полномочия опираются на четкую законодательную базу. Он регулирует банковскую сферу, издавая обязательные нормативные акты. Следовательно, сегодня правовое положение и фактическое место, занимаемое Банком России в финансово-кредитной системе страны практически не отличаются от последних в странах, входящих в семерку наиболее развитых; незначительные отклонения могут   лишь быть объяснены путем исторического развития банковских систем.

Высшим органом Банка России является Совет директоров ? коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством  голосов  от  общего числа депутатов, кандидатуру для назначения на должность  Председателя  Банка  России представляет  Президент Российской Федерации.

Информация о работе Банковская система